22.12.2023

Собирай по ягодке – наберешь кузовок. Шергин Б


У Вани была бабушка – добрая, приветливая. С малышами говорила весело, каждого утешит и рассмешит. Со стариками беседовала рассудительно. Приветливая улыбка всегда была на ее лице. Старики говорили: «Хоть какая беда, а эта старуха ладно сдумает, тихонько скажет». Один старичок как-то сказал Ване:
– Твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена.
– Моя бабушка и рисовать умеет, – сказал Ваня.
– Это особое дело. У твоей бабки есть звание «мастер малярного дела». Она и штукатурное и малярное дело умеет, и краску всякую знает, и древесную породу понимает. В клубе художники с ней советовались, какую краску на чем разводить, чтобы прочно было и красовито.
Вот как-то раз Ваня допытывался:
– Бабушка, о чем ты разговаривала с Митей-паркетчиком? Ты кивала головой и говорила: «Верно, работа любит не молодца, а незалежливого». Ты еще сказала: «Глаза страшатся, руки делают». О чем тебе рассказывал Митя?
– Митя рассказывал о своей работе. Очень любопытно.
Митя – художник. Но работает не краской, не кистями. Он украшает деревянным узором шкатулки, столы, шкафы.
Под рукой у Мити тоненькие дощечки из дерева разных пород. Тут красное дерево, черный дуб, коричное дерево. У каждого дерева свой цвет.
Распилены эти дощечки на квадратики, шашечки, кружочки. И Митя выклеивает этими шашечками узор на шкатулке или на шкапчике. Эти деревянные листочки присаживает один к другому на клею.
Иногда узор простой: полоски идут сверху вниз, но у Мити выходило красовито и нарядно. Дорожка черная, коричневая, потом дорожка черная, потом красная, белая.
Эти дорожки повторяются в том же порядке. Благодаря прозрачности цветного дерева любая вещь кажется богато украшенной.
Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу – верхнюю доску стола – и сказал:
– Это заказ от академии. Сроку дано две недели.
Митя с жаром принялся за дело. Обдумал рисунок и в один день закончил верхний угол и сам пришел в восторг от своей работы.
Целую неделю Митя радовался, что ему доверена такая важная работа. Утром проснется рано и до полдня валяется в постели. В воображении своем видит работу законченной, любуется ею, всплескивает руками от радости: одеваясь, танцует и поет. На минуту присядет к столу, подберет нужные дощечки, но радость подмывает его. Бежит на улицу, встречает приятелей: – Подумайте, ребята, моим художеством будут любоваться профессора и академики.
Вечером побежит в кино.
За неделю работа не подвинулась ни на полмизинца. В субботу вечером Митя вдруг устал веселиться. Снял газету, которою была прикрыта доска, и смутился, и испугался. Прекрасно сделанный узор одиноко красовался, как цветок на фоне голой земли.
Митя всплеснул ладонями:
– Что я наделал! Сроку осталась одна неделя. Я не успею ничего…
Часом позже мастер, проходя двором, увидел, что на крылечке сидит Митя.
– Митька, ты плачешь?
– Мастер, я обманул ваше доверие.
– Иди покажи мне твою работу.
Зашли в Митину комнату. Взглянув на столешницу, мастер сказал:
– То, что ты сделал, сделано отменно и прекрасно.
– Мастер, милый, какие же участки надо отхватывать мне каждый день, чтобы поспеть к сроку? Работа будет тяп-ляп, а я привык красовито и тщательно.
– Слушай меня, Митя. Я твой начальник и даю тебе норму работы: каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь. Ни меньше ни больше. И дело будет подвигаться, и отделку будешь производить не спеша, в твоем вкусе.
Митя прилежно, как ученик, начал выполнять урок, данный мастером.
Митя сначала не верил, что при такой малой норме успеет кончить работу в срок. Пригоняет пластинки одну к другой тщательно -комар носа не подточит. Но окинет глазами, сколько еще пустого места остается, и испугается. Однако глаза страшатся, а руки делают.
А руки у Мити были золотые.
Тихо подвигалась ладонь по доске, и вслед за движением художной руки доска превращалась в цветущий сад.
За сутки раньше срока Митя закончил работу. Пригладил утюгом и вылощил волчьим зубом [При полировке дерева иногда пользовались волчьими или медвежьими зубами, которые, не царапая дерева, помогали вылощить (отполировать) его.].
Мастер долго любовался работой, потом молча обнял Митю…
Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Выбери из рассказа все пословицы и объясни их смысл. Как они помогают понять основную мысль произведения? Согласен ли ты с тем, что Шергин хотел вы разить любовь к народной культуре?

