06.08.2023

Бортовой компьютер и множество других полезных для авто Arduino-проектов своими руками. Бортовой компьютер для автомобиля — схема Бортовой компьютер своими руками на avr


13) Подсветка экрана, яркость которой зависит от сигнала о включении габаритных огней, дабы в ночное время не "слепило в глаза".

Находясь в основном экране, можно выключить контроль и индикацию критических значений параметров без входа в меню основных настроек, просто нажав кнопку "Esc ", проигнорировав предупреждающие сообщения. При таком способе отключения контроля, изменения не сохраняются, и после следующего включения устройства, контроль параметров возобновляется. Такое решение позволяет, при установке бортового компьютера на автомобиль, оперативно настроить показания приборов по очереди, не отвлекаясь на диагностические сообщения. Также это может оказаться удобным, если вы, например, находясь в пути, увидели сообщение "ВНИМАНИЕ, проверь радиатор!", но обнаружили обрыв провода и с уровнем жидкости все в порядке, можно было продолжить путь до устранения неисправности.

Меню основных настроек


Вход в меню основных настроек осуществляется удержанием кнопки "ОК" в течении 2-х секунд.

Навигация по меню - нажатием кнопки "ОК". Изменение значения активного параметра - кнопками "Up " и "Down ". Текст меню - на русском языке. Т.к. экран довольно вместительный, то на нем удалось разместить подробную текстовую информацию.

1) Установка контроля превышения скорости автомобиля. Здесь устанавливается необходимость звуковой сигнализации о превышении скорости и скоростной предел.

2) Настройка необходимости контроля уровня охлаждающей жидкости в радиаторе (расширительном бачке). В случае низкого уровня, выводится диагностическое сообщение «ВНИМАНИЕ, проверь радиатор»

3) Установка необходимости контролирования температуры двигателя и ее критического значения, при котором на экране будет выводится предупредительная надпись «ВНИМАНИЕ, высокая температура», сопровождаемая звуковым сигналом.

4) Управление электровентилятором радиатора и установка температур моментов включения и выключения вентилятора.

5) Установка необходимости контролирования давления масла двигателя и его критического значения. При заведенном двигателе, если давление окажется ниже критического значения, на экране будет выводится предупредительная надпись «ВНИМАНИЕ, низкое давление масла», сопровождаемая звуковым сигналом.

6) Установка необходимости контролирования топлива в баке.

7) Установка необходимости контролирования напряжения бортовой сети.

8) Установка необходимости контролирования и периодичности замены масла с указанием периода.

9) Указание значений среднего расхода топлива и «мертвого остатка» топлива, участвующих в расчете прогнозируемого расстояния.

Выход из меню осуществляется нажатием кнопки "Esc ", при этом на экране появится надпись "СОХРАНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ" а внизу отобразится полоса, отображающая процесс записи значений в память контроллера.

Можно отключить предупреждающие надписи о критических значениях температуры и давления, просто увеличив их значения до теоретически невозможных пределов. К примеру: давление - до 10 кг/см 2 , температуру - до 120 о С

Если нет необходимости в контроле какого-либо параметра вообще, то в соответствующем диалоговом окне следует установить флажок в состояние «Нет».

При этом информация о его остальных настройках отображаться не будут и отключенный параметр на основной экран не выводится. Настройки сохраняются в памяти контроллера.

Сервисное меню.

Если при включении "УБК-1.8" удерживать кнопку "ОК", то происходит вход в сервисное меню бортового компьютера, из которого осуществляется тонкая настройка параметров.

Тут происходит калибровка тахометра, его шкалы-индикатора, спидометра, АЦП контроля температуры, АЦП датчика давления масла и АЦП датчика уровня топлива в баке, настройка текущих даты и времени.

Тахометр.

В сервисном меню предусмотрена правка коэффициента, отвечающего за приведение количества импульсов с имеющегося датчика к количеству оборотов коленчатого вала двигателя. Находясь в окне калибровки тахометра, можно сразу наблюдать числовое значение оборотов в об/мин. Если есть возможность точно считать текущие обороты двигателя любым доступным способом (автомобильный стробоскоп, например), то правкой коэффициента добиваются совпадения показаний тахометров.

Ниже следует число, указывающее максимально возможное количество оборотов для вашего двигателя. Его правка позволяет с максимальной информативностью использовать шкалу-индикатор. Это означает, что указанное число - это полностью закрашенная шкала.

Спидометр.

В окне калибровки спидометра необходимо указать количество импульсов с датчика скорости на 100 метров пути. Если это число известно, то его следует просто вписать. Если нет, и «влом» считать импульсы, но есть GPS -навигатор, то можно коэффициент подкорректировать в пути. Допустим, едем по GPS -у 60 км/час, скорость более-менее стабильна, корректируем коэффициент в нужную сторону, наблюдая за спидометром на экране "УБК-1.8", до совпадения скоростей. Все!

АЦП датчика давления масла.

В качестве датчика давления масла также может использоваться резистивный датчик, у которого при увеличении измеряемого давления сопротивление так же увеличивается, и датчик с обратной зависимостью, у которого сопротивление уменьшается. В первом случае в окне калибровки АЦП следует выбрать - прямой вход, во втором - инверсный.

АЦП контроля температуры.

В качестве датчика температуры может использоваться резистивный датчик, у которого при увеличении измеряемой температуры сопротивление так же увеличивается, и датчик с обратной зависимостью, у которого сопротивление уменьшается. В первом случае в окне калибровки АЦП следует выбрать - прямой вход, во втором - инверсный.

АЦП датчика уровня топлива в баке.

Во-первых, для усреднения данных об остатке топлива в баке в целях устранения нежелательного эффекта некорректности показаний из за «качки» топлива, принято решение производить 10 измерений АЦП, а затем вычислять из полученных данных среднее арифметическое значение.

Датчиком может служить резистивный поплавок с прямой или обратной зависимостью, что указывается в меню. Правкой коэффициента и подстройкой резистора (см. ниже) добивается правдивость показаний топливо-метра.

Установка текущих даты и времени.

Тут, собственно, объяснять нечего. Редактируемое число обозначается парой «птичек» снизу.

Данные о внесенных изменениях сохраняются в память микроконтроллера. Изменения, касающиеся времени, записываются в микросхему первичных часов DS 1307. Для сохранения нужно нажать кнопку “Esc ”, в диалоговом окне, и на вопрос «Сохранить новые значения?», ответить “ОК”.

В противном случае - выход без сохранения - нажать “Esc ”, на экране появится надпись «НЕ СОХРАНЕНО».

Если есть необходимость использования сигнала для управления вентилятором охлаждения радиатора, то с платы "УБК-1.8" берется управляющий сигнал на реле вентилятора. Активный управляющий уровень - высокий.

