17.04.2024

Когнитивный диссонанс. Когнитивный диссонанс в психологии - причины и симптомы Теория когнитивного диссонанса Фестингера


В этой статье подробно рассмотрим такое понятие, как диссонанс. Что это такое? В каких сферах оно используется?

Терминология

Слово происходит от латинского dissonantia, что дословно можно перевести как "неблагозвучное звучание". Диссонанс - что это за термин? Каково его содержание? Этот термин активно употребляется в разных сферах. Например, его часто используют в искусстве, психологии, философии. Есть ли у слова диссонанс синоним? Понятий с аналогичным значением существует несколько. Вот наиболее распространенные из них: несоответствие, разногласие, противоречие, дисгармония, какофония (последняя является синонимом из области теории музыки). По сути, это нарушение гармонии, некий дискомфорт, вызванный несоответствием уже имеющихся знаний и представлений с другими новыми фактами. Диссонанс - что это, например, в теории искусства? Обратимся к научному толкованию. Согласно энциклопедии, диссонанс в музыке - это разнобойное звучание. В этом случае одновременно звучащие тона не сливаются друг с другом.

Противоположные понятия

Консонанс (от латинского consonantia - благозвучие) - это совершенно полярное диссонансу определение. Но вместе они характеризуют отношения между двумя парами "элементов". Ими, этими компонентами, по сути, выступают знания. Одни "элементы" являются знаниями относительно своего "Я". Другие же - это сведения, касающиеся общих проблем мироустройства. Термин "знание" часто употреблялся в широком смысле слова, включая в себя, кроме, собственно, информации, еще и мнения, а также убеждения, установки и ценности. Несмотря на то что между этими явлениями присутствуют достаточно существенные различия, их можно считать "элементами знания". И именно между их парами может существовать диссонанс и консонанс.

Типы отношений

В случае если когнитивные элементы нигде не встречаются, не пересекаются друг с другом и не имеют ничего общего между собой, такие элементы следует называть нерелевантными. Для нас же интересны исключительно те элементы, между которыми могут возникать и возникают отношения консонанса и диссонанса. Теория когнитивного диссонанса была сформулирована в середине ХХ века Леоном Фестингером. Согласно ей, два отдельно расположенных элемента будут в диссонансе один по отношению к другому в том случае, если отрицание одного из них выводится из другого. Можно привести здесь такой пример: человек уверен, что он находится в окружении исключительно своих друзей, но все же испытывает дискомфорт и опасение в этой ситуации.

То есть налицо наличие диссонансного отношения. Или еще один пример: человек, который залез в серьезные долги, вдруг решает отправиться в дорогое кругосветное путешествие. Здесь тоже два когнитивных элемента будут диссонировать между собой. "Разлад" между двумя элементами знаний может появляться как следствие ряда разных причин. Это могут быть желания и ожидания человека, приобретенный жизненный опыт либо другие факторы. Подробнее мы рассмотрим их далее.

Причины возникновения когнитивного диссонанса

На вопрос "диссонанс - что это такое" мы уже ответили. Теперь, для полноты картины, стоит разобраться с причинами и факторами его возникновения. Во-первых, он может возникнуть вследствие логического несоответствия. К примеру, если человек уверен, что он через год построит добротный дом, но при этом понятия не имеет, как заложить фундамент, то эти два элемента - диссонансные. Во-вторых, причиной могут стать культурные традиции или обычаи. Предположим, что мужчина не уступает в трамвае место пожилой бабушке, но прекрасно знает, что по установленным правилам этикета и моральным нормам он должен это сделать. В таком случае его знания и осознание того, что он делает неправильно, являются диссонансными отношениями. Хотя в какой-нибудь другой культуре, где уступать место в транспорте пожилым людям не принято, эта ситуация, очевидно, не была бы примером рассматриваемых отношений.

