23.11.2023

Основные тезисы. Потребности и мотивы


«ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ ЛИЧНОСТИ»

Введение

Функции и теории мотивации

Классификации видов

Развитие

Свойства и закономерности

Нарушения

Индивидуальные способности

Методы изучения

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Активность живых существ - основной способ существования. У животных активность заложена в инстинктах (сохранения жизни, продолжения рода и пр.). Поведение человека определяется двумя факторами: побудительным и регулятивным, потребностями и мотивами. Понятия потребности и мотивы в науке неоднозначны.

Особенности потребностей и мотивов

Потребности Мотивы
П. - нужда (недостаток, дефицит) в чем-то и нужда ликвидировать избыток чего-то вредного Мотив (лат. emovere - толкатель). Если потребность только создает состояние психической активности, то мотив направляет (толкает) ее в нужном направлении
П. - переживается как состояние внутреннего напряжения (психической активности), раздумья, мечты и т.д., что и побуждает человека к поиску предмета потребности, но не направляет деятельность к ее удовлетворению М. - то, что побуждает достичь или избежать поставленной цели, осуществить определенную деятельность или воздержаться от нее М. - сопровождается положительными или отрицательными эмоциями
Удовлетворение потребности ведет к разрядке напряженности, потребность исчезает, но может возникнуть и вновь Цель и мотив не совпадают. Цель - то, к чему стремится человек, а мотив - почему он стремится. Цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Однако возможен сдвиг мотива на цель.

Потребность - основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.

Мотив - внутренняя, устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека, то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.

Мотивация - 1) совокупность мотивов, направляющая деятельность и сам внутренний процесс побуждения; 2) процесс психической регуляции, влияющий на направленность деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности.

Мотивировка - логическое объяснение причин поведения. Она может отличаться от действительных мотивов или сознательно использоваться для их маскировки.

Сдвиг мотива на цель - превращение мотива деятельности в мотив. Например, ребенок может сначала выполнять учебную деятельность ради поощрения матери, а затем, при появлении интереса и удовлетворения от нее, ради ее самой.


ФУНКЦИИ И ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

Потребности выполняют побудительную функцию деятельности и поведения, а мотивы - направляющую.

Проблема причинности (детерминации) поведения и деятельности человека была предметом многих теорий личности. Поэтому в науке сосуществуют самые различные теории мотивации.

Бихевиористская (Б. Скиннер). Считает основой активности потребность, нужду организма (есть, пить, иметь нормальную температуру и т.д.), вызванную отклонением физиологических параметров от оптимального уровня. Поведение мотивируется последствиями действий и прошлым опытом. Так, если действие привело к снятию потребностного напряжения, то вероятность повторения этого действия растет, а если оно не наступает, то вероятность повторения действия уменьшается. Психоаналитическая (3. Фрейд). Основой мотивации поведения, по мнению 3. Фрейда, является стремление удовлетворить врожденные инстинкты (жизни и смерти) - физические потребности организма. Инстинкты обеспечивают индивида энергией, которая является источником его активности. При этом если удовлетворение потребности по каким-либо причинам (моральные ограничения, страх наказания и т. п.) невозможно, то энергия инстинкта может быть направлена в другое русло - на выполнение деятельности, не связанной с инстинктом (политику, творчество, бизнес, и т.п.). Такое направление энергии инстинкта в иное русло называют сублимацией.

Гуманистическая (А. Маслоу, К. Роджерс). Мотивирующая сила человеческого поведения по мнению гуманистической теории состоит в реализации им самим своих способностей и потенций. Когнитивная (Л. Фестингер). Мотивами поведения личности по мнению представителей этого направления, является стремление к соответствию между знаниями о мире и о себе, то есть к консонансу. Несоответствие когниций переживается личностью как состояние дискомфорта, и она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. Это стремление и есть мощный мотивирующий фактор человеческого поведения и отношения к миру. Разрешить диссонанс можно тремя способами: изменить одну из когниций, снизить ее значимость или добавить новую когницию.

Деятельностная (А.Н. Леонтьев). Согласно концепции А.Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. Сублимация - направление энергии инстинкта на выполнение видов деятельности, не связанных с прямым удовлетворением потребности.

Когниция - любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения. Когнитивный (лат. cognitivo - знания) - познавательный. Когнитивный консонанс - соответствие между когнициями.

Когнитивный диссонанс- некоторое противоречие между двумя или более когнициями.

КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ

Потребности и мотивы человека многообразны. В науке представлены различные их классификации.

Виды потребностей и мотивов

Классификации потребностей Классификация мотивов
В отечественной психологии (В.Д. Шадриков) потребности делятся по предмету потребностей: 1) материальные: а) физиологические (еда, укрытие), б) социальные (деньги, предметы обихода); 2) социальные: а) в общении, б) в самоактуализации, в) в служении обществу, г) в социальном признании; 3) духовные: а) в признании, б) в эстетическом наслаждении, в) в творчестве. Все виды потребностей взаимосвязаны между собой. В отечественной психологии ведущие мотивы объединяются в понятии направленность личности, которое включает влечения, желания, стремления, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Мотивы учебной деятельности (А.К. Маркова): 1) познавательные (интересы), 2) социальные (занять определенное место в коллективе, быть полезным обществу), 3) роста, развития (самосовершенствования и т.д.).
В зарубежной психологии (А. Маслоу) по иерархическому признаку (от низших - к высшим) - пирамида потребностей (рис. 38) В зарубежной психологии популярна классификация социальных мотивов (Мюррей и др.). Выделяют: 1) мотивы достижений, 2) мотивы успеха, 3) мотивы власти, 4) мотивы аффилиации, 5) мотивы помощи.

Самоактуализация - в теории личности А. Маслоу - вершинный уровень психологического развития, который может быть достигнут, когда удовлетворены все базовые и высшие (мета) потребности и происходит «актуализация» полного потенциала личности.

Актуальный - важный, существенный для настоящего момента.

Направленность личности- совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Это установки, ставшие свойствами личности, и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.

Влечение- наиболее примитивная форма направленности. Это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Влечение -переходящее явление, так как представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается и превращается в желание.

Желание - это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Эта форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Стремление - это волевая форма направленности. Стремление -собирательное явление, то есть включает влечение, желание, намерение и т.д.


Интерес- специфическая форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке личности в окружающей действительности. Интерес включает эмоциональный, интеллектуальный и поведенческий компоненты.

Склонность - направленность индивида на определенную деятельность, соответствующую интересу и включающая волевой компонент.

Идеал- образ цели склонности индивида, образец, к которому он стремится, на который ориентируется.

Мировоззрение- система взглядов индивида на природу, общество, человека и их развитие. Эта система взглядов является ценностными ориентациями людей, их принципами познания и деятельности.

Убеждение- высшая форма направленности - система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Мотив достижения - устойчивое стремление в достижении результата в работе, желание сделать что-то хорошо и быстро, достичь определенного уровня в каком-либо деле. Мотив достижения включает стремление к мастерству, к соперничеству (состязательности, лидерству), к удовлетворяющей работе, к известности и т.п. Мотив достижения потом был дифференцирован на два: стремление к успеху и стремление избегать неудач.

Мотив успеха - ориентация на успех в разных видах деятельности в отличие от ориентации на избегание неудач. Люди, ориентированные на успех, предпочитают выбирать средние и трудные задачи, так как предпочитают расчетливо рисковать; а мотивированные на неудачу выбирают либо легкие задачи (гарантируют успех), либо трудные (так как неудача не воспринимается как личный неуспех). Успех в деятельности зависит не только от самого мотива, но и от его силы. Так, оптимальная продуктивность деятельности наступает при среднем уровне мотивации (закон Иеркса-Додсо-на).

Потребности человека субъективно переживаются им как желание, влечение или стремление. Сигнализируя о возникновении потребностей и об их удовлетворения, эти переживания регулируют деятельность человека, стимулируя или ослабляя ее. Наличие потребности и ее непосредственного, чувственного выражения (желание, поезда и т.д.) еще не является достаточным условием для того, чтобы деятельность по ее удовлетворения (или направлена на другой предмет) могла осуществиться. Для этого необходимо объект, который, отвечая потребности по содержанию, стал бы возбудителем деятельности, предоставил бы ей конкретной направленности. Человеку присущи высшие формы отражения действительности, а потому объекты, которые возбуждают деятельность, могут возникать в форме идеи или нравственного идеала. Именно этот осознаваемый образ, который возбуждает деятельность, ориентирует ее на удовлетворение определенной потребности, называют мотивом деятельности, реализуется.