Для того, чтобы интенсивность подсветки уменьшалась примерно на 50% при включении габаритных огней автомобиля, необходимо подать на контакт “Light ” сигнал с габаритов. Если этого не делать, подсветка будет всегда светить «в полный накал».

Расположение и назначение органов настройки, управления

и винтовых зажимов.

Water - входной сигнал с датчика-поплавка указателя уровня охлаждающей жидкости.

Speed - вход с датчика скорости.

R PM - вход с датчика частоты оборотов двигателя

Fuel - вход с датчика - поплавка в топливном баке.

Temp - вход с датчика температуры двигателя.

Press - вход с датчика давления масла двигателя.

GND - земля.

GND , DQ , NC - подключение цифрового датчика температуры DS 18B 20

Light - входной сигнал «габаритные огни».

Fun - выход для управления реле вентилятора охлаждения радиатора.

12V - питание.

GND - земля.

Вверху находится 16-ти "пиновый" разъем для подключения ЖКИ Winstar WH 2004.

Назначение кнопок управления:

S 1 - OK

S 2 - Up

S 3 - Down

S 4 - Esc

Назначение подстроечных резисторов:

R 8 - подстройка контрастности ЖКИ.

R 28 - подстройка показаний вольтметра.

R 36 - подстройка показаний манометра.

R 37 - подстройка показаний температуры двигателя.

R 38 - подстройка показаний остатка топлива.

Принципиальная схема

Напряжение питания c замка зажигания поступает на интегральные стабилизаторы U1 - LM7805 и U2 - LM7809.

Микроконтроллер Atmega16, операционник U3 - LM358, датчики DS18B20 часы на DS1307 и ЖКИ питаются напряжением +5 В. Дополнительным фильтром из L1, С14, С16 обвешено аналоговое питание микроконтроллера.

Напряжение +9В необходимо для питания делителей для датчиков давления, температуры и остатка топлива, сформированными резисторами R30, R31, R32 и соответствующими резисторами датчиков. Для фильтрования шумов и наводок в соединительных проводах от датчиков служат конденсаторы С22, С23 и С24. Дополнительно настроить входные уровни для АЦП контроллера с делителей позволяют подстроечные резисторы R36, R37 и R38. В схеме предусмотрены цепи защиты АЦП микроконтроллера от превышения напряжения на входах. Для вольтметра это элементы R29 и D9, для остальных - аналогично. Так, к примеру, при превышении напряжения после R28 выше 5В + напряжение падения на открытом диоде D9, ток начинает течь в направлении от R27, через часть резистора R28, R29 и D9, ограничивая напряжение на входе PA0 на уровне +5,4...5,6В.

Диоды D 1 и D 2, включенные последовательно со стабилизаторами служат для развязки входных емкостей С1,С1 и С6,С8 стабилизаторов от сигнала для записи одометров на PA 7. Нормальный уровень +5 В на выводе PA 7 формируется элементами D 3, R 2, C 11, D 4 и R 3. Запись в EEPROM новых значений одометров организована следующим образом. После выключения зажигания, на входе PA 7 появляется низкий уровень, что является для контроллера сигналом для инициализации подпрограммы записи последних показаний одометров в EEPROM . Накопленной энергии в емкостях обвязки интегрального стабилизатора LM 7805 хватает для этого с головой! Микроконтроллер производит сохранение новых значений и засыпает (Sleep down ) до нового включения.

Такой же формирователь на элементах R 24, C 20, D 8 и R 25 собран для отслеживания включения габаритных огней, сигнал с которого поступает на вывод PA 5 микроконтроллера. Программа микроконтроллера отслеживает уровень на нем, и, если он становится равным +5В, формирует на выводе PB 1 высокий уровень, шунтируя полевым транзистором с логическим управлением Q 1 ограничительный резистор R 11, поднимая яркость подсветки ЖКИ.

Для формирования сигналов с тахометра служит схема усилителя-ограничителя на операционном усилителе LM 358. Уровень входного сигнала ограничивается схемой на элементах R 15, D 7, R 16 до порога 4,7В, операционник в данном случае работает как компаратор. Такая схема из любого сигнала на входе формирует на выходе сигналы прямоугольной формы. Дополнительным фильтром служит конденсатор на входе - С12. Резистором R 13 задается гистерезис переключения компаратора.

Формирователь для считывания скорости собран аналогично.

Часы реального времени собраны на микросхеме Dallas DS 1307, которая питается от +5В при включенном устройстве. Поддерживать ход времени при отключенном питании позволяет литиевая батарейка В1. Микроконтроллер с микросхемой часов общается по 2-м проводам - SCL и SDA . Для точного отсчета количества импульсов с датчика скорости задействован один из таймеров микроконтроллера, который срабатывает по низкому уровню с вывода SQW /OUT микросхемы DS 1307. R 19, R 20 и R 21 подтягивающие резисторы.

Для повышения точности показаний тахометра, применено тактирование контроллера от внешнего термостабильного кварца Y 2 - 8МГц.

Для включения вентилятора системы охлаждения стоит ключ на Р-канальном полевике Q 2, драйвером для которого служит R 22 и полевой транзистор с логическим управлением - Q 3.

Кнопки S 1, S 2, S 3 и S 4 подключены к выводам PC 3, PC 2, PC 1 и PC 0 соответственно. В программе микроконтроллера включены внутренние подтягивающие резисторы, поэтому внешние схеме не нужны. Все нажатия кнопок и значащие процессы в работе программы микроконтроллера дублируются звуковым сигналом на LS 1, сигнал на который поступает с вывода PD 7 и усиливается транзистором Q 4.

О датчиках…

Как уже говорилось, резистивные датчики использовать можно любые. Опорным напряжением для них всех выбрано напряжение 9 вольт, полученное с помощью интегрального стабилизатора LM 7809, размещенного на плате устройства. Последовательно с каждым из датчиков включен 0,5 ваттный резистор, номиналом 240 Ом. Таким образом, для каждого из них составлен делитель напряжения, с которого снимается напряжение через подстроечный резистор и подается на АЦП. Мне попался датчик давления, у которого при нулевом давлении сопротивление составило 300 Ом. Поэтому выбран был резистор, номиналом в 240 Ом, для получения максимально возможного напряжения после делителя - 5 вольт. Так получается максимальное разрешение АЦП. Т.е. - 5 вольт на входе АЦП выглядят как 1023, а 0 вольт - как 0.

Для датчика уровня антифриза (тосола, воды) в радиаторе (расширительном бочке) используется обычный поплавок-лягушка. С которого при низком уровне «приходит» 0(ноль). Нормальный уровень - 1 (единица), при разомкнутых контактах лягушки, получается подтяжкой резистора на плате устройства.