В-третьих, диссонанс возникает тогда, когда частное мнение в конкретной ситуации выходит за рамки более обобщенного. Скажем, гражданин, считающий себя радикалом, голосует на выборах за кандидата либеральных взглядов. Когнитивные элементы по этим двум мнениям будут диссонансными. Наконец, состояние когнитивного диссонанса может иметь место вследствие приобретенного ранее опыта. Представим себе человека, который несколько раз за свою жизнь заболевал острой ангиной после съеденного мороженного. И вот, в очередной раз он его ест. При этом он надеется не заболеть снова. Это яркий пример когнитивного диссонанса на основе прошлого жизненного опыта.

Степень "несоответствия"

Определить уровень диссонанса поможет один очевидный аспект. Он заключается в объективных характеристиках элементов, между которыми наблюдается "несоответствующее" отношение. Предположим, что два в системе знаний являются диссонантными относительно друг друга. Тогда степень "несоответствия" будет в прямой пропорциональной зависимости от уровня важности этих элементов. Если компоненты будут очень значимы для конкретного индивидуума, то и показатель диссонанса будет, соответственно, высок.

Примеры

Вообразим себе человека, подающего пятьдесят рублей нищему попрошайке в подземном переходе. При этом этот человек осознает, что бедняк не так уж и нуждается в этих деньгах. Но все же он подает деньги, причем диссонанс, возникающий в данном случае между двумя элементами, не очень сильный. Ведь ни первый, ни второй элемент не настолько существенен для этого человека. И второй, кардинально противоположный пример. Студент, в преддверии важного для него экзамена, абсолютно к нему не готовится. При этом он прекрасно осознает, что уровень его знаний по предмету не позволит ему сдать этот тест. И в этом случае степень диссонанса для студента будет значительно выше, ведь оба элемента знаний весьма важны для индивидуума.

Существуют ли системы, свободные от диссонансных отношений?

С большой долей уверенности можно предполагать, что в нашей жизни объективно не существует такой системы, которая была бы полностью свободна от присутствия "несоответствия". Ведь какое бы действие ни собирался предпринять индивидуум, какое бы чувство он ни испытывал, всегда найдется хотя бы один незначительный когнитивный элемент, который вступит в диссонансные отношения с компонентом "поведенческим".

Вот простой пример. Казалось бы, обыденное и тривиальное убеждение в необходимости и полезности вечерней прогулки перед сном может иметь некоторые когнитивные элементы, которые выступят диссонирующими с этим знанием. Так, человек может думать о том, что дома его ждут какие-либо дела, которые он должен закончить. Или же он заметит, что на улице собирается дождь и тому подобное. Словом, к любому когнитивному элементу в одной системе обязательно найдутся релевантные к нему другие элементы, поэтому несомненным фактом является наличие хоть и в незначительной степени, но диссонанса.

Эмоции

28.10.2017

Снежана Иванова

Что означает когнитивный диссонанс? Встретившись с данным понятием, большинство людей теряются, потому что не понимают его значения.

Что означает когнитивный диссонанс? Встретившись с данным понятием, большинство людей теряются, потому что не понимают его значения. Однако оно довольно нередко встречается в нашей повседневной жизни. В большинстве случаев так часто, что мы этого и не замечаем. Рассмотрим подробнее этот вопрос.

Теория когнитивного диссонанса

Теорию когнитивного диссонанса называют теорией Фестингера. Этот ученый первым описал психологическое состояние индивида, который сталкивается с неким несоответствием своего представления о предмете или явлении. Фестингер назвал теорию когнитивного диссонанса таким состоянием, при котором рушится привычное представление о предмете. Личность остается в растерянности от того, что не знает, что делать с новой информацией, как ее применить и что следует предпринять.

Когнитивный диссонанс как явление развивается по нескольким причинам. Эти причины просты и объяснимы для того, кто задумывается над происхождением тех или иных понятий. Теория когнитивного диссонанса – тема, которая заслуживает детального рассмотрения и всестороннего изучения. Как правило, она интересует людей, близких к психологии, занимающихся личностным развитием и самосовершенствованием. Примеров из жизни можно привести достаточное количество.