"Глаза страшатся, а руки делают" - смысл этой пословицы в том, что не нужно бояться работы, которая кажется трудной, долгой или невыполнимой.

Нужно ее делать, хотя бы не спеша.

Именно тогда «запустится процесс» и работа может даже стать в удовольствие.

Ведь, дело само по себе не сделается.

"Собирай по ягодке - наберешь кузовок" - смысл этой пословицы в том, что даже мелкой и медленной работой можно добиться большого результата.

Многие дела требуют кропотливого и неторопливого отношения.

Нужно иметь терпение, только тогда ты добьешься желаемой цели.

Я согласен, что Шергин с помощью пословиц выражал любовь к народному творчеству.

Ведь они – основа народной мудрости.

Долгие века люди закладывали в пословицы свои философские взгляды.

С их помощью можно отобразить всю красоту народной речи, моральные взгляды нации, изысканность языка.

Таким образом, Шергин подчеркнул, что народная культура является неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Обсудите с другом выражение "Комар носа не подточит". Объясните его смысл. Запиши вашу беседу.

Ты знаешь, что значит "Комар носа не подточит"?

Да. Я именно так вчера убралась в квартире.

Мама меня похвалила.

А я не знаю.

Просто случайно услышал это выражение, и стало интересно, что оно значит.

Расскажи мне, пожалуйста.

Это значит идеально выполнить задание, какую-то работу.

Вот, например, вчера мама попросила убраться в квартире.

Я сделала все: сложила вещи, протерла везде пыль, подмела и вымыла полы.

Когда мама вернулась с работы, то сказала, что я молодец, квартира аж «блестит».

Теперь я понял. Интересно откуда пошло это выражение.

Я думаю, что оно пошло из наблюдений за миром животных, насекомых.

Комары же маленькие и могут пролезть в любую щель, то есть найти изъян.

А в надежно защищенное помещение комар не залезет.

Я понял. Если «комар носа е подточит», значит выполненная работа не имеет недостатков.

Совершенно верно.

А. Платонов Цветок на земле

Почему Афоне стало "скучно жить на свете"? Запиши свои мысли.

Афоне стало скучно жить, потому что он чувствовал себя одиноким. Его папа служил Родине, мама целыми днями работала, а дедушка все время проводил на печке.

Афоне было тоскливо и грустно из-за того, что ему не с кем было пообщаться и расспросить об окружающем мире, что так был ему интересен.

Какие вопросы по содержанию произведения Платонова "Цветок на земле" ты бы задал своим друзьям?

1) Кто главный герой произведения?

2) Как Афоня относился к дедушке?

3) Почему дедушка Тит все время лежит на печке?

4) Как на Тита повлияла остановка часов?

5) Чем занялись дедушка с внуком?

6) Что увидели на прогулке Тит с Афоней?

7) Что дедушка рассказал о цветке?

8) Как Афоня относился к цветам?

А. Платонов Еще мама

Если бы тебя попросили определить основную мысль рассказа, что бы ты ответил? Запиши.

Я считаю, что основной мыслью рассказа является жажда к знаниям, которая проявляется, когда начинаешь что-то изучать.