Мотивы деятельности человека могут возникать в его сознании как конкретные чувственные или мыслительные образы рядом с ассоциированными с данным образами представлениями (например, для путешественника образ очага ассоциируется с теплом, светом, отдыхом и т.д.). Мотив может возбуждать частичную, конкретное действие и прямо совпадать с целью данного действия (или конкретного действия), с тем, что достигается в результате выполнения действия. В сложных случаях мотивы могут не совпадать с целью отдельного действия непосредственно, а потребует многих действий, достижения многочисленных частных целей. Иногда деятельность, соответствующую такому мотиву, может происходить в течение значительного периода времени - месяцы, даже годы. Однако мотивы и цели действий человека не совпадают по своему существенным определением; так, в зависимости от жизненных обстоятельств один и тот же мотив может реализоваться в различных по своим целям действиях, а внешне одинаковые действия могут иметь разные мотивы.

Понимание мотивов деятельности и представления о механизмах их образования имеют очень важное значение и для личности как субъекта деятельности, и для научного понимания психологического содержания данных процессов. Именно от мотива зависит, что (в психологическом смысле) представляет собой то или иное действие, который субъективный смысл она имеет для данного человека, как воспроизводит ее внутренний мир, "картину ее" Я ". Мотивы деятельности человека отражают характерные для нее способы реагирования на те или иные элементы окружающей (внешней) и скрытой (внутренней) сферы существования человека. Уровень осознание мотивов собственной деятельности освещает присущ человеку способ реагирования на отдельные явления: спонтанные действия, направлены организованы действия и т. Содержательный "масштаб" мотивировки человеком своих действий характеризует как содержательный пространство ЕЕ реального и духовного существования, так и личностную "зрелость" в овладении предметным миром и собственными переживаниями взаимодействий с этим миром. Вообще мотивационная сфера личности формируется, развивается и реализуется в соответствии с формирования, развития и последовательного выявления «Я» конкретной личности.

Теории мотивации.

Соотношение между действиями человека и причинами, которые обусловливают и объясняют эти действия, описывает понятие мотивации. Это определенная совокупность факторов (мотивов, эмоциональных переживаний, ожиданий, попыток и т.д. личности), которые вызывают ту или иную форму активности личности, направленную на внешний мир, явления индивидуального «Я» или другие уровни существования сущего. Можно говорить об универсальной структуре мотивации личности, однако содержание мотивации действий и поведения человека всегда будет оставаться сугубо индивидуальным, неповторимым. Прежде чем рассмотреть психологические механизмы возникновения и развертывания указанных явлений, обратимся к истории психологических взглядов на природу мотивации человека.

Изучение мотивации имеет давнюю историю. Уже в учениях древних мыслителей обосновывается объективно причинной подход к объяснению природы мотивации. Шире ее исследование начинается в XV в., В период господства идей гедонизма, согласно которым удовольствие, наслаждение считались высшим благом и целью жизни, а детерминантами поведения признавались лишь стремление к удовлетворению и избежания недовольства как первичные, заложенные в природе человека. К вопросам мотивации обращались философы XVII в. - Спиноза, Гоббс, Декарт. Спиноза считал, что аффективность, страстная мотивационная направленность должны рассматриваться с объективной точки зрения. Он писал, что человек свои действия осознает, но причин, по которым они определяются, не знает. Механизмы "осознание" скрытых возбудителей поведения и действия и постепенное подчинение энергии этих возбудителей сознанием - один из психологических механизмов "этического" действия и поведения человека в обществе.

Английский философ-материалист Гоббс, который создал первую завершенную систему механистического материализма, исходя из неизменной "чувственной" природы человека, считал основными моральными побуждениями человека стремление к самосохранению и собственной целостности. Предметом поездов и желаний он считал "благо", а "зло" рассматривал как предмет отвращения и ненависти. Гоббс, как и Спиноза, в отличие от декартовского "бесплотного" понимание природы человеческих поездов рассматривал их как телесно локализованы чувственные стремления, определяющие поведение. Спиноза, указывая на иллюзорность декартовской "свободы воли", спонтанности волевого импульса, считал важнейшим толчком действия и поведения человека поезд, который при осознании его становится желанием, что имеет отношение уже не только к телу, но и душе.

В конце XVII в. в рамках "асоцианистського толкование" природы мотивации человека цель поведения рассматривается как стремление к поддержанию баланса, своеобразной равновесия между удовольствием и неудовольствием.

С выделением психологии как самостоятельной науки начинают складываться различные направления и школы толкования психологической природы явлений жизни человека, в том числе разрабатываются теории мотивации.

Так создаются концептуальные модели мотивации в пределах интроспективной психологии (У.Джеймс), бихевиоризма (Дж.Уотсон, Е.Тол-мен, К.Халл и др.), Гештальт (Клевин), психоанализа (3. Фрейд,

К. Юнг и др.). В целом можно выделить два основных направления понимание мотивации. Психологические теории первого направления (необихе-виоризм, психоанализ) при решении проблемы движущих сил поведения человека развивают гомеостатические модель функционирования психического. Согласно этой модели личность стремится к снижению напряжения (редукция напряжения), уравновешивания своего взаимодействия с социальной средой, к смягчению "извечного конфликта" между индивидом и обществом. При этом естественное в человеке понимается как сосредоточено на личном "Я", эгоцентричным, не подвластны сознанием социализированной личности. Устранение этого напряжения, воспроизведение уравновешенного состояния - цель поведения человека, по взглядам представителей данного направления.

Теории другого направления (Неофрейдизм, экзистенциальная психология) утверждают модель непрерывного становления, развития и совершенствования личности, и является основой побудительных причин его поведения. Основными потребностями (мотивами) считаются физиологические побуждения, потребности в безопасности и защите, любви, уважении, самоактуали-зации и самореализации. В отличие от теорий гомеостаза и универсального механизма редукции напряжения обосновывается тезис о том, что характерной чертой поведения и действия личности является поиск постоянного напряжения - не физиологично, а морального, ценностного и т.д. характера. Раскроем подробнее содержание отдельных теорий мотивации, принадлежащих к тому или иному из названных направлений.

Основоположник бихевиоризма Дж.Уотсон выделял две формы поведения человека - внешнюю и внутреннюю, связанные между собой стимулом и ответом на данный стимул. Известная формула "стимул - реакция", по мнению бихевиористов, объясняет все формы действия и поведения человека в окружающей среде. Стимул как внешний раздражитель активизирует внутреннюю энергию организма и вызывает тем самым соответствующую его реакцию на данный раздражитель. В не-хевиористських концепциях возникновения новых побуждений - драйвов рассматривается как результат сочетания стимула с удовольствием органических потребностей человека. При этом вторичные побуждения выступают как внешняя оболочка первичных, органических. У.Мак-Даугалла, обосновывая положение о врожденном характере мотивации человека, опирался на учение о врожденных инстинкты. По его мнению, в основе мотивов поведения составляют "основные инстинкты" (всего их 18), которые одинаково свойственны как животным, так и человеку. Главными характеристиками инстинкта является импульсивность и врожденность, а понятие о "энергию инстинкта" является базовым в понимании механизмов развертывания целевой действия.

В основу теории биологических побуждений положено, хотя и в интерпретированном виде, Поведенческая формулу "стимул - реакция". Многие исследователи проблем мотивации деятельности человека отдают предпочтение именно этой теории, поэтому трудно определить какое ее персональное авторство. Голод, жажда или потребность в кислороде - первичные потребности человека, удовлетворение которых является жизненно важным для всех живых организмов. Нарушение баланса любого компонента организма автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который бы "подталкивает" индивида к удовлетворению потребности, которая возникла. Таким образом формируется "первичная побуждение", что вызывает серию координированных действий, направленных на воссоздание равновесия (рис.б).

Рис. 6. Схема теории импульсов биологических побуждений

Чем дольше баланс остается нарушенным, тем сильнее мотивация, тем сильнее активируется организм, равновесие же устанавливается только после удовлетворения данной потребности, вслед за этим исчезают и побуждение, и активация. Поддержание равновесия, при которой организм не чувствует потребности и активации, называется гомеостазом. Отсюда происходит термин "гомеостатическая поведение" - поведение, направленное на устранение мотивации через удовлетворение потребности, ее вызвала.

Теория биологических побуждений позволяет выяснить, каким образом удовлетворяются биологические потребности организма человека, однако она не объясняет всех видов мотивации человека.

Теория оптимальной активации (Е.Даффи, Д.Хебб) была создана в 50-х годах XX в. и базируется в значительной степени на законе Йеркса - Додеона. Согласно этой теории, организм человека пытается поддержать "оптимальный уровень активации", который дает ему возможность функционировать эффективно (рис.7) Этот уровень не соответствует абсолютному нулю, как утверждается в теории биологических побуждений, а зависит от физиологического состояния данного человека в данный момент: Ведь отдельные люди нуждаются сильного притока стимулов, чем другие, которые способны выдерживать их только в ограниченном количестве. Потребность в стимулах изменяется также в зависимости от психического состояния человека.

