24.01.2024

Икт в логопедической работе. Икт в работе учителя-логопеда


Использование ИКТ в работе учителя- логопеда.

Мы живем в такое время, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в дома, школы, офисы, и, наконец, в детские сады. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а также в формировании речевого и общего психического развития школьников и служить мощным техническим средством обучения. Большое количество всевозможных компьютерных программ Microsoft: Power Point, Excel, Word вполне можно использовать в своей работе любому педагогу, как для повышения эффективности учебного, воспитательного и коррекционного процессов, так и для повышения уровня своей квалификации и профессионального мастерства.

Контингент школьников, обучающихся в нашей школе, составляют дети, имеющие разный уровень речевого развития. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку школьников на занятиях. Одной из центральных проблем в логопедической работе является – мотивация. Очень часто ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи школьников учителя-логопеды стали использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей с нарушениями речи, значительно возросла мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Использование компьютера в логопедической работе позволяет заниматься с несколькими группами детей одновременно, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению интереса к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей. Таким образом, новизна работы с компьютером позволяет повысить интерес ребенка к занятиям с логопедом, позитивно сказывается на мотивации обучения, его результативности и ускоряет процесс коррекции речи.

Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе – это доступный и удобный способ быстрого подбора необходимого речевого, литературного материала и его оформление с помощью различных информационных и электронных ресурсов, ведение документации (анкеты, речевые карты, индивидуальные карточки с заданиями, конспекты занятий по темам) в электронном виде, создание презентаций по лексическим темам: «Одежда», «Овощи и фрукты», «Домашние и дикие животные» и т.д., облегчает работу, сокращает время, затрачиваемое учителем-логопедом на ведение необходимой документации.

Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с компьютером, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Процесс обучения ребенка с нарушением речи требует длительного времени и отнимает у него много сил. Интерес к занятиям с логопедом у ребенка со временем утрачивается, так как эти занятия часто носят монотонный характер, теряется желание говорить «правильно и красиво». Тем более что в настоящее время возросло количество детей, у которых к нарушениям речи присоединяется и синдром дефицита внимания и гиперактивности. В работе с такими детьми требуется особый индивидуальный подход, так как они нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке на занятиях.

Используя в своей деятельности ИКТ, с целью повышения эффективности процесса коррекционно-логопедического воздействия, учитель-логопед при этом решает следующие задачи: повышение мотивации детей к логопедическим занятиям; формирование сотрудничества и новых форм общения между ребенком и логопедом; адекватная оценка ребенком своих действий во время занятий с компьютерной программой; положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, как залог успеха.

Осознанное отношение ребенка к своему речевому дефекту, а, следовательно, и желание его исправить – одна из центральных задач в логопедической работе. В этом случае одним из средств оптимизации процесса коррекции могут служить компьютерные программно-методические средства. Общение детей школьного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Специально разработанные компьютерные программы, которые может в своей работе использовать логопед, несут обучающий и развивающий характер: «Развивай-ка для малышей» из серии «Обучение с приключением», «Веселая азбука», «Фабрика игр», «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно»,которые предназначены для коррекции общего недоразвития речи у детей,позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми.

Детские компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация. В процессе занятий на компьютере у детей улучшаются память и внимание, так как передаваемая информация в привлекательной для ребенка форме, не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Работая с компьютером, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться «знаковая функция сознания», то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это реальные вещи, картинки, схемы, слова, числа.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития мелкой моторики. В любых играх самых простых и сложных детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Не зря бытует такое выражение «наша речь на кончиках наших пальцев». Существует даже простой мини-тест речевой готовности ребенка: его просят поочередно показать один, два, затем три пальца руки. Если ребенок делает это свободно, это говорит о том, что артикуляционная моторика практически сформирована. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу, это относится и к работе зрительного анализатора. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцам рук и при этом еще и думает над заданием. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютере. Кроме всего перечисленного, компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится более эффективным обучение планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая, тем самым, его отношение к окружающему миру.

