11.01.2024

Счет 210 05 перечисление задатков. Материалы журнала «Консультант Свердловская область


Правильное использование КПС - классификационных признаков счетов, в народе больше известные, как КБК - позволяет существенно снизить количество ошибок при заполнении регламентированной отчетности в конфигурации "1С:Бухгалтерия государственного учреждения". Такие формы, как 769 и 710, напрямую зависят от выбранных КПС. Если в течении года вести учет по правилам, то в конце года сдача отчетности не будет проблемой.

КПС в конфигурациях 1С подразделяются на:

  • КРБ - "расходные КБК";
  • КДБ - "доходные КБК";
  • КИФ - "расчетные КБК"
  • гКБК - неопределенные (используются при закрытии года и временном распоряжении).

Каждый КПС состоит из 17 разрядов. Первые четыре разряда - раздел, подраздел. Последние три разряда - классификация доходов (КВД), расходов (КВР).

Использование КПС регламентировано Инструкцией 174н и 162н . Некоторые счета используют только один КПС, и никакой другой. Например, у счета 304.01 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" правомерно использовать только КПС вида гКБК, состоящий из всех нулей. У других счетов можно использовать разные виды КПС в зависимости от корреспондирующего счета или целевого назначения.

В этой статье мы хотим создать краткую памятку для бухгалтера. Конечно же эта статья не является инструкцией по бюджетному учету. Она лишь может облегчить выбор того или иного вида КПС в зависимости от счетов.

Итак, приступим.

  • Счета группы 100 "Нефинансовые активы", а именно счета 101-105, 111, 114 - Вид КПС: КРБ . в 5-17 разрядах указываются нули . т.е. в состав КПС включается только указание раздела, подраздела. Остальные разряды не заполняются. Хотя на практике в некоторых учреждениях вышестоящие органы заставляют рекомендуют формировать остатки на начало года по нефинансовым активам на "нулевые КБК", а в течение года использовать "расходные КБК". Таким образом, списание и перемещение "прошлогодних" активов должно проходить по нулевым КБК, а приход и движения активов этого года - на расходных КБК. В конце года опять же все остатки на расходных КБК переносятся на нулевые. На наш взгляд это крайне неудобно, в первую очередь из-за путаницы в течение года - текущие остатки "висят" на разных КПС. Ну и увеличение оборотов в следствие переноса по КПС остатков в конце года.
  • Счета группы 201 "Денежные средства учреждения" (кроме 201.35) - Вид: КИФ . Все нули , без раздела, подраздела. У этих счетов также часто бухгалтера используют разные КПС: делят по разделам/подразделам и используют "хвосты" 510, 610 "Поступления на/Выбытия со счетов". Последний вариант - использование аналитических групп КИФ у счетов 201 - крайне не рекомендуется использовать. В конце года в Главной книге будут "висеть" остатки по поступлениям денежных средств "черным", а расход - "красным". Согласитесь, такая Главная книга не вызовет одобрения ни у одного проверяющего. Поэтому со счетами 201 рекомендуем использовать "нулевой" КИФ.
  • Счет 201.35 "Денежные документы" хоть и входит в группу 201 "Денежные средства учреждения", но использует другой вид КПС. Вид: КРБ . 1-4 разряд - раздел, подраздел. Остальные нули .
  • Счет 201.06 "Расчеты с учредителем" предполагает использование вида КДБ со всеми нулями . Хотя в инструкции указывается, что 210.06 должен использовать нулевой КДБ только при КФО 4. При прочих КФО можно использовать КДБ 180, но всё же мы рекомендуем указывать нулевой КПС при всех видах финансирования.

Отдельно нужно разобрать использование КПС у счетов 401.10 "Доходы текущего финансового года" и 401.20 "Расходы текущего финансового года".

У счета 401.10 должен использоваться такой же КПС, как и у корреспондирующего счета, если корсчет использует "доходный КБК". Так например, в проводке начисления доходов от оказания услуг Дт 205.31 Кт 401.10, КПС кредита будет такой же, как и КПС дебета - КДБ 130.