В качестве датчика оборотов были испробованы активные индукционные датчики с выходным напряжением от 5 до 24 вольт. Применение формирователя на операционном усилителе LM 358 позволяет использовать сигнал с генератора, с вывода «W ». Так, на испытательном стенде для генераторов к одному из них был подключен "УБК-1.8". Прибору скормили правильный коэффициент, и он показывал частоту с достойной точностью, в сравнении со штатным механическим тахометром.

Для получения информации о скорости подойдут любые импульсы, размахом от нескольких вольт до 24 вольт.


Проект, прошивку

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера статью word

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера печатку от flash40a в Sprint Layot

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера печатку авторскую, сконвертированную antonio373 в Sprint Layot

Технологии не стоят на месте и сегодня автолюбителям предлагается множество различных вариантов для совершенствования своих «железных коней». Одним из таковых является Arduino. Это устройство представляет собой инструмент, использующийся для проектирования электронных устройств. В случае с автомобилем проектирование обычно осуществляется на лобовое стекло. Как сделать бортовой компьютер на Arduino и как его правильно настроить — читайте в этой статье.

[ Скрыть ]

Идеи для авто на основе маленькой платы с маленьким процессором — Arduino

Компы давно и плотно вошли в нашу жизнь. Аппаратная платформа Arduino — это одна из последних разработок с открытым программным кодом, которая построена на обычной печатной схеме. Подробнее о том, как с помощью такой платы сделать разные устройства для авто, мы расскажем далее.

БК

С помощью платы Arduino можно соорудить автомобильный бортовой компьютер, который сможет:

  • рассчитать расход горючего;
  • вывести информацию о температуре антифриза;
  • рассчитать скорость движения, а также расстояние поездки;
  • вывести потраченное горючее за определенный километраж;
  • определить обороты мотора и т.д (автор видео — канал Arduino Tech PTZ).

Помимо устройства Arduino вам также потребуется жидкокристаллический модуль, адаптер Блютуз НС-05, а также сканер ELM327 и резисторное устройство на 10 кОм. Разумеется, необходимо приготовить и звуковой индикатор, монтажные провода и сам корпус устройства.

Процедура сборки осуществляется следующим образом:

  1. Сначала настраиваем Блютуз адаптер. К пинам устройства нужно припаять провода — к двум нижним и верхним контактам.
  2. Сам модуль подключается к плате для настройки, для этого необходимо открыть программу Arduino IDE 1.0.6 или любую другую версию, после его залить скетч в схему через USB-выход.
  3. Когда загрузка будет завершена, нужно зайти в меню Сервис — Монитор порта и выставить скорость 9600.
  4. Затем собирается схема с платой, адаптером и заранее подготовленным дисплеем. Сначала подключается Блютуз адаптер.
  5. После этого в схему добавляется дисплей. Более подробное описание подключения вы найдете на фото ниже.
  6. Резисторный элемент на 10 кОм используется для управления яркостью и контрастностью дисплея. Поэтому при первом подключении вы можете заметить, что изображения нет, если это так, то его нужно просто настроить путем поворота резистора.
  7. Далее, производится подключение дополнительной клавиши, которая будет выполнять функцию переключения экранов с информацией. Один контакт от кнопки идет к элементу GND, второй — к контакту 10. Чтобы подключить бипер, плюсовой контакт соединяется с 13 пином, а минусовой — с GND.
  8. Затем, используя то же программное обеспечение Arduino IDE 1.0.6, нужно залить скетч. Теперь вам остается только настроить бортовой компьютер и подключить его к автомобилю.

Фотогалерея «Схема подключения БК»

GPS-трекер

Чтобы собрать GPS-трекер на базе Arduino, вам потребуется:

  • сама плата, процесс описан на примере модели Mega 2560;
  • модуль GSM/GPRS, который будет использоваться для передачи данных на сервер;
  • а также Arduino GPS-приемник, в примере мы рассмотрим модель SKM53 (автор видео об изготовлении трекера на примере платы SIM 808 — канал Alex Vas).

Как производится подключение схемы:

  1. Сначала осуществляется подключение модуля к основной плате, по умолчанию установлена скорость передачи данных 115200.
  2. После подключения нужно включить девайс и установить одинаковую скорость для всех портов — как последовательных, так и программных.
  3. GSM передатчик подключается к контактам 7 и 8 на основной микросхеме.
  4. Затем производится настройка модуля путем ввода команд. Все команды мы описывать не будем, их и так можно найти в Интернете без проблем. Рассмотрим только самые основные. AT+SAPBR=3,1,«CONTYPE»,«GPRS» — команда определяет тип подключения, в данном случае это GPRS. AT+SAPBR=3,1,«APN»,«internet.***.ru», где *** — это адрес оператора мобильной сети, который будет использоваться. AT+HTTPINIT — по этой команде производится инициализация HTTP.
  5. Нужно отметить один нюанс — при написании серверной составляющей интерфейса, желательно предусмотреть прием и выведение данных для нескольких адаптеров. Нужно установить переключатель на три позиции, это даст возможность получать данные от восьми автомобилей.
  6. Затем производится написание скетча на микросхеме. Сам скетч также можно найти в Сети, писать его необязательно. Учтите, если будут использоваться два активных последовательных порта, это может привести к ошибкам в передачи и отправке информации.

Парктроник

Чтобы соорудить парктроник, вам потребуются такие составляющие:

  • сама микросхема;
  • ультразвуковое устройство, в данном случае это дальномер HC-SR04:
  • шесть светодиодных элементов;
  • шесть резисторных элементов сопротивлением на 220 Ом;
  • соединительные провода типа «папа-папа»;
  • пьезодинамический элемент;
  • макетная схема для сборки.

Процедура сборки выглядит следующим образом:

  1. Для начала на макетной схеме необходимо установить светодиодные элементы, подготовленные заранее. Отрицательный контакт у всех светодиодов будет общим. Короткий контакт — катод — следует подключить к отрицательной шине, которая имеется на макетной плате.
  2. К более длинным контактам диодов, то есть анодам, необходимо подключить резисторные элементы на 200 Ом, если вы не будете их использовать, это приведет к перегоранию диодов.
  3. На центральной части производится монтаж ультразвукового устройства. На этом контроллере есть четыре контакта. Vcc — это контакт питания на пять вольт, Echo — это выходной контакт, Trig — это вход, а GND — это заземление.
  4. После того, как дальномер будет установлен, к его выходам следует подключить проводку. В частности, контакт Echo подключается к выходу 13, Trig — к 12 контакту. GND, соответственно, необходимо соединить с заземлением, которое имеется на схеме контроллера, а оставшийся выход Vcc соединяется с 5-вольтовым питанием на плате Arduino.
  5. После выполнения этих действий нужно соединить проводку с контактами резисторных элементов. А также они подключаются последовательным образом к пинам на плате — используются пины от 2 до 7.
  6. Следующим этапом будет подключение пьезопищалки, которая и будет предупреждать водителя о приближении к препятствию. Минусовой выход, как вариант, можно будет объединить с отрицательным контактом установленного ранее дальномера. Что касается положительного контакта, то он соединяется с пином под номером 11 на микросхеме.
  7. Для того, чтобы устройство в конечном итоге работало в нормальном режиме, дополнительно нужно будет написать, после чего загрузить код программы в плату. В этом коде необходимо точно указать дистанцию, при приближении к которой начнут загораться диодные элементы и будет срабатывать пищалка. Причем тональность пищалки должна быть разной, чтобы водитель мог узнать, когда приближение к препятствию будет критическим. Сам код либо пишется самостоятельно, либо берется уже готовый вариант из Интернета. Вариантов скетчей очень много, вам нужно только выбрать наиболее подходящий для вашего устройства (автор видео — канал Arduino Prom).