Ребенок в диалоге с компьютерной программой углубляет и расширяет свои знания, «дружественное отношение» компьютера к ребёнку является стимулом в работе и не только повышает уровень знаний по определенной теме, но и демонстрирует потенциальные возможности использования компьютера в дальнейшей педагогической деятельности. Правильное использование компьютера приводит к повышению мотивации детей к занятиям с учителем – логопедом, к адекватной оценке ребенком своих действий, к формированию сотрудничества между ребенком и логопедом. Ребенок воспринимает логопеда как помощника, к советам которого необходимо прислушиваться. При этом формируется такая форма общения между ребенком и педагогом, которая необходима как дошкольнику, так и младшему школьнику для обучения в школе. Общаясь с компьютерным героем во время занятия, ребенок начинает спрашивать логопеда о том, что нужно сделать, чтобы выполнить то или иное задание. Он радуется, когда «независимый» компьютерный герой «дарит» ему подарки. Ребенок при этом постоянно стремится исправить свои ошибки, чтобы его «компьютерный друг» и логопед похвалили его. При этом и у логопеда появляется стимул в работе, интерес к дальнейшей организации своей деятельности. Интерес становится взаимным, а это уже является залогом успешной работы. При использовании компьютерных программ на занятиях логопеду необходимо знать правила безопасной работы с компьютером, кроме того, не использовать не апробированных и научно необоснованных программ, что может привести к замене живого речевого общения общением с машиной, нанести вред зрению и нервной системе ребенка. Необходимо учитывать и негативные моменты при работе с компьютером. С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья. Дети с нарушением речи часто имеют ослабленную нервную систему, чтобы ее не перегружать работа с компьютером на одном занятии не должна превышать 5-10 минут, в зависимости от возраста ребенка и степени истощаемости его нервной системы. До начала занятия для предупреждения переутомления глаз рекомендуется провести с ребенком зрительную гимнастику: движения глазами вправо-влево, вверх-вниз в течение 8-10 секунд, круговые движения глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки по 8-10 раз. Логопед должен следить, чтобы при этом голова ребенка находилась в покое, а не поворачивалась. Во время работы с компьютером необходимо периодически переводить взгляд ребенка от компьютера в сторону каждые 2 минуты на несколько секунд. По окончанию занятия зрительную гимнастику необходимо повторить.

ЛИТЕРАТУРА:

Ковригина Л.В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста// Фундаментальные исследования. – 2008. – № 3 – С. 57-59

Кутепова Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств // Логопедия: методические традиции и новаторство. – М., 2003

Ведущее предназначение современной педагогической деятельности заключается в совершенствовании процесса коррекции дисфункций речевого развития. Учитель-логопед, идущий в ногу со временем, должен владеть прогрессивными методиками обучения, включая компьютеры и интерактивные устройства. Использование ИКТ в работе учителя логопеда в разы повышает мотивацию и значительно улучшает навыки общения и уровень интеллектуального развития учащихся.

По словам экспертов, 15-20% детей в возрасте от 7 до 13 лет имеют речевые расстройства различной степени тяжести. Наблюдается дизартрия, задержка речевого развития, дислалия, недоразвитие речи, дислексия, заикание. Речь является основной формой передачи мысли, поэтому от ее состояния зависит полноценная реализация личности каждого ребенка. Интеграция информационных технологий содействует положительной динамике и хорошо сказывается на психоэмоциональном состоянии ребенка.

Актуальность применения ИКТ учителем логопедом в школе

  • Повышение интереса к занятиям. Учебная практика показывает, что ни высокий уровень подготовки логопеда, ни его профессионализм и стаж не способны мотивировать ребенка, побудить его учиться и развиваться.
  • Индивидуализация обучения. Специальные обучающие компьютерные программы помогают подобрать для каждого ребенка индивидуальную стратегию, которая будет позитивно сказываться на формировании необходимых навыков.

Информационные технологии – важная составляющая успешного совершенствования речи у детей в ДОУ и школах. В соответствии с ФГОС , школа , где работает логопед , должна быть оснащена прогрессивными интерактивными устройствами. С их помощью педагог сможет вовлекать школьников в учебный процесс, что позволит достичь более действенных результатов.

Средства ИКТ в коррекционно-развивающей работе

  • Аудиопрограммы. Незаменимы для формирования чувства ритма, слухового внимания, памяти.
  • Мультимедийные презентации. Позволяют наиболее продуктивно организовывать и проводить индивидуальные и групповые занятия с детьми младших классов.
  • Готовые интерактивные программы. Содействуют эффективной коррекции навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка. С их помощью легко удерживать внимание ребенка на протяжении всего занятия.

Современный кабинет логопеда в школе должен быть оснащен интерактивными устройствами, позволяющими в игровой форме развивать в детях интеллектуально-творческий потенциал. Внедрение компьютерных технологий в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия является неотъемлемой составляющей успешного обучения.