Несовпадение ожиданий

Это первая и самая главная причина появления когнитивного диссонанса. Несовпадение ожиданий приводит к тому, что человек начинает выстраивать у себя в голове поиск понимания какого-то вопроса , искать соответствующее объяснение. А это не всегда можно сделать рациональным путем. Если произошедшее явление или событие не соответствует тем ожиданиям, которые возлагаются участниками действия или просто наблюдателями, то происходит когнитивный диссонанс. Это явление иначе еще называют умственным потрясением. Пример можно привести такой: на экзамене преподаватели лучшего ответа всегда ожидают от более сильного ученика. Если посредственный ученик начинает вдруг проявлять яркие незаурядные способности, а отличник при этом по какой-то неведомой причине не может связать двух слов, то аттестационная комиссия находится, мягко говоря, в сильном удивлении. Так происходит формирование когнитивного диссонанса. Его теория подразумевает присутствие некоего умственного несоответствия, разногласия в понимании сути вещей.

Разность мнений

Такое явление как разность мнений тоже может стать причиной формирования когнитивного диссонанса. Дело в том, что в ситуации спора каждый человек склонен считать себя правым. Вот почему теории оппонента часто воспринимаются как неправильные и в некоторых случаях даже как недостойные внимания. Таким образом, люди защищают свое личное пространство, сохраняют свою индивидуальность. Верность собственному мнению позволяет оставаться самим собой, не подстраиваться под партнера. Теория когнитивного диссонанса включает в себя множество примеров, которые показывают, насколько людям порой трудно примириться с наличием противоположного суждения.

Сама теория когнитивного диссонанса подразумевает некоторое несогласие с взглядами и суждениями оппонента. То есть человек намеренно или невольно начинает выступать против своего собеседника. Даже если между ними нет открытого конфликта, напряжение во взаимодействии все равно будет чувствоваться. Некоторые люди годами не высказывают друг другу тех претензий, которые носят в своем сердце. Такая позиция позволяет им открыто не конфликтовать и не выражать до последнего момента накопившегося недовольства. Конечно, такой подход нельзя назвать правильным. Скорее он помогает утратить доверие, отношения становятся сухими и формальными. Примером может служить ситуация, когда партнеры защищают свое личное пространство и при этом узнают друг о друге что-то совершенно неожиданное. Здесь когнитивный диссонанс проявлен очень четко.

Отступ от общепринятых норм

В общественном сознании нормы морали имеют большое значение. Когда кто-то пытается выступать против социальных установок, у окружающих обычно бывает шок. Просто сознание людей так устроено, что оно воспринимает только ту информацию, которую оказывается в силах осмыслить, понять и принять. Любое отступление от общепринятых норм часто воспринимается не просто в штыки, а как нечто опасное. Люди в большинстве случаев стараются избегать неизвестных понятий. Подсознательно у них срабатывает механизм внутренней психологической защиты. Примером когнитивного диссонанса в данном случае может служить восприятие гомосексуального поведения окружающими. Большинство людей просто не могут воспринимать такое явление адекватно. Если это касается их родственников, для многих то обстоятельство является поводом для стыда. Такие подробности о своих родственниках люди не решаются рассказывать в кругу коллег, опасаясь выраженного непонимания и осуждения.

Конфликт социального характера

Теория когнитивного диссонанса чрезвычайно интересна исследователям в области самосовершенствования и личностного роста. Современная психологическая наука рассматривает этот феномен с разных сторон, пытаясь понять его природу. Когнитивный диссонанс возникает из-за социальных разногласий. Социальное неравенство порождает множество непониманий и появление открытого недовольства. Стремясь заботиться о собственном благополучии, люди иногда с легкостью забывают о тех, кто находится рядом.

Когнитивный диссонанс в повседневной реальности проявляет себя определенным образом. Это явление достаточно часто встречается в нашей жизни. Если бы люди внимательнее относились даже к собственным чувствам, то смогли бы обнаружить проявления некоего несоответствия своих и чужих ожиданий. Каковы способы выражения теории когнитивного диссонанса?