Уровень активации во время сна или в состоянии творческого подъема, конечно, отличается от уровня, оптимального для данного человека.

Теория оптимальной активации в целом механистической по своей сути, поскольку не в состоянии объяснить путей развертывания поведения и действия человека в той или иной ситуации, выявить факторы воздействия, отдельного акта деяния человека.

Рис. 7. Схема теории оптимальной активации

Когнитивные теории мотивации базируются на утверждении о том, что все действия человека всегда так или иначе мотивированы. Таким образом, не существует никакой особой силы, которая "вмешивается" в процесс действия человека только в критические моменты, когда нарушено равновесие. Человек всегда находится в состоянии "когнитивного выбора", следовательно, обращается к удовлетворению той или иной потребности (даже собственно биологической), анализируя состояние, возникающее. Достаточно редко процесс удовлетворения потребности происходит как неотложный, спешный.

Р.Боллес рассматривает мотивацию скорее как "механизм выбора" определенной формы поведения. Этот механизм проявляется в реакциях на внешние раздражители и направлен на актуализацию возможности организма, которая в данный момент лучше соответствует его физиологическом, эмоциональном или когнитивном состояния и тому подобное. Выбор может быть обусловлено также присутствием вблизи другого субъекта или объекта. Ньюттен считает, что выбор ближайших действий индивида определяют его цели и планы на будущее. Чем важнее для него эти цели, тем с большей силой они ориентируют его выбор. Стимулом для действий индивида могут выступать не только же цели, но и намерения достичь их.

Е.Деси утверждает, что все поступки индивида мотивируются "внутренне", в соответствии с его врожденными особенностями. По мнению автора, человека больше привлекает деятельность, развивает в нем чувство "компетентности", при этом внешнее поощрение часто может приводить к ослаблению такой внутренней мотивации. По исследованиям К.Фишера, усиление внутренней мотивации может осуществляться через активацию ответственных, самостоятельных, инициативных действий индивида относительно предмета его действий.

Л.Фестингер является автором теориикогнитивного диссонанса, которая объясняет процессы мотивации поведения индивида. Человек в каждый момент своего действия или поведения рассматривается как индивид, имеющий относительно устойчивое опыт реагирования, взаимодействия или противостояния явлениям окружающей среды, то есть имеет некоторую "исходную информацию". "Новая информация", которая выступает возбудителем активности данного индивида, может вызвать у него "согласие" или "несогласие", что с эмоциональной и активационной точки зрения определяет процесс познания как таковой. В случае "несогласия" возникает "когнитивный диссонанс", который побуждает человека к его преодолению. Выход из состояния, состоящий, может осуществляться индивидом двумя путями: либо через изменение, переоценку "исходной информации", или из-за изменения собственного поведения. В любом случае когнитивный диссонанс должен быть снят.

В целом когнитивные теории мотивации дают возможность не только объяснить механизм возникновения, активации мотивов деяния и поведения человека, но и прогнозировать их развитие, развертывание в процессе "возбужденных" действий.

Попыткой совместить существующие подходы к определению природы мотивации человека является теория мотивации Маслоу. В основу данной теории положено представление о "иерархию потребностей", которые в течение жизни человека так или иначе обусловливают ее поведение. Данная иерархия сочетает самые элементарные потребности и изощренные побуждения деяния человека (рис.8). Согласно данной теории, любое существо стремится своего расцвета, действуя в самой соответствия своим возможностям и попыткой. Как подчеркивает Маслоу, каждая новая потребность возникает, становится возможной только при удовлетворении потребностей более низкого порядка. Самая высокая же потребность - в самореализации - "выступает как актуальный автор и побуждение действий и поведения человека только при условии полного удовлетворения тех потребностей, предшествующих ей. При этом способность к самореализации рассматривается автором как естественная, всегда присуща человеческому существу, а возможность удовлетворить данную потребность имеет самое "благополучная", "развитая" личность.

В отечественной психологии сущность мотивации рассматривалась в рамках "деятельным подхода". Исходя из положения об общественном характере деятельности человека и его потребности, соответственно объяснялся и содержание мотивов и целей данной деятельности. СЛ.Рубинштейн указывал, что мотив как осознанная побуждение конкретного действия проистекает из от-

Рис. 8. Иерархическая пирамида потребностей Маслоу

ления человека к ситуации, обстоятельств, условий и т.д., в которых протекает действие. Выбор способа действия происходит через сознательное сопоставление условий, задач, целей, перспектив и т.д. деятельности, протекает. Мотив невозможен вне отношения к "логики задач" деятельности. Характер мотивации деятельности зависит от уровня притязаний и уровня достижений индивида в соответствии с предметом и целями осуществляемой им деятельности. Ожидание успеха, предсказания перспективы в осуществляемом процессе - одна из важнейших составляющих мотивации деятельности индивида. Содержание мотивации всегда напрямую связан с предметом деятельности и сути осуществляемых преобразований по этому предмету в процессе деятельности: мотивация всегда конкретный предмет, поэтому должна рассматриваться в соответствии с конкретным тыла (вида) деятельности человека.

А.Н. Леонтьев определяет мотив как "опредметнена" потребность. Мотивировка деятельности человека обусловлено диалектикой необходимости и собственно мотива: до своего первого удовлетворения потребность "не знает" своего предмета, он еще должен быть определен. Только после обнаружения предмета потребность приобретает свою конкретности, а ее предмет, воспринимается, представляется, мыслится человеком, - своей возбуждающей, побудительной, направляющей функции, то есть становится мотивом. Именно предмет потребности - материальный или идеальный, чувственно воспринят или данный только в воображении, в помисленому плане - может быть назван мотивом деятельности. В свою очередь, мотив вызывает и направляет деятельность субъекта, являясь в целях, задачах и других составляющих процесса действия. Мотивы, по мнению А.Н.-Леонтьева, могут быть осознанными и не осознанными. С этим тезисом согласны А.В.Петровський и ряд других авторов. В то же время СЛ.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе и другие ученые подчеркивают именно "сознательную природу" мотивации, отличает мотив от других возбудителей и побуждений деятельности и поведения (потребностей, установок, поездов и т.д.).

Д.Н.Узнадзе определяет мотив как некое рассуждение индивида, непосредственно стимулирует его к конкретному акта действия или поведения. В центре этого рассуждения - потребность, для удовлетворения которой осуществлена конкретное поведение или действие признана целесообразной. Смысл мотивации заключается именно в этом: отыскивается и находится именно такое действие, которое соответствует основной, закрепленной в жизни установке личности.

Изложенные подходы к определению сущности мотивации человека в процессе действия, а также те, что остались без нашего внимания, демонстрируют достижение психологической науки в исследовании и обосновании природы данного психологического явления. Возможно, именно в "содержательном пересечении» этих подходов, концепций, теорий освещается истинная сущность достаточно сложного, синтезированного, многообразного в своих конкретных проявлениях феномена.

В структуре личности важную роль играют потребности и мотивы. Потребности частично даются от природы, а частично формируются в ходе жизнедеятельности человека – приобретенные потребности. Мотивы же полностью являются приобретенными.

При изучении потребностей и мотивов будут рассмотрены вопросы:

1. Понятие и сущность потребностей;

2. Теории потребностей;

3. Понятие и сущность мотивов;

4. Процесс мотивации;

5. Теории мотивации;

6. Практика мотивации.

Потребность – это внутреннее ощущение человеком недостатка в чем-либо.

Потребностью является то, от чего человек стремится освободиться или приобрести. Пока потребность существует, она постоянно о себе напоминает, и требует удовлетворения. Люди по-разному реагируют на потребности: удовлетворяют, подавляют, игнорируют.

Потребности можно условно разделить на две большие группы : первичные и вторичные.

Первичные – это физиологические потребности . Они являются врожденными, т.е. заложены генетически. Это потребности в дыхании, пище, воде, отдыхе, одежде (тепле), безопасности и др.

Вторичные – это психологические потребности . Они появляются и осознаются с опытом жизнедеятельности человека. Это потребности в привязанности, уважении, успехе, власти и т.д. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, их вторичные потребности сильно различаются.

Для понимания сущности потребностей, механизмов их возникновения и реализации, психология оперирует рядом теорий потребностей . Основные из них – теория иерархии потребностей Маслоу, двухфакторная теория потребностей Герцберга, теория приобретенных потребностей МакКлелланда. Эти теории рассмотрены выше, в разделе 2.4.

Потребности человека формируют его мотивы.

Мотивы – это внутреннее стремление личности к определенной цели, выраженное в деятельности.

Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из стержневых в психологии управления. Как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? В ответах на эти вопросы заключено понимание личности, и возможность успешного на нее влияния.