Еще в рассказе поднята тема огромной любви и привязанности к матери.

Н. Носов

Найди в библиотеке сборник рассказов Носова. Какие рассказы для детей вошли в него? Составь список

Я нашел в библиотеке несколько сборников Носова.

В сборник «Фантазеры» вошли следующие рассказы:

4. Бенгальские огни

5. Тук-тук-тук

6. Огородники

7. Приключения Толи Клюквина

8. Про Гену

11. Находчивость

12. Наш каток

18. Ступеньки

22. Автомобиль

23. Заплатка

24. Шурик у дедушки

25. И я помогаю

В книгу «Ступеньки» Николая Носова вошли произведения:

3. Замазка

4. Ступеньки

5. Заплатка

Еще я нашел в библиотеке книги , . Это повести Н. Носова.

Н. Носов Телефон

Как ты общаешься с друзьями по телефону? О чём вы говорите? Придумайте диалог. Разыграйте его в лицах.

Я по-разному общаюсь по телефону с друзьями.

Иногда мы делимся впечатлениями от прошедшего дня, иногда обсуждаем домашнее задание либо делаем его вместе, иногда планируем встречу либо поход куда-то.

Это могут быть, как длинные разговоры, так и совсем короткие.

Алло, привет!

Ты уже сделал домашнее задание по литературному чтению?

Вот как раз делаю.

На каком ты сейчас задании?

Пока читаю «Листопадничек»

Я уже прочитал. Сижу, думаю, как продолжить историю зайчонка.

Получается?

Не совсем. Фантазии не хватает.

А ты представь себя на его месте.

Я так всегда делаю в подобных заданиях.

Ставлю себя на место героя и думаю, как бы я поступил дальше.

Тем более в учебнике есть иллюстрации.

Это еще больше облегчает задачу.

Знаешь, ты прав. Я только представил и уже появились идеи. Спасибо.

Не за что. Обращайся. Потом сравним наши рассказы.

Давай, пока. Буду работать.

В. Драгунский. Друг детства

Обсудите с другом, какие важные мысли из прочитанных рассказов пригодились бы вам в дальнейшей жизни.

В дальнейшей жизни пригодится мысль о том, что дружба – большая ценность.

Не все умеют дружить и не все могут найти настоящего друга.

Поэтому если посчастливилось найти его, то надо заботится о нем, ценить и любить.

Это мы поняли из рассказа «Друг детства».

А прощать друзей, не держать обиду учит рассказ «Синий кинжал».

Потому что поступки героев являются нелепыми, забавными и невозможно удержаться от улыбок и смеха.

Сбор ягод, как и прочих даров леса, с древнейших времен являлся задачей для тех членов племени, кому не под силу было справиться с более трудоемкой работой. Если мужчины были заняты охотой и строительством укрытий от непогоды, женщины - хранительницы очага, не только мамонта могли разделать, но и одежду сшить и дров для этого самого очага притащить, дети отправлялись за самой легкой добычей. Конечно, назвать ягоды, которые они искали в дремучей чаще, так сложно, однако, растительность это не кусачая, от человека не убегает, да и донести до жилищ ее просто.

Всем известно, что дети - народ любопытный и непоседливый. Им всегда было непросто сконцентрироваться на поиске ягод. К тому же поиск съедобных даров природы - хитрая наука и без особых знаний найти съестное и не отравиться в лесу не просто. Обучали ребят старики. Они раскрывали секреты ягодных полян, учили выживанию, а также делали моральные наставления, дабы молодежь трудилась на благо племени, а не развлекалась во время прогулок.

Такая тихая охота вызывала у соплеменников уважение. Собирателей считали гостями леса. В народе сохранились поговорки и прибаутки, где говорится, что человек каждой ягоде и каждому грибу кланяется. Он высказывает природе свою благодарность.