Исключением этого правила являются проводки с "расходными" корсчетами. Например, списание остаточной стоимости основных средств Дт 401.10 Кт 101.ХХ. У счета 101.ХХ как мы упоминали выше, КПС вида КРБ. У счета 401.10 вид КПС всегда КДБ . Поэтому в данном случае правило одинаковых КПС не применяется. Выбор КПС у счета 401.10 в корреспонденции с расходными счетами определяется по КОСГУ счета 401.10. Так в нашем примере про списание остаточной стоимости проводка с КОСГУ выглядит следующим образом: Дт 401.10.172 Кт 101.ХХ.410. При КОСГУ 172 и корсчете 101, 104 у счета 401.10 используется КПС вида КДБ, 15-17 разряды - 410 "Уменьшение стоимости основных средств". При КОСГУ 172 и корсчете 105 у счета 401.10 используется КПС вида КДБ, 15-17 разряды - 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов".

В то же время при использовании КОСГУ 180, например при безвозмездном поступлении основных средств, КПС у счета 401.10 будет с аналитической группой 180.

У счета 401.20 вид КПС всегда КРБ. Он будет зависеть от КОСГУ и в основном копируется из КПС корсчета. Стоит отметить, что при корреспонденции 401.20 со счетами 101-105 КПС будет с КВР 000.

Ну и подытожим статью краткой таблицей, которая и будет являться памяткой для бухгалтера.

Счета 101-105, 111, 114

Вид КРБ. в 5 - 17 разрядах отражаются нули, т.е. КПС вида - раздел, подраздел, остальные нули.

Счета группы 201 "Денежные средства учреждения" (кроме 201.35)

Вид КИФ. Все нули, без раздела, подраздела.

Вид КРБ. Раздел, подраздел, остальные нули.

Счета группы 204 "Финансовые вложения"

Вид КИФ, КРБ. Все нули, без раздела, подраздела.

Вид КДБ. 15-17 разряды КПС - 410

Вид КДБ. 15-17 разряды КПС - 420

Вид КДБ. 15-17 разряды КПС - 430

Вид КДБ. 15-17 разряды КПС - 440

Вид КИФ. Все нули, без раздела, подраздела

Вид КИФ. 1-4 разряд - раздел, подраздел. 15-17 - 510 "Поступление на счета бюджетов"

Счет 210.06 (по КФО 4)

Вид КДБ. Все нули.

Вид гКБК. Все нули.

Счет 401.10.172 (КФО 4)

Вид КДБ. Все нули.

Счет 401.10.172

Счета 101, 104

Вид КДБ. 15-17 разряды КПС - 410 (либо нули)

Счет 401.10.172

Вид КДБ. 15-17 разряды КПС - 440 (либо нули)

Счет 401.20.211

Вид КРБ. КВР 111, 131

Счет 401.20.212

Вид КРБ. КВР 112, 133, 134

Счет 401.20.213

Вид КРБ. КВР 119, 139

Счет 401.20.231

Для организаций госсектора экономики в планах счетов есть группа 0 210 00 000 для отражения прочих расчетов с дебиторами. Мы рассказываем о назначении и порядке применения каждого счета из этой группы, приводим примеры корректных проводок.

Про счет 210 когда его закрывать и как

В бухучете госучреждений на счетах группы 0 210 00 000 отражаются операции по расчетам с дебиторами, для которых не предусмотрены проводки по другим счетам. Допускается в пределах, установленных законодательством, в учетной политике детализировать счета группы, добавляя дополнительные аналитические коды. Аналитический учет ведется в карточке ф.0504051 по каждому счету в разрезе дебиторов. Все операции ежемесячно отражаются в журнале ф.0504071 по прочим операциям.

По окончании финансового года все имеющиеся остатки по счету 0 210 00 000 закрываются на финансовый результат прошлых периодов. Заключительные операции отражаются в справках по заключению счетов бюджетного и бухгалтерского учета ф.0503110 (приказ Минфина 191н) и ф.0503710 (приказ Минфина 33н), входящих в состав годовой отчетности.

