12.01.2024

"речевая готовность детей к школе". Речевая готовность ребёнка к школе Речевая готовность к школе определение


Речевая готовность детей к обучению в школе

В дошкольном детстве в основном завершается процесс овладения речью:
- к 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также
предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе
начинается обучение чтению и письму;

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают
осознавать особенности своего произношения, но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонема тического развития;
- развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие
закономерности морфологического и синтаксического порядка. Усвоение
грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря
позволяют им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности речи.
В исследованиях показано, что дети 6 – 7 лет
овладевают всеми формами устной речи, присущими взрослому. У них появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы, в общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровой деятельности.

Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения:


1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребёнок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трёх звуков типа «ауи»; анализ слогов типа «оп»; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный», «согласный», «звонкий», «глухой», «твёрдый», «мягкий». Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования , правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, умение работать с предложением, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам; владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание; составлять самостоятельно рассказ–описание.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6 – 7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом . Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь не совершенна. Однако постепенно круг связей ребёнка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Ещё острее встаёт вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребёнку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Эта одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).


Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико– грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат.

Советы логопеда:

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, должны соответствовать возрасту.

2. При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.

4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребёнком, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».

5. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если в доме есть диктофон, записывайте речь ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Аннотация: Статья предназначена для родителей, чьи дети готовятся пойти в первый класс. Должен ли ребёнок уметь перед школой: читать, писать и решать задачи? Что такое речевая готовность ребёнка к школе? На эти и другие вопросы вы найдёте ответы в данной статье.

Речевая готовность ребёнка к школе

«Гибок язык человека; речей в нем край непочатый».

Гомер

Современная школа предъявляет сегодня высокие требования к готовности дошкольника к поступлению в первый класс. Многие родители заранее озабочены, тем насколько будет успешным их ребёнок в школе. Поэтому записывают детей в различные кружки, «школы дошколят», нанимают педагогов для индивидуального обучения ребёнка чтению, математике и иностранному языку.

В современном обществе стало модным нагружать детей с 3-4 лет ненужными знаниями и навыками, особенно в больших городах. Родители, глядя на экраны телевизоров и видя там «супер детей» стремятся сформировать из своего чада ребёнка, который бы намного опережал своих сверстников в развитии. При этом, особо не заботясь о возрастных психологических и индивидуальных особенностях своего ребёнка.

Детские психиатры одинаково настороженно относятся и к тем детям, которые отстают в развитии, и к тем, которые опережают. Как правило, «супер дети» со временем либо выравниваются в развитии со сверстниками, либо получают психологический срыв от непомерных нагрузок, часто приходя в школу уже с логоневрозами.

В преддверии Международного дня защиты детей ученые Казанской Государственной медицинской Академии ответили на вопросы журналистов: «Каков процент детей рождается сегодня в России абсолютно здоровыми?» Ответ ошеломляет — всего 2.7%, остальные дети имеют различной степени выраженности ту или иную патологию.

Неудивителен и тот факт, что количество детей с речевой патологией неуклонно растёт. Логопеды, работающие в дошкольных учреждениях, говорят об этом давно и много.

Несмотря на всю разъяснительную работу, зачастую родители считают, что ребёнок пойдёт в школу и там его научат хорошо говорить. К сожалению, большинство родителей глубоко заблуждаются. Практически все недочёты в развитии устной речи находят своё отражение в виде спицефических ошибок при письме и чтении или могут быт причиной нарушений чтения и письма.

По данным института физиологии в наше время от 40 до60 % детей закончивших обучение в начальной школе имеют непроходящие нарушения письма и чтения. Это значит, что без специально организованных коррекционных занятий эти нарушения не исчезнут.

Часто родители считают, что если ребёнек умеет читать, много говорит и считает до 100 –то он готов к школе. На самом деле все эти навыки не являются показателем школьной зрелости.

Так что же такое — готовность к обучению в школе? Это понятие включает в себя: физическую, психологическую и специальную зрелость ребёнка.

Под физической готовностью следует понимать уровень физического и биологического развития, а так же состояние здоровья будущего первоклассника.

Психологическая готовность включает в себя:

  • интеллектуальную,
  • социальную
  • и эмоционально-волевую зрелость.