Известный американский психолог Дейл Карнеги проводил через свои книги одну главную мысль: «Единственная возможность заставить человека что-либо делать, это сделать так, чтобы он сам этого захотел».

Потребности и мотивы человека тесно связаны. Потребности, опосредуясь во внутреннем мире индивида, формируют мотивы. Мотивы, в свою очередь, определяют поведение человека.

Связь потребностей, мотивов и действий представлена в модели мотивации поведения на рисунке 3.5.

Рисунок 3.5 – Модель мотивации поведения

В качестве психологического явления, мотивацию можно рассма-тривать как побуждение, вызывающие направленную активность личности.

Важной особенностью мотивации является ее положительно-отрицательная направленность.

Положительная мотивация вызывает побуждение к непосредственной реализации потребности.

Отрицательная мотивация , напротив, выступает как самозапрет, тормозящий побуждение к реализации потребности.

Например, нахождение рядом с субъектом своего влечения, вызывает у человека положительную мотивацию. Однако, в случае неразделенной любви, мотивация может быть отрицательной.

Мотивацию можно рассматривать как процесс , который состоит из пяти стадий . Между ними нет четкого разграничения, они взаимосвязаны, и переходят друг в друга. Однако для понимания содержания и логики мотивации, выделение этих стадий вполне оправдано.

1. Возникновение потребности . Потребность проявляется тогда, когда человек начинает ощущать, что ему чего-то в жизни не хватает. Это явление происходит в конкретное время, и оно начинает «требовать» от человека определенных действий. Потребность побуждает индивида к тому, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения (удовлетворения).

2. Поиск путей устранения потребности . Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, он вынужден реагировать. Он ищет возможность устранить потребность: удовлетворить, подавить, не замечать. Он принимает решение, что и как должен делать, чтобы устранить потребность.

3. Осуществление действия . На этой стадии человек выполняет действия, которые, по его мнению, устранят потребность. Так как процесс работы оказывает понимающее действие на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.

4. Получение вознаграждения . Осуществив действие, человек либо непосредственно получает желаемое (реализует потребность), либо то, что он может обменять на необходимый объект. На данной стадии выясняется, насколько осуществленное действие дало жела-емый результат. Происходит регулирование мотивации к действию.

5. Устранение потребности . Все зависит от степени устранения потребности и снятия напряжения. Человек либо продолжает действия по реализации желания, либо осознает новую потребность.

Формирование во внутреннем мире человека стремления к чему-либо называется мотивацией . Она может осуществляться как внешними воздействиями, так и внутренними побуждениями человека.

Внешние воздействия субъекта на объект мотивации – это влияние одного человека на мотиваторы другого. Мотив всегда субъективен. Извне же можно создать лишь мотиваторы, которые внутренне опосредуются в мотив.

Внешние мотиваторы делятся на: императивные (повелительные), консультативные (советующие), внушения и манипуляции.

Императивные мотиваторы – это приказы, требования, принуждения. Эти воздействия воспринимаются личностью как поставленную перед нею цель без права выбора. Такое воздействие обычно является проявлением власти в профессиональной деятельности.

Консультативные мотиваторы – это просьбы, предложения, советы, убеждения. За личностью остается право выбора. В профессиональной деятельности консультационные воздействия со стороны руководителя предпочтительны. Они поднимают самоуважение подчиненного, создают благоприятную атмосферу служебных отношений.

Внушения – это средства психологического воздействия на процесс формирования мотива. Воздействие осуществляется с помощью речи и неречевых средств общения. Оно отличается настойчивостью приводимых аргументов и некритическом отношением к ним со стороны адресата. Принятое внушение становится внутренней установкой личности.

Существует три формы внушения: сильное уговаривание, давление и эмоционально-волевое воздействие. По способу воздействия внушение может быть прямое (открытое) и косвенное (завуалированное).

Манипуляции – это скрытые от адресата побуждения его к определенному отношению или действию. При этом достигается, что адресат считает возникшие мысли своими собственными, а не «наведенными» извне. Такие мысли выступают в роли мотиваторов, и приводят к формированию мотивов личности.

Психология управления особое значение придает внешним мотиваторам, в роли которых выступают привлекательные объекты . Окружающие человека предметы и люди способны побуждать его к определенным мыслям и действиям.

Так, красивый ландшафт влечет к прогулкам, аппетитное пирожное «хочет быть съеденным», интересный человек побуждает к общению.

Различают позитивные и негативные воздействия привлекательных объектов. Одни побуждают стремиться к ним, а другие – отталкивают.

В «Крейцеровой сонате» Л.Н. Толстой ярко описал действие привлекательного объекта: «Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупости, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а просто красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как хороша и нравственна!»

Привлекательный объект, как прием воздействия на потребителя, активно используется в маркетинге и рекламе. Красивая упаковка может существенно повысить объемы реализации товара.

К мотивации, вызванной привлекательностью объекта, относят такие психологические воздействия, как заражение и подражание.

Заражение – это передача эмоционального состояния одного человека другому. Особенно ярко это проявляется в трудовом энтузиазме, в эмоциональных всплесках зрителей на концертах или стадионах.

Подражание – это следование какому-либо примеру, образцу. Это принятие и воспроизведение внешних и внутренних особенностей других людей, привлекательных для данной личности. Существуют разные виды подражания: целенаправленное и непроизвольное, логическое и эмоциональное, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, и т.д.

Внутренними воздействиями , вызывающими мотивацию, являются цели, идеалы, устремления, направленность личности. Они базируются на мировоззрении человека, его личностном понимании смысла жизни.

Внутренние воздействия часто формируются из внешних влияний. Если личность опосредует внешние мотиваторы, они превращаются во внутренние мотивы.

Оценить уровень личных потребностей в достижении успеха можно с помощью теста приложения 2.

Для понимания и объяснения мотивов психология располагает рядом теорий мотивации .

Основные из них – теория ожиданий Врума, теория справедливости Адамса, теория подкрепления, модель соответствия Портера–Лоулера. Первые три теории подробно раскрыты в разделе 2.4. Рассмотрим четвертую.

Модель соответствия Портера-Лоулера является синтезом теории ожидания и теории справедливости. В данной совместной модели авторы используют пять переменных:

– затраченные на выполнение работы усилия ;

– восприятие значимости выполненной работы;

– полученные результаты от выполненной работы;

вознаграждение за выполненную работу;

– степень удовлетворения от выполненной работы.

Модель соответствия адекватна модели мотивации поведения, которая представлена выше, на рисунке 3.5.

Согласно данной модели, достигнутые результаты зависят от приложенных человеком усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознании им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью соответствия усилий и вознаграждения. Человек удовлетворяет свои потребности путем вознаграждения за достигнутые результаты.

Если сотрудник считает, что его усилия и вознаграждение за них не соответствуют друг другу, это будет им восприниматься как несправедливость. Сотрудник либо станет хуже работать, либо будет добиваться справедливого вознаграждения.

Одно из наиболее важных положений модели состоит в том, что результативный труд ведет к личному удовлетворению. Это прямо противоположно тому, что на сей счет думает большинство руководителей. Они полагают, что удовлетворение ведет к достижению высоких результатов в труде или, говоря иначе, более довольные рабочие трудятся лучше. Портер и Лоулер, напротив, полагают, что чувство выполненной работы ведет к удовлетворению, и способствует повышению производительности труда.

При осуществлении практического подхода к мотивации личности возникает ряд проблем. Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Необходимо не только понимание, но и умение практически преодолеть проблемы и сложности внутреннего процесса формирования мотивов у сотрудника.

Можно отметить три фактора , которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации: скрытость, изменчивость и уникальность.

Скрытость – это не очевидность мотивов личности. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы влияют на действия человека. Однако в явном виде их «вычислить» практически невозможно.

Психология управления подчеркивает, что понимание мотивов дает ключ к знанию личности. Если руководитель осознает, что движет его подчиненным, он сможет эффективно на него воздействовать.

Изменчивость – это динамичность мотивов личности. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном нестабильном взаимодействии. Зачастую они противоречат друг другу, либо, наоборот, усиливают действия друг друга. При этом общий вектор мотивации может меняться во времени, изменяя направленность и характер действия.

Уникальность – это индивидуальность, оригинальность, непохожесть мотивов каждого человека. Внутренний мир личности неповторим. Поэтому возникновение внутренних мотивов и опосредование внешних мотиваторов всегда индивидуально.

Особое значение психология управления придает практической мотивации труда человека . Почему люди работают? Почему одни делают легкую работу и остаются недовольны? Почему другие получают удовлетворение от сложного и напряженного труда? Что вызывает желание работать? Эти и многие другие вопросы возникают в процессе практического управления персоналом.