210 02 «Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами»

Перевод средств в бюджет на единый счет доходов может осуществлять только субъект учета, имеющий правовой статус администратора доходов. В соответствии со ст.6 БК РФ таким статусом наделяются:

  • органы государственной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • органы управления внебюджетными фондами;
  • Центробанк РФ;
  • казенные учреждения.

Перечисленные организации имеют право отражать расчеты с финорганом по б/сч. 0 210 02 000. В рабочем плане бюджетных и автономных учреждений этого счета быть не должно. Статус администратора присваивается подведомственному учреждению приказом ГРБС, в котором обязательно оговариваются допустимые КБК доходов.

Пример. ФСИН России разрешил входящим в его состав центрам госсаннадзора (ЦГСН) администрировать поступление штрафов за нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия по КБК 32011628000010000140. В этом случае при поступлении платежа от нарушителя в бухгалтерии учреждения выполняются следующие проводки.

КОСГУ к счету 0 209 45 зависит от типа контрагента. Если штраф платило физлицо, сумма относится на подстатью 567.

Если в учреждение поступает сумма, подлежащая зачислению в бюджет по КБК, не указанному в приказе на присвоение статуса администратора, платеж зачисляется на счет 0 303 05 000, а затем извещением через счет 0 304 04 000 передается ГРБС, который отражает его у себя на б/сч. 0 202 02 000. В Инструкциях 157н и 162н в редакциях от 31.03.2018 года добавлены счета для отражения расчетов с финорганом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет:

  • за год, предшествующий отчетному – 0 210 82 000;
  • за прошлые годы – 0 210 92 000.

210 03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам»

Порядок обеспечения наличными деньгами организаций, имеющих лицевые счета в территориальных органах ФК, установлен приказом Казначейства РФ от 30.06.2014 года № 10. В нем предусмотрен временной разрыв в 1 рабочий день между датами направления заявки на кассовый расход и поступления наличных в кассу. Средства, внесенные по объявлению на восстановление кассовых расходов или в качестве выручки, зачисляются и отражаются в выписке тоже только на следующий день после сдачи в кассу банка, с которым у ФК заключен договор на обслуживание.

В эти дни выбывшие с лицевого счета или из кассы средства учитываются на счете 0 210 03 000. Проводки приведены в таблице.

Примечание

Списаны деньги с лицевого счета на основании заявки на кассовый расход:

В казенном учреждении;

Оприходованы полученные деньги в кассу на следующий рабочий день.

Сданы деньги в банк по объявлению на взнос наличными.

Зачисление на лицевой счет:

В казенном учреждении;

В бюджетной или автономной организации.

Проводки актуальны только при работе с лицевым счетом, если автономное учреждение снимает или вносит наличные на расчетный счет в кредитной организации, б/сч 0 210 03 000 не используется.

210 04 «Расчеты по поступлениям с органами казначейства»

Б/сч. 0 210 04 000 используется только в бухучете казенных учреждений, обладающих полномочиями администратора доходов по определенным КБК. Отражаются на нем поступившие в Казначейство доходы, распределенные к зачислению в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Если эти средства на отчетную дату не зачислены и находятся в ФК, учреждение из территориального органа казначейства получает справку об оставшихся суммах по форме 0531468. В последний день отчетного периода нужно выполнить проводки, приведенные в таблице.

На конец финансового года отличные от нуля остатки по б/сч. 0 210 04 000 не допускаются.

210 05 «Расчеты с прочими дебиторами»

Федеральным законом 44-ФЗ от 05.04.2013 года установлены требования по обеспечению:

  • заявок на участие в конкурсах и аукционах;
  • исполнения госконтрактов.

Для учета обеспечений, перечисленных казенными, автономными и бюджетными учреждениями, предназначен счет 0 210 05 000.

Счет 0 210 05 000 используется для учета всех залоговых платежей и расчетов с дебиторами, для которых не предусмотрено других счетов. В редакции от 30.03.2018 года Инструкции 174н добавлены проводки по начислению доходов и расходов будущих периодов при передаче госучреждением имущества в безвозмездное срочное пользование (операционную аренду). В этой операции задействован счет 0 205 00 000.