С веками интерес к ягодам не пропал, а вот почитание лесов, закрепленное передачей их в собственность помещикам, сильно изменило форму. Одной из главных задач, которую стали решать при отправке молодежи за ягодами, стала борьба с вредной привычкой потреблять ягоды в пищу на месте . Страдающие авитаминозом сенные девки не желали приносить барыням корзины ягод и предпочитали наесться впрок этим лакомством. Проблему решили изящно: во время сбора ягод девушкам надлежало распевать песни - и слух радуют, и в лесу не заблудятся, и ягоды уплетать за обе щеки не выйдет.

Значение фразеологизма

Как было сказано выше, обучение сбору ягод было важным и непростым процессом. Только после того, как дитя преуспеет в этом общественно важном труде, оно начинало осваивать новые ремесла. Данный фразеологизм звучит как первая рекомендация старшего члена племени своему очень юному сородичу. Наставники нередко предлагают опираться на прежний опыт. Именно так, предлагая использовать умения полученные во время сбора ягод, и создали эту устоявшуюся фразу.

Данный фразеологизм означает то, что для достижения позитивного результата необходимо проявить терпение . Делать любое дело нужно внимательно, обращая внимание на мелочи, из которых будет состоять финальный продукт. Не стоит упускать возможности улучшить результат, внести дополнительные поправки, торопиться.

Применяется фразеологизм в случае, если требуется:

  • сделать наставление человеку, который не склонен работать долго и аккуратно. Ему предлагают проявить неспешность и добиться ощутимого результата стараний.
  • подбодрить того, кто работает над большим проектом. Ему говорят о том, что его старания не будут напрасными, и со временем он сможет достичь поставленной цели.

С упомянутыми в фразеологизме ягодками стараются не сравнивать деньги. Нужно обладать определенным цинизмом, чтобы провести аналогию между трудом собирателей, обеспечивающих все племя пищей, и конкретным скопидомом. Наш народ не такой.

Страница 3

О пословицах «Собирай по ягодке и наберешь кузовок», «Не наклонишься до земли – грибок не попадет в кузовок» - сказали только очень кратко, что нужно быть трудолюбивым и уметь трудиться. Дети не составили по сути рассказов, а раскрыли лишь значение пословиц. Не придумали никаких действий и поступков детей или людей в труде, чтобы обосновать эти пословицы, не сказали ничего и о важности труда в жизни людей.

На третьем этапе констатирующего эксперимента мы провели анкетирование родителей, с целью определения значимости для родителей формирования у детей нравственных чувств.

Анкетирование родителей включало следующие вопросы:

Радуетесь ли вы помощи своего ребенка?

Помогают ли он вам в быту, на даче, в общих делах?

Ваши близкие или соседи радуются помощи вашего ребенка?

Какие чувства развивает умение помогать людям?

Имеет ли ваш ребенок друзей во дворе, среди детей ваших знакомых?

Заботятся ли дети друг о друге? И ваш ребенок лично?

Как давно читали ребенку сказки и рассказы о добре, дружбе, чуткости?

Помните ли пословицы и поговорки о добре, скромности, чуткости, дружбе, любви?

Какие элементы народной мудрости в них заложены, и какие возникают при этом чувства?

Как часто выезжаете с ребенком на природу, ходите в библиотеку и кружки по интересам?

Рассказываете ли ребенку о городе, крае, стране, окружающем мире?

Какие впечатления остаются у ребенка от прогулок у моря, в лесу, от поездок в другие города?

Посвящаете ли ребенка в то, какие праздники есть у нас на родине?

Разрешаете ли ребенку держать животных или птиц дома?

Какие, по вашему мнению, нравственные чувства развиваются при контакте со сверстниками-друзьями в играх, в увлечениях?

Какие чувства развиваются при заботе о домашних животных?

Какое значение имеет для вас совместный труд с ребенком?

И какие нравственные чувства рождает частое общение ребенка с книгой? Какие книги хотелось бы прочитать вместе с ребенком?

Есть ли у ребенка уже сейчас тяга посещать библиотеку?