В отечественной экономике на протяжении десятилетий данной проблеме уделялось очень мало внимания. На производстве господствовал технократический подход и административный стиль. Роль работников отодвигалась на второй план. Это привело к сужению трудовой мотивации, отчужденности работников от производства, падению производительности труда.

Данные сравнительного исследования по уровню мотивации труда в разных странах показывают следующее. Работу считают главным делом жизни: в США – 50% населения, в Швеции – 45%, в ФРГ – 30%. В странах СНГ эта цифра не превышает 10 %.

Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к определенной деятельности, какие мотивы лежат в основе его поступков и действий, можно создать эффективную систему стимулирования труда, которая перейдет во внутреннюю мотивацию сотрудников. Руководители должны знать своих подчиненных, их потребности. запросы и цели, которые и определяют мотивы. Это позволит обеспечить успешность управления как отдельным подчиненным, так и целыми коллективами.

В мировой практике управления за последние десятилетия сложился ряд современных приемов мотивации труда . Они подробно рассмотрены в разделе 2.4.

Мотивация является ключом к поведению человека. Можно выделить пять психологических правил , которые помогут в практическом управлении мотивацией личности.

1. Положительное подкрепление. Это поощрительная реакция руководителя на успешные действия подчиненного. Положительное подкрепление эффективнее и конструктивнее отрицательного, оно благотворно влияет на психологический климат в коллективе. Положительное подкрепление особенно действенно в длительной перспективе.

2. Безотлагательность подкрепления. Поощрение (подкрепление) должно быть немедленным и конкретным (привязанным к действию). Чем меньше временной интервал между действием и публичной положительной реакцией на него со стороны руководства, тем выше эффект.

3. Непредсказуемость поощрения. Если поощрения регулярны и предсказуемы, сотрудники привыкают к ним. Их начинают воспринимать не как поощрение, а как норму. В то же время, нерегулярные и неожиданные поощрения стимулируют лучше.

4. Промежуточные цели. Путь к цели может быть долгим и утомительным. Поэтому с психологической точки зрения целесообразно установить этапы (промежутки) движения к цели, и поощрять реализацию каждого из них.

5. Чувство свободы. Сотрудник должен ощущать свободу в своих профессиональных действиях. Ему следует ставить производственную задачу, а выбор путей ее решения оставлять за ним. Излишний контроль, мелочная опека сковывают инициативу сотрудников.

Итак , действия человека определяются потребностями, которые формируют внутренние мотивы его поведения. Знание потребностей и мотивов индивида является ключом к успешному на него воздействию (управлению им).

Теория и практика управления располагает современными приемами стимулирования-мотивации и правилами эффективного управления мотивацией личности.

Волевая сфера личности

Воля является важным составным элементом в структуре личности. Она относится к тем составляющим структуры, которые не даются от природы, а полностью формируются в процессе жизнедеятельности человека. Воля рассматривается как способности человека действовать для достижения сознательно поставленной цели.

В рамках изучения волевой сферы личности рассматриваются четыре вопроса:

1. Положения о развитии личности;

2. Этапы волевого развития;

3. Теории волевого поведения;

4. Механизм волевого действия.

Психологи (Л. Выготский и др.) выстраивают процесс развития личности на трех основных положениях :

об активности индивида;

об индивидуальном опосредовании социальных отношений;

о становлении себя через других.

Активность индивида есть процесс мыслительного и жизнедеятельного участия личности во внутренних процессах и внешних событиях. Активность рассматривается в различных видах деятельности. Особое внимание уделяется внутренним психическим процессам личности. И главный из этих процессов – развитие воли .

Активность может рассматриваться как возможная (свободная) и предписанная (принудительная). В свободной активности ее носителем является сам индивид. При этом у него происходит развитие внутреннего мира через алгоритмизацию собственного поведения, поэтапное формирование личностных качеств, развитие самосознания.

Активность направляется личностью на определенные точки. В инициативе личности, ее направленности реализуется индивидуальная, не «нормированная» социумом активность. Эта активность является весьма существенной для становления личности.

Опосредование социальных отношений – это персональное восприятие и присвоение личностью опыта взаимодействий в социуме. В ходе своей жизнедеятельности индивид вступает в контакты с другими людьми, формируя свой стиль общения и взаимодействия.

Человек в ходе жизни в обществе выступает в разных социальных ролях: сына-дочери, школьника, студента, отца-матери, пешехода, водителя, сотрудника и т.д. Однако в каждой своей роли он оригинален и неповторим.

Создавая свой персональный опыт общественных отношений и исполнения социальных ролей, индивид опирается на многие качества личности. Однако в числе важнейших в этом ряду стоит воля . Через нее выстраивается индивидуальное в опосредовании социального опыта.

Становление себя через других заключается в явлении «зеркального представительства». Оно означает, что формирование лич­ности происходит через симметричное отражение личности человека во внутреннем мире других людей.

Лев Выготский роль зеркального отражения внутреннего мира представляет так: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других».

Охарактеризовать личность можно двумя путями:

– через представленность в ее внутреннем мире других людей;

– как субъекта активности в жизнедеятельности других людей.

Представленность во внутреннем мире человека других людей зависит от его восприятии окружающих. В сознании и памяти каждого человека хранится множество образов знакомых ему людей. Хотя все эти люди разные, однако восприятие их данным индивидом субъективно. Человек добрый и отзывчивый в окружающих людях больше подмечает хорошего. И наоборот, плохому человеку больше видятся отрицательные черты в других людях.

Как субъект активности, каждый человек вызывает определенные отклики в мыслях и деятельности других людей. Иными словами, поведение и сознание одних существенно влияет на формирование других. Возникает эффект опосредования и присвоения личностью чужого опыта. Однако чужой опыт воспринимается индивидом избирательно. Важно лишь то, что воспринимается человеком как личностно значимое для него. Остальное фактически не замечается.

О развитости личности можно говорить в связи с уровнем волевой среды личности. Иными словами, целесообразно выделить в самостоятельный процесс волевое развитие личности.

Психологи выделяют три последовательных этапа волевого развития:

произвольное поведение;

интеллектуальная деятельность;

постпроизвольное поведение (рисунок 3.6).

Рисунок 3.6 – Этапы волевого развития

Произвольное поведение связано с реализацией натуральных (физиологических) потребностей – еда, сон, безопасность, одежда, жилище. Индивид преодолевает те препятствия, которые возникают на пути удовлетворения естественных потребностей. В ходе преодо-ления препятствий проявляется и развивается воля.

Интеллектуальная деятельность связана с мыслительной активностью человека. В процессе мыслительной деятельности во внутреннем мире индивида происходит борьба равносильных, но противоположно направленных аффективных тенденций.

Аффективные тенденции в мыследеятельности личности – это необычные, искусственно вызванные мысли. Вызов осуществляется специальным усилием воли.

Индивид обдумывает варианты действий: взвешивает, оценивает, представляет последствия. Наконец, он вырабатывает решение – принимает план действий: создает намерение, ставит цели, определяет конкретные пути их достижения.

Интеллектуальную деятельность, как второй этап волевого развития, можно образно назвать «периодом мнемотехнического волевого акта». Волевое поведение осуществляется через сознательную регуляцию индивидом своей мотивационной сферы. В результате более слабый, но более значимый для человека мотив получает
дополнительную силу волевым воздействием.

Постпроизвольное поведение связано с опосредованием личностью способов организации действий и волевых усилий. Это третий, заключительный этап волевого развития.

Волевые действия на третьем этапе имеют достаточную побудительную силу для совершения поступка. Причем волевой поступок должен быть совершен без участия сознательной саморегуляции, на подсознании, то есть непроизвольно или постпроизвольно.

Так, ответственный студент утром отправляется на занятия, даже если не доспал. При этом ему не требуется никаких специальных волевых усилий. У него уже выработана установка, что занятия являются элементом обязательным, и не допускающим сомнений. Нерадивому же студенту каждый раз подъем дается со сложностями. Кстати, впоследствии он будет таким же безответственным работником.

Таким образом, в развитии воли имеются этапы, которые реализуются с нарастающей интенсивностью. Во внутреннем мире человека создается психологическая реальность, которая составляет его неотъемлемую сущность. Она является содержанием жизни, регулятором поведения личности.

Психологическая реальность – мотивация – выступает внутренней сущностью человека, через которую преломляются все внешние воздействия. В результате развивающаяся мотивированная сфера индивида начинает выступать в качестве фактора дальнейшего общего (психологического) развития личности.

Аффективно-потребностная сфера личности развивается от простого к сложному. Первоначальные непосредственные (физиологические) потребности, опосредуясь социально приобретенным опытом, вступают в определенные связи во внутреннем мире индивида. В результате возникают новые свойства личности. Они базируются как на когнитивных (основанных на знаниях), так и на аффективных (искусственно вызванных) компонентах. Это способствует развитию столь сложного свойства личности – волевой сферы.