210 06 «Расчеты с учредителем»

В соответствии со ст.298 ГК РФ бюджетные и автономные учреждения не должны распоряжаться по своему усмотрению недвижимым и особо ценным движимым имуществом (ОЦДИ), переданным им собственниками или приобретенным за счет выделенных собственниками средств. Порядок отнесения к категории ОЦДИ определен в Постановлении Правительства от 26.07.2010 года № 538. Имущество, в роли собственника которого выступает учредитель, учитывается на счете 0 206 06 000. В рабочем плане казенных организаций такого счета нет.

Из формулировки ст.298 ГК РФ следует, что на 0 206 06 000 нужно относить только имущество, числящееся по КФО 4. ТМЦ, приобретенными за счет приносящей доход деятельности (КФО 2), учреждение может распоряжаться самостоятельно. Поступление и выбытие недвижимости и ОЦДИ по КФО 4 оформляется следующими проводками.

Согласно письму Минфина от 18.09.2012 года № 02-06-07/3798, периодичность корректировки расчетов устанавливает учредитель, но производиться она должна не реже одного раза в год. Обо всех изменениях по счету 0 210 06 000 бюджетная или автономная организация должна направлять учредителю извещение.

210 10 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС»

Обязанность по начислению и уплате НДС возникает:

  • у казенных, бюджетных и автономных учреждений при осуществлении операций по реализации ТМЦ;
  • у бюджетных и автономных организаций при выполнении работ и оказании услуг в рамках приносящей доход деятельности.

В этих случаях имеется право на налоговый вычет, для учета которого предназначены счета:

  • 0 210 11 000 – расчеты при получении авансов в счет последующих поставок ТМЦ или исполнения услуг;
  • 0 210 12 000 – расчеты при предъявлении НДС поставщиками ТМЦ и исполнителями услуг, а также при начислении и оплате организацией НДС в качестве налогового агента;
  • 0 210 13 000 – расчеты при принятии к вычету НДС с сумм предварительной оплаты.

Пример 1 . Бюджетное учреждение, занимающееся помимо выполнения госзадания приносящей доход деятельностью, получило предоплату, а затем, после подписания акта выполненных работ, окончательный расчет за оказанные услуги. В учете в отношении НДС должны быть выполнены бухгалтерские записи.

Пример 2 . Бюджетное учреждение приобретает материалы для оказания платных услуг с предварительной частичной оплатой.

Примечание

Перечислен аванс за материалы.

Выделен НДС с перечисленного аванса.

Стоимость материалов без НДС.

Выставлен НДС продавцом ТМЦ.

Принят к вычету НДС, указанный в счет-фактуре поставщика:

рассчитанный, исходя из суммы аванса

предъявленный при получении ТМЦ с зачетом начисленного на предоплату.

Процедура ведения учета в бюджетных учреждениях имеет свои особенности и специфику. В данной статье мы познакомим Вас с основными бухгалтерскими операциями бюджетных учреждений и механизмом их отражения.

Бюджетными учреждениями называют организации, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств и на основе утвержденных смет. Принадлежность организации к бюджетному учреждению определяется соответствующим финансовым органов и фиксируется в учредительных документах.

Учетом операций по движению бюджетных средств занимается Федеральное казначейство РФ. Данный орган также составляет и утверждает методологию ведения учета в бюджетных учреждениях, а также процедуру составления отчетности.

Ведение учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, отличных от процедуры учета на производственных и коммерческих предприятиях. К ним относят наличие утвержденных смет расходов и контроль их исполнения, а применение бюджетной классификации, которая является основой для организации учета в учреждении.

Финансирование бюджетных учреждений осуществляется при соблюдении таких основных принципов:

  1. Безвозвратность. Организации непроизводственной сферы, которые финансируются за счет бюджетных средств, не имеют собственных доходов, поэтому возврат средств в бюджет невозможен.
  2. Целевое использование. При утверждении затрат, предусмотренных планом деятельности организации, их сумма должна быть использована строго по целевому назначению.
  3. Фактическое выполнение. Средства, получаемые бюджетным учреждением, выдаются не в соответствии с планом, а согласно фактическому использованию по мере освоения средств.

Соблюдение бюджетными учреждениями основных принципов финансирования контролируется законодательно.