Преимущества интеграции информационных технологий

  • Систематизация процесса обучения. Средства ИКТ позволяют логопеду в начальной школе обобщить и проанализировать собранный материал, что помогает значительно повысить качество обучения.
  • Самостоятельная работа. В процессе занятий школьники могут самостоятельно выполнять различные упражнения на компьютере, что позволяет вовлекать их в коррекционный процесс.
  • Привлекательная форма коррекции. Детям легче запомнить какую-либо информацию или что-либо усвоить, когда занятия проходят в игровой и непринужденной форме. Когда ребенок получает одобрение со стороны компьютера в виде разных картинок-призов, он испытывает еще больше положительных эмоций.

Логопед в начальной школе должен в совокупности использовать и традиционную, и инновационную методику обучения. Это позволит повысить продуктивность коррекционно-образовательного процесса, а также снизить риск социальной дезадаптации школьников.

Системный подход с использованием современных прогрессивных методик и информационных технологий - залог успешной коррекции речи детей.

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образованию. Введение в действие ФГОС к структуре общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ДОУ, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.

Информатизация образования – это большой выбор для проявления творчества педагога, побуждающий искать нетрадиционные формы и методы взаимоотношения с детьми, что способствует повышению интереса у дошкольников к обучению, активизирует познавательную активность, развивает детей всесторонне.

Применение ИКТ позволяет сделать игровую деятельность привлекательной и по-настоящему современной, а также решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Преодоление речевого недоразвития, имеет длительную и сложную динамику. Использование в коррекционной деятельности компьютерных технологий, которые учитывают закономерность и особенность развития детей с нарушением речи, что позволяет повысить эффективность коррекционного обучения.

Для детей старшего дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается личность. Правильно подобранные обучающие компьютерные игры и задания являются для дошкольника, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

Использование в коррекционной деятельности нетрадиционных методов и приемов, а именно, мультимедийных презентаций, сокращает утомление и повышает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, что положительно сказывается на эффективности логопедической. помощи и повышает мотивационную готовность ребенка к занятию.

Применение на логопедических занятиях мультимедийных презентаций познавательно и увлекательно детям. Компьютер притягивает внимание детей, которое трудно добиться при фронтальной работе.

Компьютерные обучающие игры, мультимедийные презентации можно использовать по следующим направлениям коррекционной работы :

  • Развитие артикуляционной моторики;
  • Развитие речевого дыхания;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Формирование звукопроизношения;
  • Развития фонематического восприятия;
  • Формирование лексико-грамматического строя речи;
  • Обучение грамоте;
  • Развитие связной речи.

Электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более динамичным и эффективным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания представлены в интерактивной и игровой форме.

Важным в процессе коррекционной помощи при нарушений произношения является этап автоматизации звука и введения его в самостоятельную речь. Длится это гораздо дольше, чем этап постановки звука. Повторение и заучивание текстов, насыщенных исправляемым звуком, разнообразных по содержанию, что традиционно используют на коррекционных занятиях не вызывает у детей интереса, что снижает мотивацию осознанной деятельности.

Скучное и однообразное повторение речевого материала по напечатанным текстам не привлекает детей к активности при автоматизации звука. Что нередко приводит к тому, что поставленный звук так и не появляется в самостоятельной речи детей.

Яркость и красочность презентации вызывают у детей интерес, а звуковое сопровождение помогает ориентироваться на правильное звукопроизношение.

Использование средств ИКТ в логопедической работе проявляется в создании и применении компьютерных игр для использования на коррекционных занятиях по различным направлениям и определены следующие задачи :

  1. разработка мультимедийных презентаций с понятными заданиями;
  2. включение анимационных героев и создание сказочных сюжетов;
  3. создание разнообразных игр, позволяющих эффективно решить коррекционные задачи.