Анализируя ответы, мы определили, что родители почти никогда не просят своих детей помогать им, что у детей нет постоянных обязанностей дома, мало кто заботится о животных, только несколько человек держат редких птиц и породистых собак. У родителей из-за большой загруженности работой - нет времени посещать с ребенком уголки природы, библиотеку, музеи, некоторые родители даже не знают, есть ли у ребенка прочные друзья, к которым он стремится. Большинство родителей, конечно же, очень заботятся о детях, покупая им книжки, игрушки, но мало кто старается заранее определить нравственную пользу от прочитанного. Редко рассказывают детям о родном городе, стране, праздниках, объясняя это нехваткой времени. И хотя некоторые родители уже позаботились о увлечениях сына или дочки, зато другие сказали: «Сам выберет увлечение, когда подрастет». Достаточная часть родителей ещё не задумывались о нравственных чувствах своих детей, считая, что их ребенок знаком с общими правилами поведения, а остальное сделают в процессе воспитании в детском саду. Некоторые родители говорили, «что их ребенок и так очень добрый и отзывчивый, а этого часто и не стоит делать».

Из ответов видно, что дети в связи с этим не стремятся помогать родителям в работе, мало знают о художественной литературе, описываемой воспитание нравственных чувств, о возможных увлечениях, о городе, родине, имеют мало друзей, не проявляют особой заботы и чуткости к домашним животным, не стараются часто помогать другим детям и людям.

Больше половины родителей не знает, какие нравственные чувства и как надо было бы их сформировать к старшему дошкольному возрасту. Не все родители осознают, что для формирования таких чувств, как доброта, отзывчивость, чуткость, взаимопомощь, трудолюбие, сопереживание, сострадание, дружелюбие, любовь к родине, необходимо создавать в семье самые благоприятные условия.

На основе содержания ответов бесед и анализа наблюдений за детьми экспериментальной группы на занятии «Труд в библиотеке», за самостоятельной игровой деятельностью детей, а также за выполнением заданий-упражнений по составлению рассказа о книжном герое и составлению рассказа по пословицам, несущим нравственный смысл, мы выделили показатели уровня сформированности нравственных чувств дошкольников, выступающие в нашем исследовании критериями оценки сформированности нравственных чувств старших дошкольников:

Показатели нравственного поведения ребенка:

проявляет ли доброту и чуткость к детям и людям,

заботится ли о товарищах, о младших детях,

помогает ли взрослым,

радуется успехам друзей,

проявляет ли участие к людям старшего поколения,

дорожит ли доверием окружающих,

вежлив ли с окружающими людьми,

проявляет ли жалость, сострадание к животным,

не хвастается ли своими умениями и успехами,

может ли договориться о совместной деятельности, взаимопомощи,

Урок литературного чтения

Тема: работа над текстом произведения «Собирай по ягодке- наберешь кузовок»

Класс: 3

Тип урока: лабораторно-практическое занятие.

Цели урока:

I . Образовательно-развивающие:

1.1 выведение новых понятий: -

1.2 применение опорных понятий: рассказ, метафора, пословица.

1.3 развитие общеучебных умений: оперировать понятиями (определять, делить, формулировать понятия и суждения), выделять родовой и видовые признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые события в тексте).

1.4 развитие специальных умений:

Понимать смысл текста,

Объяснять название текста.

Задавать вопросы по тексту,

Объяснять значение непонятных слов, пословиц,

Составлять план рассказа.

II . Воспитательная цель: формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, общее – особенное – единичное.

Технологии: смыслового чтения (ФГОС), способа диалектического обучения.

Заявка на оценку:

21 балл и более - «5»

17 – 20 баллов - «4»

12 – 16 баллов - «3»

Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (карточки № 1- 6, тексты с заданиями).

Карточки по СДО

Карточка №1

Вопрос- понятие

1. Что называется?

2. Что считается?

3. Что понимается под?