Ведение учета в бюджетных организациях

Проводки по типовым операциям, осуществляемых в бюджетных учреждениях, рассмотрим на примерах.

Взаиморасчеты с поставщиком

Представим, что между бюджетным учреждение «Больница» и ООО «Магнит» заключен договор на поставку материалов на сумму 64 000 руб., НДС 9 762 руб. Договором предусмотрена предоплата — 20% от стоимости товара, которая и была уплачена «Больницей» (12 800 руб). Оставшаяся часть ( 200 руб.) была перечислена в пользу ООО «Славутич» по факту поставки товара.

В учете бюджетного учреждения «Больница» данные операции были отражены так:

Дт Кт Описание Сумма Документ
2.206.34.560 2.201. .610 Перечислена предоплата 20% в пользу ООО «Магнит» 12 800 руб. Платежное поручение
2.303.04.830 2.210.01.660 Принят к вычету НДС 18% от суммы перечисленного аванса 1 952 руб. Счет-фактура
2.105.36.340 2.302.34.730 Оприходованы поступившие материалы (64 000 руб. — НДС 9 762 руб.) 54 238 руб. Товарная накладная
2.210.01.560 2.302.34.730 Учтен входной НДС от суммы оприходованных материалов 9 762 руб. Товарная накладная
2.210.01.560 2.303.04.730 Восстановлен 1 952 руб. Счет-фактура
2.303.04.830 2.210.01.660 Принят к вычету входящий НДС 9 762 руб. Счет-фактура
2.302.34.830 2.206.34.660 Зачтена сумма предоплаты, перечисленной в пользу ООО «Магнит» 12 800 руб. Платежное поручение
2.302.34.830 2.201. .610 Перечислена сумма окончательного расчета за материалы (64 000 руб. — 12 800 руб.) 200 руб. Платежное поручение
2.302.34.830 18 (код КОСГУ 340) Отражено выбытие средств со счета бюджетного учреждения 200 руб. Платежное поручение

Расчеты с арендодателем

Допустим, бюджетное учреждение «Университет» и ООО «Статус» заключили договор аренды, согласно которому арендатор ООО «Статус» ежемесячно оплачивает арендную плату 74 000 руб., НДС 288 руб., а также возмещает стоимость коммунальных услуг. В мае 2015 на счет «Университета» поступили средства за аренду, а также возмещение коммунальных услуг в размере 000 руб., НДС 3966 руб. Поставщиком коммунальных услуг был выставлен общий счет на сумму 115 00 руб., НДС 17 542 руб. «Университет» осуществляет распределение входного НДС по коммунальным услугам в соответствии с удельным весом сдаваемой в аренду площади. Удельный вес — 10%.

В учете у «Университета» были сделаны такие проводки:

Дт Кт Описание Сумма Документ
2.205. .560 2.401.10.120 Арендатору ООО «Статус» предъявлена арендная плата 74 000 руб.
2.401.10.120 2.303.04.730 Начислен НДС от суммы арендной платы 288 руб. Счет-фактура
4.401.20.223 4.302. .730 Учтена стоимость коммунальных услуг в части деятельности по выполнению государственного задания 115 000 руб. Счет-фактура
2.205.31.560 2.401.10.130 Арендатору ООО «Статус» предъявлена стоимости коммунальных услуг к возмещению 000 руб. Счет-фактура, акт выполненных работ
4.210.01.560 4.302. .730 Учтен НДС от поставщика коммунальных услуг 17 542 руб. Счет-фактура
2.303.04.830 4.210.01.660 Учтен вычет по НДС (17 542 руб. * 10%) 1 754 руб. Расчет
4.401.20.223 4.210.01.660 НДС учтен в составе расходов по основной деятельности 15 788 руб. Счет-фактура, расчет
2.303.04.830 2.201. .660 Сумма НДС перечислена в бюджет 15 788 руб. Платежное поручение
2.201. .550 2.205. .660 От ООО «Статус» поступили средства в счет оплаты за аренду 74 000 руб. Банковская выписка
2.201. .550 2.205. .660 От ООО «Статус» поступили средства в счет оплаты за коммунальные услуги 000 руб. Банковская выписка

Проводки по основным средства бюджетного учреждения

Рассмотрим пример отражения в учете операций по . Бюджетная организация «Школа» приобрела мебель на сумму 127 000 руб., НДС 19 373 руб. Доставка мебели обошлась «Школе» 6 200 руб., НДС 946 руб.