Заключение

Как видите, микроплата Arduino — это универсальный вариант, с помощью которого можно создать множество различных девайсов. Помимо вышеописанных устройств, вы также можете соорудить спидометр, который будет выдавать информацию о скорости прямо на лобовое стекло, кнопку старт-стоп, и даже сигнализацию для транспортного средства. В целом вариантов очень много, если подойти к вопросу изготовления самодельного гаджета правильно, то у вас все получится.

Разумеется, для этого вы должны обладать знаниями в области электроники и электротехнике, при этом минимальных навыков, вероятнее всего, будет недостаточно. При изготовлении девайсов вам придется принимать собственные решения, о чем в Интернете может и не быть информации. Поэтому будьте готовы к тому, что процесс сборки может занять достаточно долгое время.

Видео «Как соорудить систему управления электродвигателем печки?»

Из видео ниже вы сможете узнать, как обустроить климат-контроль путем доработки регулятора отопительной системе на примере автомобиля ВАЗ 2115 (автор ролика — Иван Никульшин).

Бортовой компьютер для автомобиля — , печатная плата и программа микроконтроллера имеется. Собран датчик дождя на односторонней печатной плате из фольгированного стеклотекстолита, изображённой на рис. 5. Как видно на фотоснимке рис. 6, выводы подстроечных резисторов R28 и R29 изогнуты под углом 90°, чтобы сами резисторы оказались установленными широкими гранями параллельно поверхности платы и в основном в не её контура. Так как шестиконтактный разъём Х7 не удалось уместить между подстроечными резисторами, он разделён на две части: установленную на плате четырёхконтактную (контакты 3-6) и подвешенную на соединительных проводах двухконтактную (контакты 1 и 2, соединённые с цепью подогрева R30R31).

Излучающий диод и фотодиод каждой пары наклонены навстречу один другому так, чтобы их продольные оси - направления максимального излучения и чувствительности - пересеклись точно на внешней поверхности лобового стекла, образовав прямой угол. Чтобы добиться этого, наклон диодов подбирают при установке датчика на стекло либо изменяют толщину клейкой прокладки между корпусом и стеклом.

рис 7 (1,2)

рис 8 (1.2)

Чертёж основной двусторонней печатной платы БК из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм изображён на рис. 7, а расположение на ней деталей показано на рис. 8. Эта плата рассчитана на установку постоянных резисторов и конденсаторов в основном типоразмера 0805 для поверхностного монтажа. Резисторы R3 и R36 - обычные МЛТ, С2-33 или им подобные импортные. Подстроечные резисторы - PV36W или другие многооборотные. Конденсаторы С1 и С12 - типоразмера 3216. Реле К1 - К5 G5CLE-14-DC12, их можно заменить другими с обмотками на 12 В, например автомобильными.

В изображённые на рис. 8 залитыми переходные отверстия необходимо вставить и пропаять с двух сторон короткие отрезки неизолированного провода. Лишь после этого можно приступать к пайке компонентов для поверхностного монтажа, а затем остальных деталей, разъемов и трех проволочных перемычек. Для литиевого элемента G1 на плате необходимо установить держатель, который можно найти на материнскои плате старого компьютера, там же можно найти и звукоизлучатель (НА1).

По окончании монтажа движки всех подстроечных резисторов устанавливают в среднее положение и приступают к загрузке программы в микроконтроллер. Для этого подойдёт любой внутрисхемный программатор, способный работать с микроконтроллерами ATmega64. Отдельно хочу порекомендовать тот, что описан в статье С. Сокола «Миниатюрный USB-программатор для микроконтроллеров AVR» («Радио», 2012, № 2, с. 27-30). Программатор подключают к разъёму Х10. Конфигурацию микроконтроллера задают в соответствии с рис. 9 в окне программы, обслуживающей программатор.

Подав напряжение +12 В на контакт 2 разъёма Х1 БК, выполняют процедуру программирования. Если она прошла успешно, можно подключить ЖКИ HG1 к разъёму ХЗ, а кнопки SB2-SB5 - к разъёму Х5 и начать налаживание БК. Теперь сразу после подачи питания на экране ЖКИ должно появиться изображение, подобное показанному на рис. 10.

Подключив вольтметр постоянного напряжения между контактами 2 (+) и 1 (-) разъёма Х1, с помощью подстроечного резистора R7 добиваемся равенства показаний этого вольтметра и выведенного на ЖКИ БК. Затем устанавливаем подстроечным резистором R20 желаемую яркость подсветки экрана ЖКИ. Если планируется использовать стрелочный спидометр, его нужно активировать в меню «Остальное», а затем перейти в меню калибровки спидометра.

Сразу после включения БК переходит в рабочий режим. Если теперь нажать на кнопку SB3 «Выбор», место надписи «STOP», означающей, что двигатель не работает, займут показания часов. Повторные нажатия на ту же кнопку выведут на ЖКИ показания суточного одометра, затем постоянного (не обнуляемого) одометра и снова тахометра («STOP» при остановленном двигателе).

Нажатие на кнопку SB2 «Меню» выведет на ЖКИ главное меню БК (рис. 11). Повторное её нажатие приведёт к перемещению курсора (выделения текста инверсией) на одну позицию вниз, а по достижении конца меню - к его началу. Выделив нужный пункт, нажмите на кнопку SB3 «Выбор». При выделении пункта «Выход» нажатие на эту кнопку возвращает БК в основной рабочий режим.

Рассмотрим пункты меню «НАСТРОЙКА» по порядку:
«Режим». В этом пункте предоставляется возможность выбрать один из четырёх предусмотренных в программе микроконтроллера доступных режимов вывода информации на ЖКИ. Чтобы перейти к его выбору, следует, выделив этот пункт, ещё раз нажать на кнопку SB2. Изображение сменится показанным на рис. 12.

Возле действующего режима выведена надпись «ok», для выбора другого режима следует выделить нужную строку и нажать на кнопку SB3. Надпись «ok» переместится к выбранному пункту. Для возврата в главное меню выделите строку «Выход» и нажмите на кнопку SB3 или независимо от положения курсора нажмите на кнопку SB4.