4. Что представляет собой?

5. Что выражает?

6. Что является?

7. Что такое?

8. Каковы свойства и виды?

9. В чем заключается сущность?

Карточка №2

Вопрос- суждение

С?

С- вопросительные слова

1- первое понятие (субъект – подлежащее суждения)

Связка между понятиями

2- второе понятие

1. Чем объяснить, что?

2. Как доказать, что?

3. В каком случае?

5. Каким образом?

6. Вследствие чего?

7. Почему?

Карточка №3

(сравнение)

1. По сравнению с …..

2. Так же ка и ……

3. Как ….., так и …….

4. Сравнивая………, можно сказать…..

5. Кроме……, ещё……

6. Помимо…….

7. Больше чем…….

8. Не только, а и ……

9. Наряду с …….

10. Если ……, то….

11. В отличии от……

Карточка№4

(противоречие)

1……..что, а……..

2. …….тем, что……

3. ……не, но……

4. …..хотя…..

5. …….если, то…….

6. ……..тем, чем……

7. …..не смотря на…..

8. ……однако…..

9. ……не толко……

1. Качество- количество

3. Первичное- вторичное

4. Сущность- явление

5. единство- многообразие

6. Общее- частное

7. Причина- следствие

8. Общее- особенное- единичное

9. Пространство- время

10. Возможность- действительность

11. Необходимость- случайность

Карточка№ 6

(умозаключения)

Дедукция (от общего к частному)

1.. Поскольку…

Следовательно…

Индукция.

1. Если……

Следовательно…

Аналогия

1. Если…..

Следовательно

План-конспект

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы

Деятельность учащихся

I .

Оргмомент

Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие карточек № 1–6, текстов с заданиями)

слайд 1

Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора)

«5» 20 баллов и больше

«4» 16 -19 баллов

«3» 12 - 15 баллов

II .

До чтения

Давайте начнем урок с проговаривания скороговорок о труде: (речь)

«Шел Егор через двор, нес топор чинить забор» «Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.»

А теперь объясните фразеологизм «Без сучка,без задоринки.(восприятие и воображение).

по 1 б. за прого

2 балла за прав версию

Легки и гладко. Сравнение с деревом: поверхность идеальная или с шероховатостями)

III .

Анализ темы урока

Откройте стр 124.

Сегодня мы будем работать с текстом произведения.

Какую работу мы будем проводить?

Работа с текстом

«Собирай по ягодке- наберешь кузовок».

Объяснять название текста.

Искать метафоры, олицетворения. (фиксируются на доске)

Работа по теме урока

Кто написал это произведение? Посмотрите на портрет автора.

К какому жанру мы отнесем это произведение?

Обоснуйте свой выбор в виде понятия

родовой+ видовые признаки.

Прочитайте название рассказа. Почему именно такое название?

В конце урока вернемся к вашим рассуждениям и посмотрим, чей ответ был ближе к тексту.

1 балл за каждую версию

Борис Шергин.

Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера, небольшое по объему, в котором дается описание какого-либо события из жизни героя.

Родовой - литературное произведение повествовательного характера,

Видовые- небольшое по объему, в котором дается описание какого-либо события из жизни героя.

Ответы (фиксируются на доске):

Пословица

Бабушка говорила

Рассказ о том, что делая помаленьку, выполнишь всю работу.

Закройте глаза и послушайте отрывок из рассказа.

(со слов «У Вани была бабушка….. до чтобы было прочно и красовито»

Чей образ вы себе представили?

А какой вы её увидели?

Что про нее говорят старики?

Посмотрите на иллюстрацию на стр 124. Восстановите диалог старичка и Вани о бабушке в парах.

Что говорит про бабушку Ваня?

Что говорит про бабушку старичок?

Слушание аудиозаписи.

Добрая, приветливая, весёлая, потому что говорит весело, всех утешит и рассмешит.

Из песен сделана, из пословиц сложена.