Более простые внутренние качества требуют для своего развития побудительной силы извне. В отличие от них, воле присуща собственная движущая сила. Воля сама влияет на сознательную постановку личностных целей, формирование убеждений и нравственных чувств индивида, создание осознанных потребностей личности. Все указанные явления в совокупности и характеризуют личность.

В психологии рассматривается две теории волевого поведения личности: теория рефлексов и теория навыков и реакций.

Теория рефлексов делит поведение человека на две стадии:

инстинктивную – безусловные рефлексы;

приобретенную – условные рефлексы.

Первая стадия может осуществляться при малоразвитой воле. Вторая же стадия требует значительного волевого развития.

Теория навыков и реакций посвящена дальнейшему развитию второй стадии, т.е. приобретенного поведения. В нем данная теория различает два этапа: усвоения устойчивых навыков и возникновения интеллектуальных реакций. Навыки возникают как закрепление в поведении условных рефлексов.

Реакции могут быть эмоциональными и интеллектуальными. Первые связаны с резким повышением эмоций в ответ на внешнее воздействие, либо собственные мысли. Интенсивность реакций зависит от эмоциональной устойчивости личности, а также значимости для нее причины волнения.

Интеллектуальные реакции возникают как ответ на воздействие в виде образа или символа. Это своеобразное «короткое замыкание» в психике индивида. Это реакция взрывного типа, быстрая и сложная. Однако ее направленность предсказуема, она зависит от ценностей и мотивов индивида. А интенсивность реакции, ее действенность связаны с волевой сферой личности.

Механизм волевого действия связан с преодолением противоречия между желанием личности и осознанным ею долгом. Желание обычно связано с естественными потребностями индивида. Человек непроизвольно стремится к приятному и полезному, и уклоняется от неприятного и трудного.

Чувство долга проявляется у человека на четырех уровнях:

– долг перед обществом и страной;

– долг перед коллегами по работе, производственным коллективом;

– долг перед близким окружением, родственниками и друзьями;

– долг человека перед самим собой.

Долг тесно связан с ответственностью. Чувство долга осознается и опосредуется во внутреннем мире личности. После этого оно переходит в осознанную необходимость. Впоследствии чувство долга выступает пусковым механизмом волевого действия.

В столкновении во внутреннем мире человека желания и долга естественное (физиологическое) преимущество оказывается на стороне первого. Человек хочет получить приятное, и уклониться от неприятного. Однако на стороне долга выступает воля. Она подкрепляет мотиваторы долга так, что они побеждают. В результате волевой человек действует не по своим первичным желаниям, а по осознанной необходимости.

Волевое регулирование своего поведения человек осуществляет на основе сознательного выбора . Индивид в своих мыслях и поступках постоянно сталкивается с выбором. И характер этого выбора определяется волей. Но свободен ли человек в своей воле?

Силу воли и внимание можно измерить тестом приложения 3.

Свобода воли есть осознание ситуации и необходимости выбора, определенного мотивом. Свобода не может быть независимой от мотивов. В качестве мотивов для сознательного гражданина и волевого человека выступают долг и ответственность.

Иными словами, можно сказать, что свобода есть осознанная необходимость, которая у волевой личности является очень сильной.

Так, древнегреческий философ Фалес Милетский (VI век до н.э.) в своих знаменитых афоризмах утверждал: «Что сильнее всего на свете? – Необходимость».

Итак, процесс развития личности психология выстраивает на трех основных положениях: об активности индивида; об индивидуальном опосредовании социальных отношений; о становлении себя через других.

Становление личности невозможно без развитой воли. В волевом развитии личности выделяют три последовательных этапа: произвольное поведение; интеллектуальная деятельность; постпроизвольное поведение.

Волевое поведение личности объясняется двумя теориями: рефлексов, навыков и реакций.

Механизм волевого поведения действует в направлении преодоления противоречий между естественными желаниями индивида и осознанным им долгом. Человек непроизвольно стремится к приятному и полезному, и уклоняется от неприятного, трудного, болезненного. Чувство долга проявляется у человека на четырех уровнях: перед обществом; перед коллегами; перед близкими; перед самим собой.

Способности личности

Тема способностей очень актуальна для психологии управления. Если человеку поручается работа в соответствии с его способностями, получается двойная выгода. Во-первых, дело будет выполняться старательно и профессионально. Во-вторых, человек будет получать удовлетворение от своей деятельности.

В рамках изучения проблемы способностей будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Понятие и сущность способностей;

2. Теории способностей;

3. Виды способностей;

4. Уровни способностей;

5. Способности и мастерство;

6. Диагностика способностей.

Понятие о способностях человека развивалось в связи с общим ходом развития человеческой мысли. Оно долго было предметом философского рассмотрения. Лишь во второй половине XIX века возникают эмпирические, а затем и теоретические (психологические) исследования способностей человека.

Способности человека не даны непосредственно в его самонаблюдениях и переживаниях. Можно лишь опосредованно заключать о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком, по сравнению с другими людьми. При этом существенное влияние оказывают условия жизни и образование человека.

Способности – это свойства человека, от которых зависит успешность овладения определенными видами деятельности.

Способный человек при прочих равных условиях (подготовленность, время, усилия) получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. Высокие достижения способного человека являются результатами соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.

Всякая деятельность сложена и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим свойствам и физическим возможностям человека. Если имеющийся комплекс свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Поэтому способность нельзя свести к одному какому-либо свойству – хорошее цветоразличение, чувство пропорции, музыкальный слух и т.п. Способность всегда есть синтез нескольких врожденных свойств личности.

Имеется много подходов к пониманию природы и сущности способностей. Сложилось четыре основных теории способностей .

1. Теория наследственности. Согласно ей, наличие способностей всецело зависит от унаследованного генетического фонда.

Так, Гальтон в XIX веке пытался обосновать наследственность таланта, анализируя биографические данные выдающихся деятелей. Продолжая его исследования, Котс определял степень одаренности по объему места, отведенного в энциклопедических словарях известным людям. По идее Гальтона-Котса, талант наследуется, поэтому выдающимися способностями обладают представители знаменитых семей.

Жизнь опровергает утверждения о наследственной предопределенности способностей. Поэтому следующая теория способностей стоит на других позициях.

2. Теория случайностей. Она рассматривает появление способностей у конкурентного человека как элемент непредсказуемости.

Объективный анализ биографий выдающихся людей позволил сделать три вывода. Первый – в подавляющем большинстве выдающиеся люди вышли из семей, не проявивших особых дарований. Второй вывод – дети, внуки и правнуки подавляющего большинства знаменитых людей выдающихся дарований не проявили. Третий вывод – династические высокие способности составляют исключение.

Таким образом, врожденные способности конкретного человека случайны и непредсказуемы.

3. Теория среды и воспитания. Согласно этой теории, способности даются не от природы, а формируются жизненным опытом. Для этого необходимы специальная среда и целенаправленное воспитание и обучение.

Так, Гельвеций в XVIII веке провозгласил, что посредством специального воспитания можно сформировать даже гениальность. В новейшее время американский ученый У. Эшби утверждает, что способности, и даже гениальность, определяются приобретенными качествами. В частности тем, какая программа интеллектуальной деятельности сопровождала жизнь человека в детстве и молодости, а также его работоспособностью.

На первый взгляд кажется, что данная теория выражает веру в человеческие возможности. Она не устанавливает границы развития человеческой личности. Однако эта теория встречает серьезные научные возражения.

Жизненные наблюдения и специальные научные исследования свидетельствуют, что природные предпосылки способностей нельзя отрицать. В ряде видов деятельности они имеют особо важное значение. Поэтому в неблагоприятной среде один человек может проявить большие способности, чем другой, находящийся в благоприятной.

Так, обычным делом является следующая ситуация. Братья и сестры, выросшие в одной семье и находившиеся в равных социальных условиях, обнаруживают резкие различия в способностях. Более того, у них проявляются разные темпы развития, складываются совершенно непохожие характеры.

Психологи и физиологи отмечают индивидуальные особенности в анатомической организации мозга. Это сотражается и на его функциях. Кроме того, обнаружены врожденные типологические особенности нервной деятельности. Это сказывается на проявлении и становлении способностей.

4. Теория равенства. Ее сторонники уверяют, что все люди изначально равны по своим способностям. Расхождения начинаются после рождения, в ходе жизненного опыта.

Однако ряд психологов и социологов отмечают не только ошибочность этой теории. Она несправедлива и противоестественна. Если люди рождаются разными, то их искусственное «выравнивание» античеловечно. Социальное подавление имеющихся у человека способностей (чтобы он был «как все») ломает его психику.

