18.12.2023

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Ах, ты зимушка — зима. Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Пришла зима Познание в подготовительной группе на тему зима


Валентина Кузнецова
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Пришла зима»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе

на тему : «Пришла зима »

Программное содержание :

1. Познание

Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека.

2. Развитие речи

Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением.

Обогащать активный словарь детей.

3. Художественное творчество

Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа.

Совершенствовать умение рисовать гуашевыми красками.

4. Социализация

Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение.

Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.

Методические приемы :

Игровой показ, сравнение, вопросы, обобщение.

Оборудование :

Репродукции картин с изображением зимней природы, аудиозапись пьесы «Декабрь. Святки» («Времена года» П. И. Чайковского, оборудование для рисования,

Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнюю листву и стояли голые, часто шли дожди. В какое время года так было?

Дети : Осенью.

Какая именно пора осени (Поздняя осень.)

А что сейчас изменилось в природе? (Ответы детей) .

Какое время года пришло на смену осени ?

- Дети : Зима .

Правильно. Молодцы! Послушайте стихотворение о зиме.

Чтение стихотворения «Зимняя песенка» .(Р. А. Кудашева) .

Вот зима пришла Серебристая ,

Белым снегом замела Поле чистое.

Днём с детьми на коньках всё катается,

Ночью в снежных огоньках рассыпается.

В окнах пишет узор Льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор со свежей ёлочкой.

Ребята, скажите, а зима – это хорошо или плохо? (Ответы детей) . Давайте с вами постараемся разобраться : зима – это все-таки хорошо или зима – это плохо ! (Словесная игра “Хорошо – плохо”) .

Как приятно смотреть на падающие снежинки. Каждая будто свой танец исполняет, кружась в воздухе. Вот и я вам сейчас предлагаю на время превратиться в снежинок. И пусть каждый из вас придумает и исполнит свой танец. Но это будет не просто танец, а танец-игра, слушайте внимательно музыку, когда она начнет звучать все тише и тише, вы тоже должны будете медленно завершить свой танец. С окончанием музыки пусть каждый из вас покажет, в какой же фигуре застыла его снежинка- балеринка (проводится музыкальная игра “Снежинки- балеринки”) .

А сейчас мы с вами поиграем в дидактическую игру «Зимние слова»

Дети хлопайте в ладоши, если услышите слово, связанное с зимой.

(Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи).

Молодцы! Вы были очень внимательными.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки.

Дети : Да.

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице. (мороз)

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный. (снег)

Под ногами у меня

Деревянные друзья.

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой. (лыжи)

Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел. (сосульки)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает. (снеговик)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим. (лед)

Он и добрый, он и строгий,

Бородой до глаз зарос,

Красноносый, краснощекий,

Наш любимый. (Дед Мороз)

Молодцы! Все загадки отгадали.

Сегодня, рано утром, почтальон принес мне письмо в детский сад от Незнайки.

Незнайка написал письмо, в котором хотел рассказать о том, что такое зима , да, как обычно, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Незнайкой в письме.

Дидактическая игра «Исправь ошибку» .

- «Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима , так начинаются холода, и люди сразу одевают теплую одежду : шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы.

Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню.

Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта : хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах.

Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке.

- Зима – чудесное время года!» Ребята, а вы согласны с последним предложением из Незнайкиного письма : «Зима – чудесное время года!» . Ответы детей.

А давайте исполним песню о зиме и расскажем какая она на самом деле!

Песня «Зима »

Давайте с вами вспомним какие бывают зимой праздники?

Новый год).

Новый год, наверное, самый замечательный и любимый праздник.

К нему долго готовятся, ждут подарков, все заняты приготовлением сюрпризов.

Новый год - ожидание волшебства, тайны и счастья. Новый год - праздник, который отмечают многие народы.

По календарю Новый год наступает, когда заканчивается последний день года и начинается первый день следующего года.

После Нового года будет еще много праздников в январе и феврале, но о них мы поговорим позднее, а сейчас взгляните, как увидели и изобразили зиму художники. (Показ слайдов) .

Рассматривание одной из картин.

Из чего нам понятно, что изображена зима ?

Какого цвета краски использовал художник?

Нравится ли вам эта картина?

Давайте сами попробуем нарисовать картину на зимнюю тему. Но сначала подготовим пальчики к работе .

Физминутка «Снеговик» .

Раз рука, два рука

Лепим мы снеговика.

Вот какой он первый ком,

Вот такой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше.

Ну, а третий голова.

Шляпа будет из ведра,

Нос морковка, а глаза

Два веселых уголька.