«Режиму 1» соответствует изображение на рис. 10. При выборе «Режима 2» место показания спидометра и тахометра поменяются местами с соответствующим изменением размера цифр, а пиктограммы будут перенесены в другое место экрана (рис. 13).

Такой режим удобен для автомобилей, на щитке приборов которых нет тахометра. В «Режиме 3» (рис. 14) показания спидометра и тахометра на ЖКИ отсутствуют. Вместо них выводятся результаты работы одометров: суточного (обнуляемого), а ниже его - постоянного (не обнуляемого). Кнопка SB3 в этом режиме не действует. Такой режим подойдёт тем, кого устраивает работа установленных в автомобиле заводских спидометра и тахометра. «Режим 4» пока не реализован. При его выборе будет выведено сообщение об этом и установлен «Режим 1».

Схема бортового компьютера изображена на рис. 2. Его основа — микроконтроллер ATmega64-16AUR (DD1), работающий с тактовой частотой 16 МГц, заданной кварцевым резонатором ZQ1. К разъему Х10 для программирования уже установленного на плату БК микроконтроллера подключают программатор.

Через трёхконтактный разъём Х1 бортовой компьютер питается от бортовой сети автомобиля, с корпусом которого соединяют контакт 1 разъёма. Контакт 2 подключают непосредственно к плюсовому зажиму аккумуляторной батареи. На контакт 3 подают напряжение +12 В после замка зажигания. Оно обозначено на схеме U ACC и должно появляться только при повороте ключа зажигания в соответствующее положение.

С контакта 2 разъёма Х1 напряжение бортовой сети поступает на интегральный стабилизатор LM317S (DA1), резисторы R1 и R2 подбираются так, чтобы получить на выходе стабилизатора 5 В для питания всех узлов бортового компьютера, кроме ЖКИ HG1. Напряжение 3В для индикатора получено с помощью интегрального стабилизатора 78L03 (DA2).

Напряжение U ACC через ограничитель из резистора R10 и стабилитрона VD2 поступает на вход PD3 микроконтроллера DD1. Если созданный ограничителем на этом входе высокий логический уровень отсутствует более минуты, микроконтроллер переходит в спящий режим с пониженным энергопотреблением. Работа БК (за исключением счёта времени) приостанавливается. С появлением этого уровня при повороте в соответствующее положение ключа зажигания микроконтроллер «проснётся» и БК заработает.

Напряжение U ACC использовано также для питания подключаемого к разъёму Х4 датчика пути. Пригоден любой, формирующий от 600 до 27000 импульсов на километр. В процессе калибровки одометра и спидометра это число будет учтено автоматически. Можно использовать заводской установленный в коробке передач автомобиля датчик. С контактом 1 разъёма Х4 соединяют его общий (минусовый) провод, с контактом 2 - провод, на котором при движении формируются импульсы, число которых пропорционально пройденному пути, а с контактом 3 — — плюсовой провод питания датчика.

Если автомобиль оснащён ABS, можно воспользоваться датчиком, имеющимся в этой системе. Его выход соединяют с контактом 2 разъёма Х4 экранированным проводом (оплётку — с контактом 1 разъёма). К сожалению, на практике работа схемы бортового компьютера с таким датчиком не проверена, хотя согласно расчётам всё должно функционировать правильно.

Наконец, можно применить самодельный датчик пути, например, состоящий из четырёх-восьми постоянных магнитов, закреплённых по окружности на одной из полуосей автомобиля, и датчика Холла, реагирующего на их поочерёдное приближение при вращении полуоси.
Независимо от типа датчика его импульсы поступают на усилитель, собранный на транзисторе VT5, а усиленные — на вход PD0 микроконтроллера DD1.

«Одометр». Его калибровка очень похожа на калибровку спидометра. Обнулив показания одометра нажатием на кнопку SB1, необходимо проехать по прямому маршруту известной длины, например, измеренной с помощью спутникового навигатора. Затем, выбрав в меню «Калибровка» пункт «Одометр», получаем на ЖКИ изображение, подобное показанному на рис. 19. Здесь 6980 м - длина маршрута, измеренная БК, 326 - калибровочное число, которое должно находиться в интервале 5-9999. Зная точную длину маршрута, составляем пропорцию, подобную использованной при калибровке спидометра, учитывая, что увеличение калибровочного числа в данном случае уменьшает показания одометра БК, и наоборот. Решив пропорцию, находим новое значение калибровочного числа и вводим его, пользуясь пунктами «+10», «-10», «+1», «-1». Результат калибровки заносим в память БК, пользуясь пунктом «Сохранить».

«Дат. света». Для правильной регулировки датчиков освещённости следует дождаться вечера, чтобы она была такой, при которой уже нужно включить габаритные огни, но ещё рано включать фары. При выборе пункта «Дат. света» изображение на ЖКИ примет вид, показанный на рис. 20.
Строка «Упр. светом ДА» означает, что управление осветительными приборами по сигналам датчика освещённости начнёт действовать сразу после включения зажигания. При установке в этой строке слова «НЕТ» такое управление нормально выключено, но его можно включать и выключать нажатиями на кнопку SB4 «Свет» либо управлять освещением с помощью заводских выключателей.

Параметры «д1» и «д2» - текущие уровни сигналов датчиков (фотодиодов VD22 и VD23). Обратите внимание, что на индикатор выводятся шестнадцатеричные значения этих параметров, а также порогов включения габаритных огней и фар. Для установки порогов переходим нажатиями на кнопку SB2 в строку «Вкл. габарит», а затем «Вкл. фар» и с помощью кнопки SB3 устанавливаем нужные значения. Обычно порог включения фар устанавливают на 3-7 единиц меньше порога включения габаритных огней.

Два датчика освещённости используются для уменьшения вероятности ложных срабатываний. Включение световых приборов произойдёт только при уровнях сигналов обоих датчиков ниже порога. Если необходимо, согласно требованиям ПДД, включать фары или дневные ходовые огни с началом движения независимо от внешней освещённости, это делается с помощью рассмотренной ниже функции «Включение дополнительных фар». Пороги включения фар и габаритных огней по сигналам датчиков освещённости в таком случае нужно установить заведомо высокими, например 35 единиц.

«Дат. дождя». Соответствующее этому пункту изображение на ЖКИ показано на рис. 21. Обратите внимание, что и здесь все числа - шестнадцатеричные. Верхняя строка позволяет включать и выключать датчик дождя. Во второй и третьей строках выведены значения уровней сигналов фотодиодов, измеренные при выключенных (off) и включённых (on) излучающих диодах. В четвёртой строке выведены значения разности уровней off и on для первой (VD8, VD10) и второй (VD9, VD11) пар диодов. В следующей строке задают пороговое значение разности (в данном случае 19), при превышении которого стеклоочиститель будет включён.