В учете операции были отражены так:

Также рассмотрим ситуацию, когда бюджетное учреждение осуществляет ликвидацию или списание основных средств. Бюджетная организация «Академия» списала основные средства (копировальное оборудование), балансовая стоимость которого составляет 88 000 руб., сумма амортизации, начисленной за период использования — 79 000 руб. При ликвидации оборудования были оприходованы запчасти, рыночная стоимость которых составляет 355 руб.

В учете «Академии» были сделаны такие проводки.

Письмо Минфина России от 01.08.2016 № 02-06-10/45133

Комментарий

По общему правилу денежные средства, перечисленные участником закупки в целях обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, должны быть ему возвращены (ч. 6 ст. 44 , ч. 27 ст. 34 , ч. 9 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Средства, предоставленные в обеспечение исполнения контракта, возвращаются после исполнения основного обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), если контрактом не предусмотрено условие об их возврате только после окончания срока гарантийных обязательств (письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2865).

Для учета операций по предоставлению учреждением (участником закупки) обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков предназначен счет 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами" (п. 235 Инструкции , утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н). При этом порядок учета аналогичных операций у бюджетных (автономных) и казенных учреждений отличается.

Учет в бюджетных и автономных учреждениях

Инструкции по бухгалтерскому учету для бюджетных и автономных учреждений не приведены в соответствие с положениями Инструкции № 157н : в них отсутствуют корреспонденции по счету 210 05. Пример отражения в учете учреждения (участника закупки) операций с залоговыми суммами был приведен в письме Минфина России от 01.07.2015 № 02-07-07/38257 . В рассматриваемом письме от 01.08.2016 № 02-06-10/45133 дополнительно разъясняется, какие коды бюджетной классификации указывать в разрядах 15 – 17 номера счета 210 05.

Денежные средства, перечисленные в качестве залога (в т.ч. в обеспечение заявки на участие в определении поставщика, подрядчика или исполнителя при проведении конкурса и закрытого аукциона с целью исполнения контракта), после выполнения определенных законодательством или договором условий подлежат возврату. Следовательно, по своей экономической сущности перечисленные выплаты не являются расходами учреждения.

В таких случаях в разрядах 15 – 17 номера счета 210 05 указываются аналитический код поступлений (510) или аналитический код выбытий (610). Аналогичные коды применяются и в аналитике по забалансовым счетам 17, 18, открытым к счетам 201 00 "Денежные средства учреждения" (пп. 365 , 367 Инструкции № 157н).

В соответствии с разъяснениями Минфина России операции с суммами обеспечения заявок на участие в торгах, обеспечения исполнения контракта, операции с залоговыми платежами, задатками в учете бюджетного (автономного) учреждения отражаются записями:

Дебет 00000000000000510 2 210 05 560 Кредит 00000000000000610 2 201 11 610 – перечислен платеж, одновременно увеличивается сумма на забалансовом счете 18.01 (аналитический код выбытий 610, код 610 КОСГУ);

Дебет 00000000000000510 2 201 11 510 Кредит 00000000000000610 2 210 05 660 – возвращены на лицевой счет учреждения ранее перечисленные суммы, одновременно увеличивается сумма на забалансовом счете 17 (аналитический код поступлений 510, код 510 КОСГУ).

По нашему мнению, применение для счетов аналитического учета счета 201 00 полного кода КИФ, включая статью (подстатью) аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510, 610 (разряды 18 – 20 кода КИФ), избыточно. Такой порядок не позволяет корректно вывести остаток денежных средств по счету.

Согласно п. 2 Порядка формирования входящих остатков по счетам бюджетного (бухгалтерского) учета по состоянию на 01.01.2016 (доведен письмом Минфина России от 14.03.2016 № 02-07-07/14989) в разрядах 15 – 17 номера счета учета денежных средств (расчетов по заимствованиям) (0 201 ХХ 000) отражаются нули (код аналитической группы вида источников финансирования дефицитов).