Вот какой нарядный он,

Веселит всех малышей.

Рисование «Забавные снеговички»

Попробуйте нарисовать снеговика. Только такого, чтобы отличался от других. Конечно, ваши снеговики будут и похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из … чего?

Сколько нужно снежных шаров для снеговика?

Какого размера эти шары и как расположены?

Что может служить снеговику головным убором?

А что дать ему в руки?

Какое выражение лица может быть у снеговика?

Не только художники с помощью красок и карандашей могут изображать зиму.

Музыканты изображают зиму с помощью звуков. Вы будете работать под музыку Петра Ильича Чайковского. Пьеса называется «Декабрь.

Итог занятия : Рассматривание готовых работ. Обсуждение.

О каком времени года мы говорили?

В какие мы игры играли?

Кто нам написал письмо?

Что рисовали на занятии ?

Молодцы! Все старались, отвечали, хорошо рисовали, поэтому Незнайка нам отправил подарок. Это угощение шоколадки. Дети благодарят Незнайку.

На этом занятие наше закончено .

Конспект

непосредственно - образовательной деятельности

в области «Познание»

для детей подготовительной группы

на тему: «Зимушка - зима»

Программные задачи:

Цель: - закрепить представления о характерных признаках зимы,о состоянии живой и неживой природы,

Расширить кругозор детей,стимулировать познавательный интерес..

Учить детей строить предложения на заданную тему,

Отвечать на вопросы развернутым предложением.

- воспитывать любовь к природе родного края

Обогащать активный словарь детей.

Дидактический материал:

    Демонстрационный:

Фотографии, иллюстрации, картинны, открытки по теме: «Зимушка-зима».

2. Раздаточный материал:

Бумага альбомная

Салфетки

Предварительная работа:

    Беседа с детьми о временах года.

    Заучивание стихов о зиме, пословиц.

    Разучивание песен о зиме.

    Составление рассказов на тему «Зима пришла».

    Рисование на тему « зимушка-зима ».

Методы и приёмы:

Рассматривание

Пояснения

Практическая работа

Ребята -К нам пришло письмо одно,

Было странное оно.
Вместо марок –
Три снежинки,
А конверт -
Из чистой льдинки,
А письмо не на листке,
А на беленьком снежке:

Я спешила в гости к вам.

По горам и тропинкам

Уложила я снежинки,

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Ребята! Вы догадались, кто вам пишет? Правильно, это– зима! Я хожу по миру и перекрашиваю в белый цвет деревья, и кругом становится всё светлым, радостным. Но иногда, я закрываю небо тяжёлыми тучами, нагоняю холодный ветер, и всё кругом становится мрачным и тусклым. Ребята, объясните мне, пожалуйста, зима – это хорошо или плохо? Буду ждать вашего ответа» Воспитатель: Ребята, мы сможем доказать, что зима – это прекрасное время года? - Как доказать? Давайте с вами постараемся разобраться: зима – это все-таки хорошо или зима – это плохо! (Словесная игра “Хорошо – плохо”) Как вы думаете, почему зима – это плохо?

Зима – это плохо, потому что солнце светит мало, становится холодно, трещат морозы, потому что небо хмурое, пасмурно, потому что день стал короче, а ночь длиннее, надо одеваться, потому что птицы и животные голодают, потому что дует холодный ветер, можно простудиться, поэтому тепло,

Дети рассуждают:

Зима – это хорошо, потому, что идёт снег.

Потому что деревья стоят красивые, как в сказке

Потому что можно поваляться на снегу, покататься на лыжах, коньках, санках, слепить снегови, потому что придёт дед Мороз с подарками, новогодний карнавал. Действительно, зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами. Ребята, а мы с вами в какой стране живем?
Скажите пожалуйста какая же у нас русская зима?

Дети: Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.

Вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.

Вспомните, пожалуйста, какие вы знаете пословицы о зимних месяцах?

    «Январь – крыша зимы»

    «В феврале два друга: мороз да вьюга»

    «В феврале, в феврале много снега на дворе» Почему так говарят (объяснение смысла пословицы).
    Снег холодный, а от стужи укрывает.
    Мороз не велик, да стоять не велит.
    - Ребята, хочется Зиме услышать рассказы о себе, и чтобы рассказы получились красивые, рассмотрите зимние картинки и нашу схему-помощницу(у каждого ребенка своя часть рассказа). Глядя на картины и схему, вы без труда вспомните, все, что вы знаете о зиме.
    Рассказы детей. Составление рассказа о зиме по мнемотаблице «Зима»

Ребята, вот мы с вами и рассказали зиме, что она - прекрасное время года! Как мы ещё можем доказать это? - Давайте попробуем нарисовать картину на зимнюю тему. Пока вы будете рисовать, у нас будет звучать музыка П.И. Чайковского «Времена года». Вы готовы? Ответы детей (Да).