Регулировку датчика необходимо производить непосредственно на автомобиле. Делать это рекомендуется вечером или в пасмурную погоду, чтобы свести к минимуму влияние солнечного света. Прежде всего, подстроечными резисторами R46 и R47 устанавливают значения «off» в пределах 1-4 и равными для обеих пар. Затем подстроечными резисторами R28 и R29 устанавливают равные значения «on». Если при изменении положения движка переменного резистора значение «on» не меняется, необходимо немного, буквально на доли градуса, изменить угол взаимного наклона диодов соответствующей пары. Разность значений «off» и «on» должна быть не менее 15 единиц.
Добившись этого, наносим на внешнюю поверхность лобового стекла с помощью шприца в чувствительных зонах пар диодов по капле воды. Значения разности должны уменьшиться на 5-7 единиц, но после вытирания стекла вернуться к исходным. Порог срабатывания рекомендуется установить равным или немного меньшим среднеарифметического значения разности, полученного для двух пар при наличии на стекле капель воды.
Если в дневное время значения «off» достигнут FF и их невозможно уменьшить подстроечными резисторами R46 и R47, между лобовым стеклом и датчиком прокладывают светопоглощающую плёнку, например, используемую для тонирования стёкол автомобиля. Регулировку датчика повторяют заново.
За несколько месяцев эксплуатации не наблюдалось ни одного ложного срабатывания датчика дождя, программа отслеживает и корректирует его работу, если это возможно, а если нет - датчик на некоторое время отключается.

«Уст. одом.». Этот пункт относится к постоянному (необнуляемому) одометру, подсчитывающему суммарный пробег автомобиля. Он доступен только при первых двадцати включениях БК. Здесь можно установить начальное значение показаний одометра с тем, чтобы он продолжил подсчёт пробега, начатый ранее имевшимся на автомобиле прибором. Экран ЖКИ принимает вид, показанный на рис. 22. Нажатиями на кнопку SB2 перемещают выделение от цифры к цифре, а с помощью кнопки SB3 выделенную цифру меняют в интервале 0-9. Это даёт возможность задать любое начальное значение, вплоть до 999999 км. Когда пробег набран, переходим к пункту «Сохранить», нажимаем на кнопку SB3 (Выбор), и, если всё набрано правильно, на экране появится надпись «Значение сохранено». Пункт остаётся доступным для внесения изменений, пока БК не насчитает 20 включений.
«Остальное «. Это последний пункт главного меню. При его выборе на ЖКИ выводится подменю, изображённое на рис. 23.

В строке «Ст. спидом. « может быть включён или выключен стрелочный спидометр. Чтобы пользоваться таким спидометром, его нужно предварительно откалибровать, выбрав при активированном стрелочном спидометре пункт «Спидометр» меню «Калибровка». При этом в изображении на ЖКИ, в отличие от ранее рассмотренного (см. рис. 18), появится новая строка «Стрелка=80» (рис. 24), а стрелка спидометра плавно отклонится до положения, соответствующего скорости 80 км/ч.
С помощью подстроенного резистора R21 её нужно установить точно на соответствующее деление шкалы. Далее следует выделить строку «Стрелка=80» и нажать на кнопку SB3. Значение скорости начнёт плавно увеличиваться до 120 км/ч и плавно уменьшаться до нуля. Стрелка спидометра станет следовать за ним. Затем цикл будет повторяться. Это позволит проверить правильность и точность работы стрелочного спидометра.

В строке «Дат. дождя » включают и выключают управление стеклоочистителем от датчика дождя, а в строке «Упр. дворн.» - управление стеклоочистителем с помощью кнопки SB5. Можно выбрать первый или второй способ управления либо вообще запретить БК управлять стеклоочистителем.
При выборе строки «Статистика» на ЖКИ выводится информация о времени работы двигателя и времени в пути в часах и минутах (рис. 25). Обнулить её можно двумя способами: выбрав соответствующий пункт меню или длительным (более 3 с) нажатием на кнопку SB1. В последнем случае произойдёт обнуление и статистики, и одометра.

Строка «Доп. свет « позволяет включить или выключить управление дневными ходовыми огнями. Если в ней имеется надпись «ok», эта функция активна. Огни будут включены сразу после начала движения независимо от погодных условий и времени суток и выключены при остановке двигателя.
Все установленные параметры, результаты работы одометров и статистика хранятся в энергонезависимой памяти микроконтроллера и сохраняются при отключении питания.
Согласно заложенному в программу микроконтроллера алгоритму сразу после поворота ключа зажигания БК начинает работать, отображая на ЖКИ информацию согласно выбранному режиму. Если функция предупреждения о необходимости замены масла включена и до неё осталось проехать менее 2000 км, будет выведено соответствующее сообщение, а спустя 2 с БК вернётся в рабочий режим. После запуска двигателя тахометр отобразит частоту вращения коленчатого вала, а как только автомобиль начнёт движение, спидометр покажет его текущую скорость.
Когда наступят сумерки и БК автоматически включит габаритные огни, на ЖКИ появится их пиктограмма. Когда же станет совсем темно и включится ближний свет фар, пиктограмма примет вид включённой фары.

Если зажигание включено в тёмное время суток, то габаритные огни включатся немедленно, а ближний свет - с началом движения автомобиля. На рассвете первыми будут выключены фары, а затем габаритные огни. Эти огни, а при необходимости и фары включатся и при въезде в тёмный туннель. Если в ночное время автомобиль более 5 мин остаётся неподвижным, фары будут выключены, а габаритные огни останутся включёнными. Фары включатся, как только автомобиль начнёт движение. Можно принудительно выключить габаритные огни и фары, нажав на кнопку SB4. Повторное нажатие на неё вернёт БК управление освещением. Поскольку установленный на заводе переключатель освещения остаётся на своём месте, можно воспользоваться и им.

Там, где правила дорожного движения требуют во время движения включать освещение независимо от времени суток, можно воспользоваться соответствующей функцией. Когда она активна, трогание автомобиля с места при заведённом двигателе приведет к включению дневных ходовых огней. Они выключатся, как только двигатель будет заглушен.
Если включено управление стеклоочистителем по датчику дождя, то он заработает, как только на лобовом стекле в зоне действия датчика появятся дождевые капли. Скорость работы стеклоочистителя выбирается автоматически в зависимости от интенсивности дождя и от скорости движения автомобиля. Принудительно выключить стеклоочиститель можно нажатием на кнопку SB5, а её повторное нажатие вновь включит управление по сигналам датчика. Включить стеклоочиститель и смыватель лобового стекла вручную можно с помощью штатного переключателя.