Результативность внедрения средств ИКТ в коррекционную деятельность, можно выделить следующие положительные моменты:

  • применение средств информационно-коммуникационных технологий в коррекционной деятельности для закрепления пройденного материала способствует его лучшему усвоению, так как занятие становится более увлекательным, улучшается его наглядность;
  • компьютеризированные средства помогают логопеду сформировать целостное восприятие и стойкое запоминание изучаемого материала, опираясь на принцип: слышу, вижу, запоминаю;
  • средства информационно-коммуникационных технологий позволяют поддерживать внимание дошкольников в течение длительного времени;
  • внедрение средств информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения и коррекции нарушений речи дошкольников позволяет усовершенствовать формы организации и методы обучения, что способствует формированию гармоничной личности в условиях современного общества;
  • применение коррекционных технологий, основанных на средствах информатизации и коммуникации, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей дошкольников, а также активизации самостоятельной работы и инициативности;
  • использование информационных и коммуникационных технологий, способствует формированию мировоззрения личности дошкольника, формированию навыков социальной деятельности и взаимодействия;
  • знакомство детей с технологиями информатизации и коммуникации, компьютером позволяет приобщить дошкольников к современным методам получения, обработки, хранения и передачи информации;
  • информационно-коммуникационных технологии дают возможность использования электронного материала в учреждении и в домашних условиях.

Но при всех положительных моментах использования ИКТ логопедам следует тщательно обдумывать количество предъявленного материала и время на коррекционных занятиях. Коррекционная деятельность не может проходить исключительно из предъявления компьютерных игр и мультимедийных презентаций, они обязательно должны сочетаться с другими приемами и методами работы и дополнять их. Следует помнить о здоровьесберегающем режиме проведения занятий, особенно при использовании компьютера.

Дедловская Т.Н.,
учитель-логопед,

Различные речевые дефекты в разном возрасте подвергаются коррекции в разных временных рамках. Всем известно, что в возрасте от шести до семи лет ребёнок значительно развивается во всех отношениях. И в то же время дефекты речи к этому возрасту становятся более стойкими.

Использование ИКТ на логопедических занятиях существенно повышает эффективность работы по исправлению дефектов звукопроизношения, преодолению нарушений чтения и письма, развитию мелкой моторики за счёт:

  • доступной наглядности;
  • возможности прочитать, прослушать (слог, слово, предложения и т. д), не видя артикуляцию;
  • использование караоке;
  • повышения мотивации.

Преимущества занятия с использованием презентаций:

  • благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять элементы упражнений более тщательно и в полном объёме;
  • использование анимации и сюрпризных моментов делают коррекционный процесс более интересным и выразительным;
  • дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением, героев сюжета, которые благодарят детей за помощь.

Применение презентаций позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на дифференциацию смешиваемых звуков.

Разработанные таким образом занятия применяются мной для:

  • развития речевого дыхания;
  • автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи;
  • дифференциации звуков;
  • пополнения словарного запаса, отработки грамматического строя речи и лексических тем;
  • развития связной речи и познавательных способностей.

В нашем современном мире, когда на смену простых дидактических и настольно-печатных игр приходит компьютер, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Сделать это мне в моей работе помогает ИКТ.

Во-первых, детям нравится что-то новое, необычное, а если есть интерес, усвоение информации идёт лучше.

Во-вторых, компьютерные технологии позволяют дать не только визуальный материал, но и звуковой (голоса птиц, животных, шум воды и т. д.).

В-третьих, анимация, практически небольшая мультипликация, также привлекает интерес детей своей новизной, и даёт бесконечное множество вариантов игр, а мне воплощение моих идей и фантазий.

Также в презентации можно использовать либо готовые фотографии (например, мы с детьми отгадывали). Что за животное пришло к ним на занятие. У него все части тела были от разных зверей. Целью занятия было закрепление притяжательных прилагательных. Дети отгадывали: чьи лапы? (лисьи), чьи уши? (заячьи) и т. д. Если отгадывали и называли правильно, эта часть тела исчезала, а на её месте оставалась часть животного, который был заколдован.

Конечно, использование этой и технологии на каждом занятии, со временем станет неинтересным, поэтому частое её применение нецелесообразно, а значит надо логично выстраивать процесс работы с компьютером.

Конспект занятия на тему: Звук «С» в форме презентации.

Вашему вниманию представлен конспект занятия на тему: Звук «С» в форме презентации.

Цель занятия: автоматизация звука [С] в слогах, в словах, в предложениях.

В презентации представлены игровые упражнения на:

  • Развитие фонематического слуха;
  • Закрепление навыков образования уменьшительно-ласкательных форм;
  • Закрепление навыков согласование числительных с существительными;
  • Деление слов на слоги;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Развитие внимания, памяти, и мышления.

Рогунова Светлана Юрьевна,
учитель-логопед МБДОУ д/с №20 г. Ачинска


© 2024
zko-pricep.ru - Полезные новости для автомобилистов