Специальная или педагогичекая — подразумевает владение ребёнком элементарными учебными умениями:

  • Знать и называть буквы
  • Выполнять счётные операции в пределах 10.
  • Рисовать простые предметы.
  • Выполнять элементарные физические упражнения.

Хотелось бы особо поговорить о речевой готовности ребёнка.

Речь – это показатель интеллектуального развития человека. Она является одной из ведущих психических функций, которая входит в интеллектуальную состовляющую психологического развития ребёнка.

Устная речь имеет несколько составляющих или компонентов. Поговорим о каждом отдельно.

Звукопроизношение

К шести годам произношение всех групп звуков (кроме «р» и «л») должно быть сформировано. Если к этому возрасту ребёнок невнятно, нечётко произносит какие либо звуки или заменяет «л» на «в» или «у» — то без специальных занятий уже не обойтись.

Фонематический слух

Бывает так, что ребёнок правильно произносит все звуки, но недостаточно чётко различает например: звонкие и глухие (б-п; д-т; ф-в; и т.д.), или твёрдые и мягкие (м-мь; к-кь; л-ль и т.д.) или ц-ч.

С трудом может воспроизвести простые скороговорки типа: «От топота копыт пыль по полю летит», « В огороде у Егора репа, редька, помидоры.» Такого рода нарушения указывают на недоразвитие фонематических процессов и отражаются на письменной речи.

Слоговая структура слова

К 7 годам ребёнок может произносить слова состоящие из 4-5 слогов со стечением согласных. Попросите ребёнка повторить за вами такие слова: термометр, сковорода, милиционер, велосипедист. Если нет ошибок, перестановок слогов, пропусков звуков- значит эта речевая функция развита в норме.

Словарный запас

К поступлению в 1-й класс словарный запас достаточно велик и не поддаётся точному учёту.

Кроме того, что ребёнок должен в своей речи пользоваться помимо существительных — прилагательными, глагольными формами (причастиями и деепричастиями), числительными, сложными предлогами:

  1. Употреблять обобщающие понятия (транспорт, обувь, насекомые и т.д)
  2. Уметь давать давать определение предмета через род и вид (конфетница- это посуда для конфет)
  3. Использовать в речи слова антонимы –(далеко-близко, высокий- низкий и т. д.)
  4. Называть части предметов.
  5. Начинается осмысление и использование в речи выражений в переносном смысле («потерять голову», «золотые руки» …)
  6. Появляются и первые термины: «буква», «слово», «цифра».

При недостаточно развитом словарном запасе ребёнку будет сложно подобрать проверочные слова при изучении таких тем как: «проверяемые согласные в конце слов», «безударные гласные», «состав слова» и т.д.

Грамматический строй

Правилами изменения слов по родам, числам и падежам и умением сочетать слова дети начинают пользоваться с 4-х лет. К 7 годам уже не должно быть ошибок типа: «в огороде много вёдров», « в саду 7 деревов», «светили фанариков», «ух» вместо «ушей».

У детей с подобными нарушениями возникают трудности в 3-4 классах при усвоении грамматических правил, при написании изложений и сочинений.

Связная речь

Связная речь — самый сложный компонент речи. Если речь ребёнка развивается в норме- то в этом возрасте он может самостоятельно придумать сказку; передать содержание прочитанной ему истории; составить рассказ по серии картинок (3-5 картинок), придумать события, которые могли бы развиваться дальше.

Навыки звукового анализа и синтеза

Чрезвычайно важны для успешного усвоения ребёнком норм чтения и письма.

Это умение выделять не только первый звук, но и последний, последовательно называть все звуки в слове (слова из 3-5 звуков), определить место заданного звука.Умение объединять названные последовательно звуки в слово.

Уважаемые родители! Если у вашего ребёнка сформированы все компоненты речевой деятельности – то ребёнку не составит труда овладеть навыками чтения и письма, причём он избежит тех трудностей, с которыми сталкиваются неподготовленные дети. Чтение и письмо-это более сложные виды речевой деятельности, поэтому для успеха необходимо сформировать более простые, базовые навыки.

Желаем вам и вашим детям успехов!.

В современной психологии и педагогике пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости». В решении вопросов готовности детей к школьному обучению существует два направления. Первый подход можно назвать педагогическим. Сторонники педагогического подхода определяют готовность к школе по сформированным у дошкольников учебным навыкам: считать, писать. Такой подход непродуктивен по двум причинам:

направлен исключительно на решение задачи по отбору детей, готовых к школе на основе сформированных учебных навыков;

констатирует уровень усвоения конкретных учебных навыков.