Если в меню «НАСТРОЙКА» задано управление стеклоочистителем кнопкой SB5, то первое нажатие на неё включит работу стеклоочистителя с паузами, продолжительность которых зависит от скорости движения автомобиля. Повторное нажатие включит непрерывную работу стеклоочистителя с малой скоростью, третье - включит высокую скорость, а четвёртое - выключит. Прекратить работу стеклоочистителя, независимо от выбранного режима, можно длительным (более 5 с) нажатием на кнопку SB5. Все режимы работы стеклоочистителя отображаются пиктограммами на ЖКИ.

Если напряжение бортовой сети автомобиля вышло за допустимые пределы, на ЖКИ появятся пиктограмма аккумулятора и описание проблемы, трижды прозвучит звуковой сигнал и столько же раз замигает подсветка ЖКИ. Затем БК вернётся в обычный режим работы. Когда температура за бортом автомобиля близка к нулевой, на ЖКИ появляется пиктограмма «Скользкая дорога» и надпись «Внимание! Возможен гололёд». Заблокировать эти предупреждения нельзя.

БК постоянно контролирует состояние дверей, капота и багажника. Как только будет открыта хотя бы одна дверь, капот или багажник, на ЖКИ появится рисунок, отображающий их состояние (рис. 26). Возвращение в рабочий режим произойдёт, когда всё будет закрыто, или после нажатия на кнопку SB3.
После поворота ключа зажигания в положение «OFF» фары габаритные огни и стеклоочиститель (если они были включены) выключатся мгновенно, а сам БК - приблизительно через минуту. Если после поворота ключа остались открытыми дверь, капот или багажник, БК не выключится, отображая их состояние, пока всё не будет закрыто.

Архив к статье ….Скачать

И. МАЗУРЕНКО, г. Одесса, Украина
«Радио» №1 2013г.

Бортовой автомобильный компьютер или «мозги» автомобиля — это важнейший элемент управления и мониторинга работоспособности всех основных узлов транспортного средства. БК ставится сегодня на все современные авто. Подробнее о принципе работы и разновидностях вы сможете узнать из этого материала.

[ Скрыть ]

Описание бортового компьютера

Что такое бортовой компьютер в автомобиле и какие задачи он выполняет? Для начала давайте разберемся в некоторых теоретических моментах. БК представляет собой электронный узел, позволяющий реагировать и управлять различными процессами в работе разных систем авто. То есть благодаря БК водитель всегда сможет получать данные о работе тех или иных компонентов. Что такое бортовой компьютер, мы разобрались, теперь расскажем о его назначении.

Что показывает бортовой компьютер:

  • устройство демонстрирует расход бензина при разных режимах движения;
  • позволяет управлять форсунками, а также системой зажигания транспортного средства;
  • производит контроль работы трансмиссии;
  • может управлять различными дополнительными системами двухсторонней связью, к примеру, камерой заднего вида, и т.д.;
  • позволяет определить уровень давления моторной жидкости, температуры антифриза;
  • регулирует уровень напряжения в электроцепи авто, контролирует заряд аккумулятора;
  • если транспортное средство оборудовано системой климат-контроля, то БК управляет и ей;
  • одна из основных опций — бортовой компьютер для авто позволяет при необходимости считывать коды ошибок и показать их на дисплей, чтобы водитель мог их расшифровать и узнать, где искать поломку.

Принцип работы

Принцип функционирования автомобильного БК для карбюраторных двигателей или инжекторных вариантов не особо сложный. Устройство подключается к цепи контроллеров и регуляторов, производит считывание необходимых данных, после чего обрабатывает полученную информацию. Для обработки используется специальное программное обеспечение. К примеру, если БК по схеме получает данные о расходе горючего, то ПО позволит рассчитать возможный пробег на оставшемся объеме бензина.

Все данные выводятся на экран, установленный в салоне транспортного средства. Сам дисплей может быть цифровым, монохромным, цветным либо четырех- или трехразрядным. Как показывает практика, монохромного экрана диагональю 2 дюйма вполне достаточно для того, чтобы показать водителю более десяти параметров. Более современные варианты БК сегодня оснащаются жидкокристаллическим экраном большой точности.

Виды

На сегодняшний день различаются несколько видов БК:

  1. Универсальный вариант, такое устройство сочетает в себе различные опции дает автовладельцу возможность не только управлять машиной, но и серфить интернет. Основным предназначение такого устройства является повышение комфорта для автовладельца во время езды. Обычно универсальный бортовой компьютер имеет экран диагональю 6-14 дюймов, к более новым моделям можно подключать клавиатуру. Следует отметить, что по своей конструкции такие БК очень похожи на обычные компьютерные ПК, но одной из особенностей устройств является низкая степень игтеграции с электросистемой авто.
  2. Маршрутный. Маршрутный бортовой компьютер позволяет определить параметры езды автомобиля, при этом его не обязательно подключать по GPS к спутнику. Тем не менее, более новые модели в любом случае оснащаются GPS-приемниками. С помощью такого устройства водитель сможет определить среднюю скорость машины, расход горючего, оставшееся расстояние до того или иного пункта, пройденный километраж и т.д. Кроме того, в зависимости от модели, которую вы установите в свой автомобиль, устройство может иметь функцию рассчета расхода горючего при экстренном торможении либо быстром ускорении. Обычно БК этого вида устанавливаются в контрольный щиток.
  3. Управляющий и сервисный БК. Предназначение таких компьютеров заключается в определении поломок основных агрегатов транспортного средства и предупреждении об этом автовладельца. Как правило, такой БК – это составляющая часть системы управления машиной, но в зависимости от модели, это может быть и самостоятельный девайс в обширным функционалом. При проверке автомобиля все комбинации ошибок хранятся в памяти устройства и будут там находиться до того момента, пока ошибка не будет исправлена, а память – обнулена (автор видео — канал AvtoGSM).

Настройка БК

Сделать бортовой компьютер своими руками – задача трудно осуществимая в домашних условиях. Для изготовления устройства вам потребуется множество различных элементов, в том числе дисплей, микросхема, кнопки и т.д. Сделать компьютер своими силами без опыта сборки подобных устройств – невозможно, поэтому если вы хотите, чтобы девайс работал правильно, то лучше заказать эту процедуру или купить новый БК.

Если вы решите поставить на свое авто бортовой компьютер для карбюраторных или инжекторных двигателей, то вам необходимо знать, как правильно настраивается девайс:

  1. При необходимости всегда можно активировать опцию автоматической настройки – тогда девайс сам примет необходимую конфигурацию.
  2. Если такой вариант вам не подходит, то зайдите в меню настройки – найдите нужный блок и выберите его. Следует отметить, что в данном случае БК должен быть настроен в качестве основного девайса. Одну из важных ролей в настройке определяет выбор режиме, благодаря которому будет осуществляться фиксация затрат горючего.
  3. Выставляя этот параметр, у вас есть несколько вариантов. Один из них – это линейная зависимость, в этом случае параметр будет всегда зависеть от блока управления. Если вы решите произвести настройку вручную, то для начала вам нужно будет сделать таблицу по расходу горючего. Учитывая эту информацию, БК будет осуществлять расчеты и выводить соответствующие параметры на экран.
  4. Помимо этого, понадобится определить параметры, которые начнет демонстрировать экран, в зависимости от модели их количество может быть разным. Отдельно следует выделить параметр, отвечающий за температуру активации вентилятора охлаждения мотора.