Восприятие всех людей равными по способностям, приносит большой ущерб обществу. Ведь особые способности могут служить не только их обладателю, но и другим людям. Талантливые и гениальные люди – это богатство и гордость любой нации.

В современном мире остро стоит проблема «утечки умов». Экономически развитые (богатые) страны переманивают к себе талантливых людей из бедных и развивающихся стран. Этим людям предоставляются хорошие условия для работы, высокий уровень жизни. И они навсегда покидают свою родину. А ведь они могли бы многое сделать для развития своей страны, а не обогащать и без того богатых.

Подводя итог четырем рассмотренным теориям способностей, следует отметить, что полностью верна только вторая из них. Можно частично признать правоту третьей. Любые способности можно развить, но не сформировать их изначально. В человеке со здоровой психикой заложены, хотя бы в малой степени, самые разнообразные способности. Это позволяет что-то вырастить даже из слабого ростка.

Например, можно научить играть на музыкальном инструменте даже человека без способностей. Конечно, это потребует больших усилий. К тому же уровень музыкального мастерства будет невысоким. Но человек все-таки будет играть.

Способности как свойства личности могут проявляться в разных направлениях его деятельности. Это позволяет говорить о различных видах способностей .

Основоположником психоаналитической традиции был, как нам уже известно, 3. Фрейд. Одним из центральных положений его теории (Фрейд 3., 1991, 1992а, 19926) является убеждение, что любое поведение человека хотя бы частично обуслов­лено бессознательными импульсами. Основой мотивации поведения, по мнению Фрейда, является стремление удовлетворить врожденные инстинкты - физические потребности организма. Индивид стремится снизить напряжение до минимального уровня. И в этом плане концепция Фрейда сходна с бихевиористской точкой зрения: тот же принцип гомеостаза и снятия напряжения. Но есть и существенные отличия. Индивид стремится вернуться в некоторое ис­ходное состояние (которое было нарушено рождением и последующим развитием) вплоть до небытия. Основными инстинктами, по мнению Фрейда, являются инстинк­ты жизни и смерти. Инстинкт жизни может принимать две основные формы: воспро­изведения себе подобных (половая потребность) и поддержания жизни индивида (обычные физиологические потребности). Следует, однако, отметить, что инстинкт жизни первого типа (половая потребность) играет в концепции Фрейда особенно важную роль. Инстинкт смерти является про­тивоположностью инстинкта жизни и выражается в таких, на­пример, формах поведения, как агрессия, мазохизм, самообви­нение, самоуничижение. На первый взгляд, предположение о существовании инстинк­та смерти выглядит по меньшей мере странным. Однако необхо­димо иметь в виду, что для философских воззрений Фрейда был характерен психический дуализм: подчеркивание борьбы и противостояния двух про­тивоположных начал. Динамика этой борьбы собственно и является основой разви­тия и функционирования как отдельного индивида, так и общества в целом. Все во вселенной стремится к неизбежному распаду, исчезновению, и жизнь как способ орга­низации, объединения есть только тот краткий промежуток времени, когда индивид одерживает победу над этим распадом. Но даже в течение этого краткого промежутка времени индивида увлекает за собой инстинкт смерти. Инстинкты жизни (Эрос) и смерти (Танатос) идут рука об руку: любовь соседствует с ненавистью, питание - с обжорством, любовь к себе - с самоистреблением и саморазрушением. · Сублимация - направление энер­гии инстинкта на выполнение видов деятельности, не связанных с прямым удовлетворением потребности. Инстинкты обеспечивают индивида энергией, которая является источником его активности. Причем, если непосредственное удовлетворение инстинктивной потреб­ности по каким-либо причинам невозможно (наличие моральных ограничений, страх наказания и т. п.), энергия инстинкта может быть направлена в другое русло: разряд­ка напряжения может происходить за счет выполнения совсем других - не связан­ных с инстинктом - видов деятельности. Представьте себе паровой котел, в нем вы­сокое давление, и если не выпустить пар, его может разорвать. Необходимо открыть клапан. Если один из основных клапанов закрыт (например, немедленное сексуаль­ное удовлетворение невозможно), приходится пользоваться другими (политикой, творчеством, бизнесом). Такое направление энергии инстинкта в иное - в отличие от прямого удовлетворения потребности - русло называется сублимацией. Решение про­блемы объяснения человеческого поведения, таким образом, состоит в выяснении причин направления инстинктивной энергии в то или иное русло. Последователи Фрейда во многом отошли от позиций своего учителя. Однако в каждой из последующих психоаналитических теорий сохранялся некоторый суще­ственный элемент сходства с фрейдизмом: или базовые инстинктоподобные пережи­вания, или бессознательное, а еще чаще - взгляд на источник мотивации как на борь­бу противоположных и в принципе непримиримых начал (дуализм). К. Юнг (1986,1993), например, так же как и Фрейд, считал разрядку напряжения основным механизмом мотивации. Однако, в отличие от Фрейда, он полагал, что орга­низм стремится к самореализации. Общество подавляет не только сексуальные, или «плохие», импульсы, но и здоровые стремления. Одним из наиболее известных поня­тий в концепции Юнга является коллективное бессознательное, которое содержит опыт всего человечества, мудрость веков, накопленную за всю историю и передаю­щуюся от поколения к поколению. Коллективное бессознательное является основой индивидуального бессознательного, которое играет существенную роль в поведении индивида. Другой ученик, а впоследствии и оппонент Фрейда, А. Адлер (1995), рассуждал примерно следующим образом. Человек рождается слабым и беспомощным, переживая базовое, универсальное чувство неполноценности. Для того чтобы преодолеть бес­помощность и чувство неполноценности, индивид стремится к превосходству и со­вершенству. Стремление к совершенству, а не к удовольствию, по мнению Адлера, является основным принципом мотивации человека. К. Хорни (Ноrnеу К., 1950) исходила из аналогичного адлеровскому тезиса о бес­помощности младенца, но делала из этого в общем бесспорного положения несколь­ко иные выводы. Беспомощный младенец, на ее взгляд, ищет безопасности в потен­циально враждебном и опасном мире. Чувство незащищенности может породить базовую тревожность прежде всего в силу таких особенностей родительского отно­шения и поведения, как отсутствие теплоты в отношении к ребенку или чрезмерная опека. В случае возникновения этой базовой тревожности индивид вырабатывает стратегии поведения, направленные на ее преодоление. Концепция Э. Фромма (Fromm E., 1955) в большей степени, чем теории других психоаналитиков, ориентирована на рассмотрение социальных аспектов человече­ского поведения. По мнению Фромма, человек в современном обществе чувствует себя в одиночестве, что является прямым результатом его высвобождения из прямой зависимости от природы. Это одиночество породило стремление убежать от свободы в конформизм, зависимость и даже рабство, однако истинными целями человека яв­ляются стремления найти свое настоящее «Я», использовать общество, которое он создал, а не быть использованным им, чувствовать себя связанным с другими узами братства и любви.

Потребность - состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название "потребность") организму человека.

Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических, органических потребностей имеет еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом).

Общеизвестна классификация потребностей А. Маслоу. Он обосновал иерархическую структуру потребностей человека, выделив пять уровней:

  • 1) физиологические потребности;
  • 2) потребности в безопасности;
  • 3) потребности в социальных связях;
  • 4) потребности самоуважения;
  • 5) потребности самоактуализации.

Последнюю группу потребностей он называет потребностями развития, подчеркивая, что потребности высокого уровня возникают тогда, когда удовлетворены низшие потребности. А. Маслоу отмечает, что высшие потребности генетически более поздние, поэтому они менее важны для выживания, воспринимаются человеком как менее насущные и могут быть отодвинуты им на более поздний срок в жизненно неблагоприятных условиях. Удовлетворение высших потребностей в самоуважении и самореализации обычно приносит счастье, радость, обогащает внутренний мир и имеет своим результатом не только осуществление желаний, но, что важнее, развитие личности и ее личностный рост.

Основными характеристиками человеческих потребностей являются: сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Мотивация тесно связана с потребностями человека, так как появляется при возникновении нужды, недостатка в чем-либо, она есть начальный этап психической и физической активности.

Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет собой множество диспозиций (внутренние факторы, определяющие поведение личности). Процессы мотивации имеют направление - достичь или избежать поставленной цели, осуществить определенную деятельность или воздержаться от нее; сопровождаются переживаниями, положительными или отрицательными.

Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Деятельность направляется множеством мотивов; их совокупность и сам внутренний процесс побуждения принято называть мотивацией.

Мотивация - это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности, и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности.