Воспитатель:

Тогда приступайте

Итог занятия: Рассматривание готовых работ. Обсуждение.

О каком времени года мы говорили?

В какие мы игры играли?

Кто нам написал письмо?

Молодцы! Все старались, отвечали, хорошо рисовали, Зимушка -зима приглашает вас на весёлую зимную прогулкуна прогулку!

Я рада, что мы с вами нашли убедительные доказательства для Зимушки-Зимы .

КОНСПЕКТ НОД

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи: Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы;

Уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже;

Активизировать словарь по данной теме;

Развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Дети, сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.

1. Отгадывание загадки.

Наступили холода,

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает:

Когда это бывает? (зимой )

  1. Беседа о зиме.

Зимушкой - зимой” в народе называли самое суровое время года. В народе издавна зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко – волшебного богатыря – кузнеца, который сковывает холодами реки, ударяет по углам изб, так что трескаются брёвна. Не случайно в русских сказках Мороз носит имена – Трескун и Студенец. Живёт он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая богатствами тех, кто умеет трудиться.

Какими еще словами можно сказать о зиме? (белоснежная, холодная, морозная, зимушка)

3. Отгадайте загадку :

Я белым покрывалом всю землю накрываю,

Белю поля, дома, зовут меня …. (Зима) .

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне… (мороз) .

В белом бархате деревья –

И заборы и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет … (иней) .

Бел, да не сахар

Ног нет, а идёт.

На всех садится,

Никого не боится… (снег) .

Явилась вслед за осенью

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я? (Зима)

Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль) .

Декабрь-первый зимний месяц.

Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.

Январь-второй месяц зимы.

Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей» . В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь» - так в народе говорят.

Февраль-последний месяц зимы.

Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем» , «ветродуем» . С давних времен в народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, благоприятный, слабый ветерок называли «святым воздухом» , а холодный ветер с севера называли «сиверкой» . Когда становилось холодно, так и говорили : «Сиверка подул» В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.

Сейчас мы превратимся с вами в ветер.

4. Физкультминутка

Вот студеною зимой. Дети машут руками

Ветер дует ледяной

И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые

Он суровый и могучий. Движения руками.

Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед

Даже хитрая лиса на несколько секунд,

Притаилась и сидит, потом встают.

Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.

Но утихла злая вьюга,

Солнце светит в небесах. Потягивания - руки в стороны.

Скачет по полю лиса. Прыжки.

Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.

И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.

5. Беседа о снежинках.

Воспитатель: Откуда же берется снег?

Дети: Он подает из тучи.

Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок? (Ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался.

Все снежинки одинаковы на цвет –

Но близнецов, поверьте, нет.

Найти похожих здесь нельзя –

Мороз старался, и не зря.

Воспитатель : Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей) .

Тогда я приглашаю вас в свою лабораторию «Снеговичок» .

6. Опыт “Почему снег хрустит?”

Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.

Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз) .

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли) . Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.

7. Дыхательные упражнения.

Дыхательные упражнения.

Воспитатель: «Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех.

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Дети берут снежинки).

А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: «Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При вдохе щёки не надуваем». (Дети дуют на снежинку).

А теперь согреем ручки.

Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют ручки).

Но все-таки и зимой можно играть, веселиться, петь и танцевать. Зимой мы отмечаем праздник «Новый год». А еще зимой очень весело играть на улице.

Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

8. Загадки о зимних забавах.

1.Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвится, и мороза не боятся. (Коньки).

2.Две новые кленовые подошвы двухметровые

На них поставили две ноги –

И по большим снегам беги (Лыжи).

3.Ой, насыпало снежка! Вывожу коня – дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нём лечу, а назад его тащу. (Санки).

4.Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глазки-угольки, ручки-сучки.

Холодный, большой. Кто я такой? (Снеговик).

9. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Какая погода может быть зимой?»

Предлагаю вариант (если дети затрудняются) : Если на улице идёт снег, то погода…

Снег – (снежная) ;

Мороз – (морозная) ;

Ветер – (ветреная) ;

Стужа – (студёная) ;

Холод – (холодная) .

10. Игра -_викторина «Что наделала зима?»

1. Зима пришла с морозами и всё…- (заморозила) .

2. Метель мела и все тропинки…– (замела) .

1. Река покрылась льдом и всё (заледенела) .