Цена вопроса

Минимальная стоимость БК от компании Мультитроникс составит в районе 130 рублей. Более дорогие варианты могут стоит 7500 рублей.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Видео «Как сделать БК своими руками»

Подробная инструкция по изготовлению схемы представлена на видео (автор — канал libral1973).

Современный автомобили в большей степени оснащены бортовым компьютером учёта мгновенного и среднего расхода. Являясь обладателем авто Фиат Мареа 1.9JTD данной функции в нем не было предусмотрено. Заводские девайсы отказывались работать или выводили скудную и маловажную информацию.

Я являюсь приверженцем простоты и надёжности своих разработок. Что вполне и показала эксплуатация собранного устройства.

Самодельный бортовой компьютер (БК) через интерфейс K-Line для Итальянских авто. Испытан на JTD евро 2 и 3 (CF2, CF3). Схема согласования уровней микроконтроллера с К-линией взята с диагностического адаптера ELM327, команды (PIDs) опроса ЭБУ авто сканированы по К-линии при работе диагностического софта Multiecuscan. Также изучалась документация [АО “АвтоВАЗ” Генеральный Департамент Развития Управление Проектирования Электроники и электрооборудования ], [ISO/WD 14230-1 - Road Vehicles - Diagnostic Systems - Keyword Protocol 2000 - Physical layer ].
Протокол ISO14230. Для приёма/передачи по К-линии был задействован аппаратный USART интерфейс PIC16F628. Но поскольку вывод передатчика (ТХ) не имеет функции инверсного режима работы, требуемого по условию схемы, был задействован соседний вывод. Который программно работает в режиме ТХ передатчика, инвертируя его состояние.
В основу схемы взят индикатор 16х2 HD44780 (распиновка питания может отличаться), контроллер PIC16F628A и немного пассивных элементов smd (габарит 1206 и 805), номинал не критичен. Транзисторы можно MMBT2222 SOT-23 (2N2222). Кренка на 5В в layoute вверх радиатором для схемы с dip PICом. В зависимости от подсветки ЛСД (>20mA) может потребоваться небольшой радиатор для кренки. Цепочка R10 и D16 выполняют защитную функцию схемы. Сама плата вписывается в габариты и клеится с обратной стороны дисплея.

При подключении схемы к авто К-линию подключать в последнюю очередь, не допускать замыкание К-линии БК на плюс!.

Программная часть работы схемы начинается с инициализации LCD и подключению к ЭБУ авто. Для ЭБУ тип евро 2 и 3 отличается адресация подключения к блоку, выбор выполняется удержанием кнопки UP до появления надписи нужного типа CF2 или CF3. При успешном подключении к ЭБУ включится подсветка LCD. Далее чтение HW и SW номера ЭБУ для JTD. И переход в первое меню, 4 параметра (мгновенный и средний расход, скорость и температура двигателя), другие меню могут быть по 2, 3 параметра. Переход по
меню клавишей UP или Down (индикация нажатия - закрашенный первый сегмент). Можно сохранить текущее меню (с 0 по 12) как стартовое при включении бортового компьютера - длительно удержав UP (более 2 сек.).

В 13 меню - чтение ошибок, выводиться количество ошибок и до 4 кодов (слитно Р***), удаление ошибок - длительно удержав UP.
В 14 меню (мгновенный расход и общее количество газойля) - можно менять число цилиндров в авто (4 или 5) для правильного расчёта расхода топлива - длительно удержав UP.
В 15 меню сброс показаний средней скорости и среднего расхода, и также регулирование подсветки LCD - длительно удержав UP.
Регулирование подсветки LCD представляет собой цепочку: pin13 через Т2 - стандартная яркость; и pin3 через R12 - пониженная яркость подсветки.

В обновлении схемы, архив №2, меню смещены и 15 меню выделено под плавное регулирование яркости подсветки экрана (ШИМ). При длительном удержании кнопки - плавное нарастание яркости от 0 до 255 и так по кругу. При отпускании кнопки - сохранение значения яркости в энергонезависимой памяти. При этом возможна потеря связи с ЭБУ, т.к. опрос прерывается.
Расчёт расхода топлива выполняется по показаниям общего количества газойля, оборотов и скорости авто. И расчёт происходит при активном меню расхода. Мгновенный расход выводиться в литрах/час при скорости до 10км/ч, а выше - в литрах на 100км. Обесточив БК средний расход сброшен и =0. Формула расчёта расхода =...Литры*100/...км. При пройденном расстоянии равном нулю, средний расход стремится к бесконечности. По мере движения и увеличения пройденного пути средний будет приближаться к мгновенному значению расхода.
Меню включает в себя набор следующих параметров: обороты двигателя, текущую скорость, скорость круиз-контроля, температура двигателя, температура топлива и воздуха, подогрев свечей накала и топлива, общее количество газойля, расход воздуха, давление топлива и его регулятор, давление наддува и его регулятор; расчёт мгновенного и среднего расхода, и средней скорости; чтение/удаление ошибок авто.

Сообщение "Error K-Lines" говорит о замыкании К-линии на минус, питание схемы ниже 9В или неисправности схемы, в частности сгоревший транзистор Т1 при замыкании К-линии на плюс.
В версии для ВАЗа все данные читаются напрямую с блока ЭБУ одним кадром, включая расход в л/100км и л/час, согласно документации. Для ВАЗ (Lada) БК работает с блоком Январь-... .

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
МК PIC 8-бит

PIC16F628A

1 В блокнот
7805 Линейный регулятор

LM7805

1 В блокнот
T1, T2 Биполярный транзистор

2N3904

2 2N2222 В блокнот
D16 Стабилитрон

BZB784-C5V6

1 В блокнот
D17 Выпрямительный диод

1N4007

1 В блокнот
C1, C2 Конденсатор 22 пФ 2 В блокнот
C5, C6 Конденсатор 2.2 мкФ * 25В 2 В блокнот
R2 Резистор

33 кОм

1 В блокнот
R4 Резистор 4.7* кОм 1 В блокнот
R5 Резистор

47 кОм

1 В блокнот
R6 Резистор

2.2 кОм

1 В блокнот
R9 Резистор

© 2024
zko-pricep.ru - Полезные новости для автомобилистов