З. Фрейд считал, что существует два фундаментальных побуждения: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос), а все остальные потребности являются производными от этих двух побуждений. У. Мак-Дауголл насчитывает у человека 18 основных побудительных сил, Г. Меррей - 20 потребностей. Па основе факторного анализа пытались изучить все действия человека, все преследуемые им цели; установить корреляции между ними, найдя фундаментальные потребности и побуждения. В этой области наиболее систематические исследования были осуществлены Р. Кэттелом и Дж. Гилфордом.

Приведем список мотивационных факторов (по Гилфорду).

A. Факторы, соответствующие органическим потребностям: 1 - голод; 2 - сексуальное побуждение; 3 - общая активность.

Б. Потребности, относящиеся к условиям среды: 4 - потребность в комфорте, приятном окружении; 5 - потребность в порядке, чистоте (педантичность); 6 - потребность в уважении к себе со стороны окружающих.

B. Потребности, связанные с работой: 7 - общее честолюбие; 8 - упорство; 9 - выносливость.

Г. Потребности, связанные с положением индивида: 10 - потребность в свободе; 11 - независимость; 12 - конформизм; 13 - честность.

Д. Социальные потребности: 14 - потребность находиться среди людей; 15 - потребность угождать; 16 - потребность в дисциплине; 17 - агрессивность.

Е. Общие потребности: 18 - потребность в риске или безопасности; 19 - потребность в развлечении; 20 - интеллектуальные потребности (в исследовательской деятельности, любознательность).

Р. Кэттел выделил семь побудительных структур-"эргов" - мотивационных факторов:

  • 1) половой, сексуальный инстинкт;
  • 2) стадный инстинкт;
  • 3) потребность опекать;
  • 4) потребность в исследовательской деятельности, любознательность;
  • 5) потребность в самоутверждении, признании;
  • 6) потребность в безопасности;
  • 7) нарциссическая потребность в удовольствии.

Указанные факторы связаны с пятью чувствами, имеющими отношение:

  • 1) к профессии;
  • 2) спорту и игре;
  • 3) религии;
  • 4) техническим и материальным интересам;
  • 5) самоощущению.

Одни и те же "эрги" можно обнаружить в самых разных популяциях людей, в то время как "чувства" варьируются в разных странах, зависят от социальных и культурных стереотипов.

Мотивацией объясняется выбор между различными вариантами действия, разными, неравно притягательными целями. Кроме того, именно мотивация помогает понять упорство и настойчивость, с которыми человек осуществляет выбранные действия, преодолевает препятствия на пути к избранной цели.

Мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином "мотивация" в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления:

  • 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение;
  • 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной.

Осознаваемые мотивы:

  • - интересы (эмоциональное проявление познавательных потребностей);
  • - убеждения (система осознаваемых мотивов, побуждающих поступать в соответствии со своими взглядами и принципами);

стремления (выражающие потребность человека в условиях существования, которых нет, но могут сложиться как результат целенаправленной деятельности).

К неосознанным мотивам относят: влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.

Влечение - недостаточно отчетливо осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет. Влечение - это этап формирования мотивов поведения человека. Неосознанность влечений преходящая, т.е. потребность, представленная в них, либо угасает, либо осознается.

Гипнотические внушения могут оставаться неосознанными длительное время, но они носят искусственный характер, сформированы "извне". А установки и фрустрации возникают естественным путем, оставаясь неосознанными, определяют поведение человека во многих ситуациях.

"Человек - сумма своего прошлого опыта", - говорил У. Фолкнер. Действительно, прошлый опыт незаметно, неосознанно подготавливает человека реагировать именно так, а не иначе. Например, Шура Балаганов -известный персонаж из книги "Золотой теленок" Ильфа и Петрова, - даже став обладателем 50 тыс. руб., не смог удержаться, чтобы не украсть в трамвае грошовую дамскую сумочку, в которой был 1 руб. 70 коп. "Что это такое? Ведь я машинально", - шептал он ошеломленно, когда его окружили негодующие пассажиры.

В повести "Крейцерова соната" Л. Толстой, описывая взаимоотношения ссорящихся супругов, подметил, что каждый из них, еще не начав разговор, был заранее убежден в неправоте другого.

В обоих примерах речь идет о действиях, обусловленных установкой, т.е. сформировавшейся в человеке неосознанной готовностью к определенному поведению, готовностью положительно или отрицательно реагировать на те или иные события, факты. Установка проявляется привычными суждениями, представлениями, поступками. Однажды выработанная, она остается на более или менее длительное время. Скорость образования и затухания установок, их подвижность у разных людей разная.

Установки как неосознанная готовность воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее сформировавшимся образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей.

Например, в эксперименте двум группам показали фотографию молодого человека, одну группу предупредили, что они увидят портрет героя, а другой группе сказали, что на ней изображен преступник. Оказалось, что люди целиком находятся во власти установки: "Этот зверюга понять что-то хочет. Стандартный бандитский подбородок, метки под глазами, очень злой взгляд. Неопрятно одетый, непричесанный, опустившийся человек". Совсем по-другому увидели то же лицо испытуемые, которые считали, что перед ними изображение героя: "Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, не брит. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма..." Таким образом, наше восприятие другого человека зависит от установки. При необходимости высказать свое отношение к какому-то человеку задумайтесь, не находитесь ли вы в плену негативной установки, предубеждения.

Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к выработке установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки: "Не плачь - ты мужчина", "Не пачкайся - ведь ты девочка" и т.п., т.е. ребенок получает эталоны, установки "доброго - злого, красивого - безобразного, хорошего - плохого". И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют с огромной силой на человека, заставляя воспринимать и реагировать на мир исходя из установок, усвоенных с детства.

Установки могут быть отрицательными и положительными в зависимости от того, отрицательно или положительно готовы мы отнестись к тому или иному человеку, явлению. Такие отрицательные предвзятые, закрепившиеся взгляды ("все люди - эгоисты, все учителя - формалисты, все торговые работники - нечестные люди") могут упорно сопротивляться объективному пониманию поступков реальных людей.

Восприятие одного и того же явления различными людьми может быть разным. Это зависит от их индивидуальных установок. Поэтому нет ничего удивительного в том, что не всякая фраза понимается одинаково. В беседе отрицательная установка может быть направлена:

  • 1) на личность самого собеседника (если бы то же самое говорил кто-то другой, это бы воспринималось совсем иначе);
  • 2) на суть беседы ("не могу в это поверить", "так говорить недопустимо");
  • 3) на обстоятельства разговора ("сейчас не время и здесь не место для подобных обсуждений").

Если вы считаете, что то или иное ваше предложение может быть незаслуженно отвергнуто партнером по общению, постарайтесь сформировать у него положительную установку до того, как он выскажет свое мнение. Для этого должны быть подготовлены и представлены убедительные факты, обоснования в пользу вашего предложения.

Фрустрационные состояния, возникающие в результате фрустраций, могут вызывать существенные изменения в мотивации человека, побуждая его быть агрессивно-завистливым обвинителем всех и каждого (не осознавая этого и не понимая, почему он так реагирует), либо побуждая человека чувствовать себя во всем виноватым, никчёмным, лишним, неполноценным ("регрессивная фрустрация", самообвинение).

Фрустрированность человека, степень выраженности его фрустрационного состояния выступает как мощный неосознанный фактор, побуждающий человека к определенным устойчивым формам реагирования в разнообразных ситуациях. Фрустрированность может увеличиваться, если человек сталкивается с ситуациями, в которых возникают непреодолимые препятствия к достижению цели:

  • 1) нехватка внешних средств или внутренних способностей для достижения цели;
  • 2) потери и лишения, которые исправить невозможно (например, сгорел дом, умер любимый человек);
  • 3) конфликты (внешние конфликты с какими-то людьми, которые не дают возможности человеку достичь желаемой цели, либо внутренние конфликты самого человека между разными желаниями, чувствами, моральными убеждениями не позволяют ему принять решение и достичь цели).

Фрустрированность возрастает, накапливается, если человек не стремится овладеть методами самоуправления, саморегуляции, приемами восстановления эмоционального равновесия. Степень фрустрированности можно определить с помощью теста С. Розенцвейга.

Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей, чувств. На самом деле их истинные мотивы необязательно таковы, какими они кажутся.

Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности установила закономерность, что зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Качество работы является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха - стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.

Мотив избегания неудачи - относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

Локус контроля - характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей.

Интернальный (внутренний) локус контроля - поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля - локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей.

Уровень притязаний - желаемый уровень самооценки личности (уровень "Я"), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек. Взаимосвязь самооценки, уровня притязаний и фрустрации представлена на рис. 4.7.

Рис. 4.7.

Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это - мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям.

Аффилиация - стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные, добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми.

Мотив власти - стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими.

Альтруизм - стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод - эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп.

Агрессивность - стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действия как нежелательных и неприятных.


© 2024
zko-pricep.ru - Полезные новости для автомобилистов