Педагогический подход оставляет неразрешенным спектр вопросов, связанный с актуальным и потенциальным психическим развитием ребенка. Возможными отклонениями в развитии не обозначает зону ближайшего развития дошкольника. Понимание этих ограничений заставило педагогов обратиться к помощи психологов в решении проблемы готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Таким образом, сформировался второй подход.(46)

Психологический подход к проблеме готовности к школе нельзя назвать однородным или универсальным. Различия психологических подходов к решению проблемы готовности определяется тем, что разные авторы выделяют в качестве ведущих разнообразные факторы и характеристики психической сферы дошкольника.

А.Анастази практикует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими характеристиками усвоения школьной программы, необходимыми для оптимального уровня развития». (2)

И.Шванцара более четко определяет понятие готовности, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». (42)

Л..И.Божович отмечала, что готовность к школе складывается из таких факторов как определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и готовности принять социальную позицию школьника.(3)

А.И.Запорожец придерживался аналогичных взглядов, отмечая такие компоненты готовности к школе как мотивация, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.(23)

Л.А.Венгер дополнял такие выше перечисленные факторы, как необходимость ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний таким моментом как «установление со взрослым и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью». (8)

Необходимо также учитывать, что дошкольный возраст является переходным, кризисным.

Д.Б.Эльконин считал, что готовность к школе включает не только оценку новообразований прошедшего возрастного периода, но и начальные формы деятельности следующего периода, а также уровень развития симптомов, которые характеризуют кризис симптомов, которые характеризуют кризис семи лет. Поэтому Д.Б. Элькони выделяет в качестве основных компонентов готовности к школе как сформированность игровой деятельности, так и зачатки учебных новообразований. (69)

Исследования Лисиной М.И., Кравцовой Е.Е. дополняли понятие готовность к школе такими критериями, которые условно можно определить как речевая готовность к школьному обучению.(44)

Прежде всего, необходимо помнить о психологических особенностях детей пяти-семи лет, о том общем и особенном, что отличает дошкольника от школьника. (45)

Дошкольник

Младший школьник

Восприимчивость, внушаемость, податливость, отзывчивость, способность к сопереживанию, общительность, большая подражаемость, легкая возбудимость, эмоциональность, любознательность и запечатлеваемость, устойчивое бодрое и радостное настроение, пластичность высшей нервной системы, подвижность, непоседливость, импульсивность поведения, общая недостаточность воли, неустойчивость, непроизвольность внимания.

Особенное:

Первоначальное формирование личности на основе соподчинения мотивов, связанное с их борьбой.

Формирование первых этических инстанций, определяющих отношение к другим людям.

Образование «детского общества»

Наибольшая значимость первого (семейного) круга общения.

Правдивость, открытость.

Преобладание неустойчивого внимания.

Преобладание непроизвольности психических процессов.

Неустойчивость интересов и желаний.

Первоначальное формирование характера, неустойчивость характерологических свойств.

Формирование новых потребностей, позволяющих действовать, руководствуясь целями, нравственными требованиями, чувствами.

Образование детского коллектива, формирование общественной направленности.

Наибольшая значимость и ориентация на мнение учителя.

Внутренняя позиция школьника.

Формирование произвольности.

Глобальность интересов.

Дифференциация способностей.

Хорошая работоспособность.

Приятие норм и требований поведения.

Таким образом, исходя из многих психологических и педагогических исследований следует признать, что готовность к школе является сложным по структуре, многокомпонентным понятиям, в котором можно выделить следующие структурные компоненты(53):

а) личностная готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика. Сюда входит определенный уровень развития мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных интересов - сформированная иерархия мотивов с высоко развитой учебной мотивацией. Здесь также учитывается уровень развития эмоциональной сферы ребенка, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость.

Личностная готовность к школьному обучению заключается в формировании внутренней позиции школьника. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.

Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции». (70)

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой. Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к педагогу, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение. (30)

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях.

Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить и специфику развития произвольности. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых педагогом, при работе по образцу. Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

К шести годам ребенок становится значительно более самостоятельным, независимым от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. Активно развивается в этот период самооценка - важная форма проявления самосознания.