Моя бабушка рисовать умеет

Старичок:

У нее есть звание «Мастер малярного дела».

Она и штукатурное и малярное дело умеет.

Краску знает.

Древесную породу понимает.

С ней советуются художники, как разводить краску.

О чем допытывался Ваня у бабушки? Найдите и прочитайте в тексте

В каких случаях так говорят?

О какой работе Мите пойдет речь, если мы знаем что он- паркетчик?

Давайте прочитаем текст. Берем простой карандаш и по ходу чтения подчеркиваем незнакомые слова. Читаем со слов « Митя- художник …» по 2 строчки стр 125) - до слов « Я не успею ничего» (стр 126)

Возьмите карточку №1 . Задайте вопрос- понятие по незнакомым словам, которые встретились в тексте в

Дети пробуют раскрыть смысл каждого слова.

А вот какое определение дается в словаре Ожигова:

Древесная- получаемая из древесины

Коричное дерево-

Коричное дерево, коричник – род деревьев и кустарников из семейства лавровых, в котором насчитывается более 250 видов, произрастающих в тропической и субтропической Азии

Академия- высшее научное или художественное заведение

- «Работа любит не молодца, а незалёжливого»

- «Глаза боятся, а руки делают».

Говорят о подходе к выполнению какой- то работы.

Речь пойдет о выкладывании паркета из дерева.

Что называется древесной породой?

В чем заключается сущность слова красовито?

Что представляет собой коричное дерево?

Возьмите карточку № 2. Задайте в парах вопрос – суждение по прочитанному в парах. Кому (какой паре) вы хотите его задать?

Чем объяснить, что Митя сначала обрадовался заказу, а потом испугался?

Вследствие чего настроение Мити испортилось?

Когда испортилось настроение у Мити?

Как доказать, что возникло противоречие в поведении Мити?

Радость- испуг.

Радость- получил заказ от академии- сделать столешницу.

Радость от того, что доверили важную работу.

Радость от представления выполненной работы. Видит работу законченной, любуется ею.

Испуг- не успеет сделать работу в срок.

Каким образом разрешилось это противоречие?

Прочитайте диалог мастера и Мити в парах.

Почему мастер не стал ругать Митю?

В чем ценность его позиции?

Диалог Мити и мастера – сценка 2 учеников.

Он поверил Мите и предложил, как лучше сделать работу.

Выполняя любую работу, можно сделать ошибки. важна вера в человека, в его силу преодолеть препятствие.

Продолжим работу в четверках.

Задания: кубик Блума по 1 вопросу каждой четверке и 2 всем вместе

- Объясните почему выражение твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена является метафорой в виде умозаключения (карточка №6)

- Назовите все пословицы, встречающиеся в рассказе и объясни их смысл.

- Предложите аргумент в защиту выполненной работы Мити в тексте.

- Придумайте новое название рассказу

Поскольку метафора- это скрытое сравнение, построенное на сходстве предметов, а бабушка сравнивается с песнями и пословицами, следовательно выражение из песен сделана, из пословиц сложена является метафорой.

Глаза страшатся, руки делают. Работа любит не молодца, а незалёжливого. Собирай по ягодке- наберешь кузовок.

Доска превращалась в цветущий сад. Руки у Мити золотые. Мастер долго любовался работой.

Дело мастера боится.

Итог урока.

Напротив каких задач, ты можешь поставить себе по баллу?

- читал с выражением.

Объяснил название текста.

Задавал вопросы по тексту,

Объяснял значение непонятных слов, пословиц,

Принимал участие в работе с кубиком Блума

Посчитайте, сколько баллов у вас получилось?

У кого 21 балл и более - «5»

17 – 20 баллов - «4»

12 – 16 баллов - «3»

Рефлексия. Выставление оценок.

Домашнее задание

Нарисовать рисунок по тексту рассказа


© 2024
zko-pricep.ru - Полезные новости для автомобилистов