Полагаем, такой же порядок, как и для формирования входящих остатков по счету 201 00, можно распространить на отражение в учете операций с денежными средствами в течение года, а именно указывать в разрядах 1 – 17 номера счета нули. В бухгалтерских записях по дебету (кредиту) счетов аналитического учета счета 201 00 указываются коды 510 (610) КОСГУ. В формах бухгалтерской отчетности классификационный признак поступлений (выбытий) для счетов 201 00 не требуется, поэтому его нецелесообразно указывать в бухгалтерских записях. Эта информация не является существенной.

Указание нулей сделает регистры учета и стандартные отчеты более наглядными, поскольку в них по аналитическим счетам синтетического счета 201 00 будут выводиться остатки денежных средств. Аналогичный подход можно применить и к счету 210 05, т.е. указать в разрядах 1 – 17 нули. Это позволит правильно сформировать остаток по счету.

Учет в казенных учреждениях

Согласно Указаниям № 65н получатели бюджетных средств (казенные учреждения) отражают платежи в целях внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов на поставку товаров, работ, услуг по элементу вида расходов 853 и статье 290 КОСГУ. Такой порядок обусловлен особенностями планирования, финансового обеспечения и санкционирования расходов казенных учреждений. На бюджетные и автономные учреждения он не распространяется.

Корреспонденции счетов для отражения в бюджетном учете казенных учреждений перечисления (возврата) залоговых платежей, задатков, обеспечения заявок на участие в торгах приведены в п. 94.1 Инструкции , утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н). С учетом требований Указаний № 65н бухгалтерские записи будут такими:

Дебет КРБ 1 210 05 560 Кредит КРБ 1 304 05 290 – перечислен платеж;

Дебет КРБ 1 304 05 290 Кредит КРБ 1 210 05 660 – возвращены на лицевой счет учреждения ранее перечисленные суммы.

Приложением 2 к Инструкции № 162н установлено, что при формировании номера счета 210 05 следует использовать только код классификации доходов бюджетов (КДБ). Однако спектр операций, которые отражаются в учете с применением счета 210 05, настолько широк, что очевидно: одной КДБ не обойтись. Как мы выяснили, бюджетные и автономные учреждения при перечислении залоговых сумм в номере счета 210 05 должны использовать КИФ. Казенным учреждениям, исходя из требований Указаний № 65н , логично применять код классификации расходов бюджетов.

Учет у заказчика

Согласно п. 267 Инструкции № 157н для учета сумм денежных средств, поступивших во временное распоряжение учреждения и подлежащих при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению, предназначен счет 304 01. Следовательно, если учреждение является заказчиком, денежные средства, полученные в обеспечение заявки на участие в торгах, в обеспечение исполнения контракта, относятся к средствам во временном распоряжении.

Операции по счету 304 01 в казенном учреждении отражаются в соответствии с п. 106 Инструкции № 162н, в бюджетном учреждении – пп. 135 , 136 Инструкции , утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, в автономном учреждении – пп. 163 , 164 Инструкции , утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н:

Дебет 3 201 11 510 Кредит 3 304 01 730 – поступили средства во временное распоряжение;

Дебет 3 304 01 830 Кредит 3 201 11 610 – возвращены средства, бывшие во временном распоряжении, участнику закупки.

Казенные учреждения в разрядах 1 – 17 номера счета 3 201 11 000 указывают КИФ, счета 3 304 01 000 – нули (пп. 131 , 132 приложения 1 , приложение 2 к Инструкции № 162н).

В заключение напомним, что письма Минфина России не являются нормативными правовыми актами и носят информационно-разъяснительный характер. Все вопросы, не урегулированные в законодательстве, учреждение вправе решить на уровне своей учетной политики.