2. Зима позвала и вьюгу и всё (завьюжила) .

11. Игра «Назови ласково»

Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка ) .

1. Мороз – (морозец) .

2. Лёд – (ледок) .

1. Холод – (холодок) .

2. Метель – (метелица) .

12. Игра «Найди лишнее слово» .

Послушайте и найдите лишнее слово. (Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор) .

Мороз, морозильник, мороженое, моросит.

Снег, снегирь, снасти, снеговик.

Холод, хороший, холодильник, холодок.

Лёд, ледышка, лекарство, ледяной.

Теперь поиграем с моим снежком. И я посмотрю, как вы знаете зимние явления.

13. Упражнение «Назови действие» (со снежком)

  • Зимой метель (метёт)
  • Ночью ветер в трубах (воет, завывает)
  • Из снеговой тучи снежинки (падают, летят, кружатся) .
  • В лесу зимой голодный волк (воет)
  • На зиму медведь в берлоге (засыпает)
  • Мороз щёки и нос (щиплет)
  • Зимой вода в реке (замерзает)
  • Иней на ветках деревьев (блестит)
  • Зимой снег всё вокруг (накрывает)
  • Деревья зимой (спят)
  • Под снегом травка зимой (греется)
  • Зимой насекомые (прячутся)

Молодцы! Хорошо знаете зимние явления.

Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплые пальто, шапки, сапоги, варежки.

Зачем человек зимой надевает шубу?

Мы говорим: «Шуба греет» . Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу, или не пускает к нему холод.

Ребята, какие вы молодцы! Помогли мне ответить на вопросы.

14. Рисование «Снежинка»

А сейчас мы будем рисовать снежинки на «снегу» (в тарелочках с манкой).

Дети рисуют.

15. Рассматриваем снежинки. Подводим итог занятия.

Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? (Дети передают друг другу снежок).


к школе группы на тему:

«Здравствуй, гостья зима!»

СКАЧАТЬ (с презентацией)

Подготовила:

Ярославская О.А.

Ноябрьск

НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе.

Тема. «Здравствуй, гостья Зима!»

Используемый УМК. Картина «Животные в зимнем лесу», предметные картинки; презентация по теме занятия.

Цель. Обогащать знания детей о зиме.

Задачи. Закрепить знания детей о признаках зимы, о сезонных изменениях в природе, связанных с зимним периодом. Расширять знания детей о диких животных, как они готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала для них природа, чтобы они переносили зимние морозы. Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь детей. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту зимней природы.

Ход НОД.

В . Лишь поздняя осень ушла со двора, Как белая гостья явилась с утра.

Ребята, наше занятие мы начнем с загадки.

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица -

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом -

Все покрыла серебром!

Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке? (о зиме).

Правильно - это зима! Сегодня мы с вами поговорим о зиме. (слайд №1 «Зима»)

На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? (ответы).

Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия (декабрь, январь, февраль).

Что происходит в природе зимой? (высказывания детей)

Какие зимние явления вы знаете? (ответы: метель, вьюга и т.д.)

Сейчас я вам загадаю загадки о зимних явлениях.

Старик у ворот, все тепло увалок? (Слайд №2 «Мороз»)

И не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Слайд №3 «Иней»)

Словно перышки жар - птицы,

Весь сверкает и искрится,

Запорошил лес, лужок

Зимний беленький... (Слайд №4 «Снежок»)

Кто зимой метет и злится,

Дует, воет и кружится,

Стелет белую постель?

Это - снежная... (Слайд №5 «Метель»)

Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц,

Зимушки - зимы подруга

Северная гостья... (Слайд №6 «Вьюга»)

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная... (Слайд № 7 «Снежинка»)

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка - крохотулька,

Зимний леденец... (Слайд №8 «Сосулька»)

В огне не горит и в воде не тонет. (Слайд №9 «Лед»)

Побелело на ночь всюду.

А у нас в квартире чудо!

За окошком дом исчез -

Там волшебный вырос лес! (Слайд №10 «Морозный узор»)

Не идется и не едится,

Потому что гололедица.

Но зато отлично падается!

Почему ж никто

Не радуется? (Слайд №11 «Гололед»)

Молодцы, ребята, все загадки отгадали.

Сейчас поиграем в игру «Подбери признак» . Я буду называть слово, а вы говорить какой он, какая она.

Снег (какой?)...

Лед (какой?)...

Снежинка (какая?)...

Мороз (какой?)

Зима (какая?)...

Молодцы, много признаков подобрали. А еще я вам приготовила игру «Скажи на оборот»

Летом дни жаркие, а зимой - холодные.