Самооценка 6-летнего ребенка в одном виде деятельности может отличаться от его самооценки в других. В оценке своих достижений, например в рисовании, он может оценивать себя правильно, в овладении грамотой - переоценивать, в пении - недооценивать себя. Критерии, используемые ребенком при самооценке, в значительной степени зависят от педагога.(32)

Представление 6-летнего ребенка о себе уже довольно адекватно отражает его ценностную сферу. Почти все дети этого возраста осознают сферу своих предпочтений: ценностность 1) отношения к себе окружающих; 2) общения; 3) деятельности; 4) нормативного отношения к действительности; 5) реально-практического функционирования.

б) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности.

Е.И.Рогов (53) указывает на следующие критерии интеллектуальной готовности к школьному обучению:

дифференцированное восприятие;

аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

рациональный подход к деятельности (ослабление роли фантазии);

логическое запоминание;

Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

овладевание на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но не следует в то же время и переоценивать их умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не характерна для них. Даже приобретая черты обобщенности, их мышление остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями». Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. К ним прежде всего относится умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

1. Свое имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город (село) и его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живет.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детенышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх - низ и т.д.).

14. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.

15. Запомнить и назвать 6 - 10 предметов, картинок, слов.

16. Различать гласные и согласные звуки.

17. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.

19. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 - 35 минут).

в) социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и педагогом. Этот компонент предполагает достижения детьми соответствующего уровня развития общения со сверстниками.

Социально-психологическая готовность к школе включает формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться со сверстниками, с педагогом. Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.

Дети, предпочитающие играть с взрослым или общаться с ним по поводу конкретных вещей, не способны долго слушать педагога, часто отвлекаются на посторонние раздражители. Они, как правило, не выполняют задания учителя, а заменяют их своей собственной задачей. Поэтому успешность решения задач у таких детей крайне низкая. И напротив, дети, которые в свободном обращении могут отвлекаться от конкретной ситуации и общаться со взрослыми на более или менее общие темы, более внимательны во время занятий, с интересом выслушивают задания взрослого и старательно их выполняют. Успешность решения задач у таких детей значительно выше.

г) речевая готовность. Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе, исследователи выделяют уровень развития речи.

Р.С. Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.(36)

Наша речь - процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

В этой связи очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника. В первую очередь следует обратить внимание на:

правильность произношения звуков;

умение различать звуки речи на слух;

владение элементарными навыками звукового анализа слов;

словарный запас;

связную речь.

Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается внутренняя (речь - «думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.

Готовность детей к школе может определяться по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта, уровень развития речи (см. таблицу 1.1.).

Критерии готовности детей к школьному обучению

Таблица 1.1.

Параметры

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1. Планирование (умение организовывать свою деятельность в соответствии с ее целью)

Полностью соответствует

Частично соответствует

Не соответствует цели

2. Контроль (умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью)

Может самостоятельно сопоставить результаты своей деятельности с целью

Частичное соответствие

Полное несоответствие, сам ребенок этого не видит

3. Мотивация учения (стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности)

Стремится к анализу и общению, хочет учиться

Стремится ориентироваться на некоторые свойства и использовать их, нет ярко выраженного желания учиться

Ориентируется на те свойства, которые доступны только органам чувств, учиться не хочет

4. Уровень развития интеллекта

Может слушать другого человека, выполняет логические операции в форме словесных понятий

Неумение слушать другого человека, сравнение и обобщение в форме словесных операций выполняет, а абстракцию, конкретизацию, анализ и синтез - допускает ошибки.

Не выполняет логические операции в форме словесных понятий.

5. Уровень развития речи

Правильное звукопроизношение, владеет связностью речевого высказывания, владеет пересказом, составлением рассказов, словесным описанием.

Нарушения сложных в артикуляции звуков в связи с неразличением звуков близких по параметрам, недостаточный словарный запас, несформирована монологическая форма речи, страдает звуковой анализ и речь ситуативна.

Речь не выступает средством общения, ребёнок замкнут. Проявляются трудности коммуникации.

Краткая характеристика готовности к обучению в школе

Основными показателями речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению являются:

более сложная самостоятельная форма речи - развернутое монологическое высказывание,

завершается процесс фонематического развития,

развитие лексико-грамматического строя речи,

обогащение словаря,

совершенствование словесно - логического мышления.

Жанна Цыганкова
Речевая готовность к школе

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ .

Речь – это основное средство общения, важнейший фактор и стимул интеллектуального, эмоционального развития личности.

Речь взрослого человека – это его визитная карточка.

Речь ребенка – это отражение социальной среды, в которой он растет.

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний : где и как подготовить ребенка к школе , нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой , и так далее.

Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе , а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот.

Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно , потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

Учитывая то, что одних детей готовят к школе в детском саду , других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выравнять" их знания и умения. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки .

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе " различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы , то это и будет залогом их успешной учебы. Однако "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника .

Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра . Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока.

Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо справляться с более легким заданием. Ручку ребёнок должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением но трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните, дети также устают от этих занятий, как и от чтения.

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник . Одним из критериев готовности к школе является мыслительная готовность .

Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков, умение различать и повторять сочетания типа : ба-па-ба, та-ца-та, и др. Перед поступившим в школу ребенком встает достаточно сложная задача - освоение звукового анализа слова. Взрослый должен понимать, что 6-7-летнему ребенку не очень-то просто определить в уме, сколько звуков в слове «кот» или «петух» . Для выработки подобного умения следует целенаправленно обучать ребенка.

Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик, словоизменение (стул - стулья, согласование (желтый мяч, управление (вышел из дома, рассказал о друге) . Грамматическая сторона речи ребенка, поступившего в школу , развита в норме достаточно хорошо. Однако перед ребенком встает новая задача - если раньше он усваивал правила грамматики практически, в непосредственной речи, то теперь он должен усваивать грамматику в виде правил и основных понятий. Это предполагает осознанное отношение к речи. Однако нередко 6-7-летние дети затрудняются, если перед ними поставить задачу сознательно выделить из речи слова различных категорий - они еще не умеют ориентироваться на существенные признаки слова. Трудность в обучении грамоте заключается в том, что слова воспринимаются ребенком только как обозначение предметов, он никогда раньше не сталкивался со словом как с элементом письменной речи. Ребенку трудно сразу понять, что слово делится на слоги, а слоги делятся на буквы. Не меньшую трудность может вызывать у ребенка необходимость понимания того, что такое предложение, и то, что предложение состоит из слов.

Состояние словарного запаса.

Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы : времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д., синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д., слова - действия, слова - признаки. Активный словарь младшего школьника насчитывает от 3000 до 3500 слов. Однако части речи в словаре ребенка представлены неодинаково. Характерной особенностью является глагольность речи - используются глаголы, связанные с движением и деятельностью. Прилагательных же в речи еще явно недостаточно (около 2%) . Поэтому необходимо особенное внимание уделить развитию словарного состава речи ребенка - обучать его использованию сравнений, а также обобщающих слов. Такое обучение обеспечивает расширение возможностребенка в построении сложных предложений.

Состояние связной речи.

Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы , пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок, рассказы из личного опыта.

Обратите внимание на :

Состояние пространственных функций (умение определять «право - лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.

Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).

Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).

Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое) .

Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов) .

Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм)

Если не уделять должное внимание развитию речи ребенка, у него могут возникать следующие проблемы :

Недостаточность развития фонематического слуха :

неумение правильно слышать и выделять все звуки речи;

неправильное и неотчетливое произношение слов и отдельных звуков в словах;

Недостаточный словарный запас.

Неумение выстроить сложную и развернутую фразу

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются : сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа. Подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если эти процессы недостаточно сформированы, то при чтении будут наблюдаться следующие ошибки : трудности слияния звуков в слоги и слова; взаимные замены близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих, побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А, искажение слоговой структуры слов; слишком медленный темп чтения; нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся : замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам; пропуски гласных; пропуски согласных в их стечении; слияние слов на письме; раздельное написание частей одного слова; пропуски, наращения или перестановки слогов; орфографические ошибки. Эти нарушения письменной речи и чтения называются дисграфия и дислексия.

Самым эффективным методом решения данных задач является использование обучающей игры, как основного вида деятельности дошкольника .

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

    хорошее физическое развитие ребенка;

    развитый физический слух;

    развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

    нормальное функционирование ЦНС;

    владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);

    произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

    познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

    коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

    Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

    Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

    Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный - согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

    Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

    Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих - свистящих; звонких - глухих; твердых - мягких, р - л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка - почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.

У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.


© 2024
zko-pricep.ru - Полезные новости для автомобилистов