Бюджетное учреждение участвует в аукционе в качестве поставщика. Бюджетному учреждению необходимо перечислить обеспечение по контракту с лицевого счета по коду финансового обеспечения "2".
Как отразить в бухгалтерском учете перечисление обеспечения и его возврат? Какой код вида расхода и статью КОСГУ необходимо указать? Нужно ли вносить изменения в план финансово-хозяйственной деятельности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Перечисление обеспечения по контракту и его возврат отражаются в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с применением счета 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами" по статье 610 (510) аналитической группы подвида доходов бюджетов и по статье 610 (510) КОСГУ.
Изменения в части перечисления обеспечения по контракту и его возврата в Плане финансово-хозяйственной деятельности не отражаются, если иное не установлено учредителем.

Обоснование вывода:
Государственные (муниципальные) бюджетные учреждения могут перечислять в установленном порядке денежные средства в целях обеспечения исполнения контракта.
Учет расчетов по перечислениям (возвратам) сумм обеспечений осуществляется с использованием счета 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами" (п. 235 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н).
Операции по перечислению и возврату обеспечений исполнения контракта не являются доходными или расходными операциями. Такие операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в бухгалтерском учете и отчетности бюджетного учреждения отражаются с применением статьи 610 "Выбытие со счетов" ( "Поступления на счета") КОСГУ (смотрите, в частности, Минфина России от 27.04.2015 N 02-07-07/24261).
Расчеты с суммами денежных обеспечений подлежат отражению в строках 592 (при перечислении) и 591 (при возврате) раздела "Источники финансирования дефицита средств учреждения" Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (форма 0503737) (п. 44 Инструкции, утвержденной Минфина России от 25.03.2011 N 33н). Соответственно, при отражении перечислений обеспечений применяется код 610 "Выбытие со счетов бюджетов" аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов (далее - АнКВИ), при отражении их возвратов - код 510 "Поступление на счета бюджетов" АнКВИ.
В Минфина России от 01.08.2016 N 02-06-10/45133 приведены бухгалтерские записи для отражения перечисления и возврата обеспечений. При этом данные операции отражаются по статье 610 АнКВИ, статье 610 КОСГУ при перечислении денежных средств, и по статье 510 АнКВИ и статье 510 КОСГУ при возврате ранее перечисленных обеспечений.
Обратите внимание: согласно абзацу 14 п. 2.1 Инструкции, утвержденной Минфина России от 16.12.2010 N 174н, с учетом изменений, внесенных с 6 января 2018 года Минфина России от 29.11.2017 N 212н, по счетам аналитического учета счета 0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами" формирование 1-17 разрядов осуществляется следующим образом:
- в 1-4 разрядах номера счета отражается код вида функции, услуги (работы) учреждения, по которой в целях обеспечения проведения конкурса по исполнению договоров на оказание услуг (работ) будет отражаться доход, получаемый учреждением в результате оказанного им вида услуги (работы);
- в 5-17 разрядах номера счета отражается аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 "Поступление на счета бюджетов".
На основании изложенного рассматриваемая ситуация отражается в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следующими записями:
1. Дебет 2 210 05 560 Кредит 2 201 11 610,
с одновременным увеличением забалансового счета 18 (610 АнКВИ, 610 КОСГУ)
- отражено перечисление обеспечения по контракту;
2. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 210 05 660,
с одновременным увеличением забалансового счета 17 (510 АнКВИ, 510 КОСГУ)
- отражен возврат ранее перечисленного обеспечения по контракту.
Государственное (муниципальное) бюджетное учреждение составляет план финансово-хозяйственной деятельности (далее - План ФХД) в соответствии с Требованиями, утвержденными Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования N 81н), в порядке, определенном органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения (далее - учредитель), если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (п. 2 Требований N 81н).
Исходя из характера средств, перечисляемых (возвращаемых) в качестве обеспечения контракта, они не являются расходами (доходами) бюджетного учреждения. Соответственно, они не могут отражаться в Таблице 2 по строкам 110-180 в части доходов, 210-260 в части расходов.
Требования N 81н не устанавливают необходимости, а также детального порядка отражения в Таблице 2 Плана ФХД сумм перечисляемых (возвращаемых) обеспечений по контракту. Следовательно, с учетом нормы п. 2 Требований N 81н, такой порядок может быть предусмотрен учредителем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


© 2024
zko-pricep.ru - Полезные новости для автомобилистов