Летом солнце яркое, а зимой - тусклое.

Летом день длинный, а зимой - короткий.

Весной лед на реке тонкий, а зимой - толстый.

Осенью бывает листопад, а зимой - снегопад.

Осенью бывает дождь, а зимой - снег.

Осенью деревья желтые, а зимой - белые.

Летом катаются на велосипеде, а зимой на санках.

Летом катаются на роликах, а зимой на коньках.

Дети мы поговорили о том, как меняется природа зимой, о зимних явлениях. Но животные - это тоже часть природы, значит и у них, происходят перемены. А вот, об этом мы сейчас поговорим.

Физминутка.

А сегодня у зимы - новоселье,

Мы с тобой приглашены на веселье.

Дом построен из сугроба.

А какой вышины?

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога,

А какой ширины?

Вот такой ширины.

Погляди - ка, потолки ледяные

Высоки-превысоки, кружевные!

Мы по лестнице шагаем.

Выше ноги, топ - топ.

Двери комнат открываем,

Справа - хлоп, слева - хлоп.

Здравствуй, зима!

Здравствуй, зима!

Дыхательная гимнастика

(Вывешиваю картину «Животные в зимнем лесу»).

Каких животных вы видите на картине? (Ответы). Давайте поговорим о том, как животные готовились к зиме.

«Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой.

А в рыжей шубке летом» (Слайд №12« Белка»).

Как вы думаете, почему зимой белочка меняет цвет шубки? (ответы).

Белочка меняет цвет шубки для того, чтобы ей легче было прятаться от ее врагов, ястреба, куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно - серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если б она была рыжей. Беличья шубка становится более теплой. А в самые сильные морозы белочка спит в своем дупле. К зиме она подготовила не только теплое дупло, но и припасы, которыми питается всю зиму.

Какие припасы приготовила белка? (орешки, желуди, грибы, еловые и сосновые шишки).

А кто еще из лесных жителей меняет шубку к зиме? (Слайд №13 «Заяц»).

Какая шубка была у зайца летом?

Правильно, заяц летом был серым, а к зиме постепенно белеет. Сначала у зайца становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеет спинка и бока.

Помните, мы с вами говорили, о том, что в природе все имеет свою причину.

Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (дети высказывают свои мнения).

Правильно, чтобы скрываться от своих врагов. А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.

А как заяц себе домик устраивает? (ответы).

Оказывается, у зайца нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной яме или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора.

Послушайте еще одну загадку.

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной?

Снег разгребает,

Мышек хватает! (Слайд №14 «Лиса»)

А как вы думаете, лиса готовится к зиме? (ответы)

Лиса тоже готовится к зиме, на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

Чем питается лиса зимой? (мышами, зайцами).

А о каком звере эта загадка?

На овчарку он похож:

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Слайд №15 «Волк»).

А как волк готовится к зиме? (Ответы).

Чем питается волк?

Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки спят обычно днем, а ночью охотятся.

Как вы думаете, ребята? Почему волку и лисе не нужно менять зимой цвет шубки. (Дети высказывают свое мнение).

А каких животных встретить зимой в лесу нельзя? (Слайд №16«Медведь,еж).

Правильно, ребята. Оказывается, некоторые лесные обитатели (еж, медведь) зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают. Заботятся они только о теплом домике для себя: еж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой. Медведь - в берлоге. Он осенью старается наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно спать. (Слайды № 17,18,19,20,21).

Вот, ребята, как живут звери зимой в лесу.

Сейчас поиграем в игру «Угадай и повтори» . Я буду называть слова - признаки, а вы должны угадать о каком животном идет речь. А потом повторить все предложение.

  • Злой, голодный, серый... (волк).
  • Трусливый, длинноухий, белый... (заяц).
  • Хитрая, рыжая, хищная... (лиса).
  • Большой, бурый, неуклюжий... (медведь).
  • Рыжая, маленькая, быстрая... (белка).

Ребята, для природы и для зверей - зима это трудное время года. А для кого зима - это веселое, радостное время? (ответы).

Правильно, дети очень любят зиму.

А почему, дети, любят зиму? (ответы).

Какие зимние забавы вы знаете? (ответы).

Как много зимних забав вы знаете. Молодцы. (Слайды № 22,23,24,25).

Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии? (ответы).

Сейчас посмотрите, как о зиме рассказали звери, птицы, животные и дети. (Слайды №26,27,28,29,30.31,32 «Какая бывает зима»).


© 2024
zko-pricep.ru - Полезные новости для автомобилистов