Психологический дискомфорт

Данный феномен представляет собой обязательное условие для появления когнитивного диссонанса. Психологический дискомфорт появляется тогда, когда личность не имеет возможности удовлетворить свои значимые потребности. Дело в том, что человек просто не знает, как справиться с нарастающей тревогой и отчаянием. Он предпринимает какие-то попытки для того, чтобы почувствовать себя лучше, но это не всегда удается. Психологический дискомфорт становится ярким проявлением несоответствия внутреннего ожидания предпринятым усилиям. Люди чаще всего даже не пытаются анализировать, что с ними происходит на самом деле, и не понимают собственных чувств. Психологический дискомфорт часто заставляет личность искать какие-то оправдания своим поступкам, надеяться на посторонних людей. В сложных ситуациях почти каждый чувствует себя крайне неуверенно.

Чувство растерянности

Когнитивный диссонанс относится к числу таких феноменов, которые нередко начинают управлять жизнью человека. Чувство растерянности посещает человека тогда, когда он сталкивается с непонятной для себя ситуацией. Пытаясь решить ее привычным для себя способом, он часто терпит неудачу. Поэтому в состоянии растерянности так трудно бывает найти правильное решение. Выход для каждого может иметься в своей собственной стороне. Но при несоответствии ожиданий человеку свойственно теряться. В некоторых случаях утрачивается вера в собственные перспективы и возможности. Чувство растерянности во многих случаях не позволяет добиться значимых результатов. Человека начинает посещать ощущение неуверенности в себе. Перспективы и возможности видятся весьма туманными, неопределенными и даже нереальными. Если бы каждый человек научился сохранять чувство внутреннего равновесия, то смог бы почувствовать себя лучше при любых обстоятельствах. Чувство растерянности часто мешает нам ощутить прекрасные мгновения жизни, приблизиться к пониманию сущности своего бытия.

Негативные чувства

Не всякие чувства приносят человеку радость и счастье. Эмоциональная сфера представляет собой систему, которая еще до конца не изучена ведущими специалистами в области психологии. Известно, что позитивные эмоции помогают продлевать жизнь, а негативные чувства способствуют ухудшению качества жизни. Состояние человека меняется в зависимости от испытываемых им эмоций. Негативные чувства часто создают когнитивный диссонанс. Это происходит по той причине, что эмоции сильно влияют на возможность людей слышать и понимать друг друга. В жизни существует достаточно примеров того, какое большое влияние оказывают чувства на душевное состояние. Личность может полноценно развиваться только тогда, когда она не ограничена в собственных эмоциях. Отвергание и отторжение чего-либо не дает возможности приблизиться к желаемому результату. Несоответствие собственных ожиданий приводит к внутреннему конфликту, не позволяет личности почувствовать себя счастливой и самодостаточной. Чем больше человек склонен зацикливаться на собственных недостатках, тем сильнее он подвержен негативному влиянию стресса.

Таким образом, когнитивный диссонанс представляет собой такое явление, при котором личность никак не может ощущать себя целостной и самодостаточной . Чем больше удивления, негативных впечатлений мы испытываем в момент эмоционального потрясения, тем становится труднее поверить в происходящее, попытаться найти верное решение.

Психоорганическая теория эмоций (так условно стали называть концепции Джемса-Ланге и Кэннона-Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. В результате проводимых экспериментальных исследований возникла активационная теория Линдсея-Хебба. Согласно этой теории, эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга, поскольку эта структура отвечает за уровень активности организма. А эмоциональные проявления, как показали электрофизиологические исследования мозга, есть не что иное, как изменение уровня активности нервной системы в ответ на какой-либо раздражитель. Поэтому именно ретикулярная формация определяет динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других. Эмоции же возникают вследствие нарушения или восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы в результате воздействия какого-либо раздражителя.

Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность человека, обнаруживая вполне определенное влияние на нее в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания.

Отдельную группу теорий составляют воззрения, раскрывающие природу эмоций через когнитивные факторы, т. е. мышление и сознание. В первую очередь среди них следует отметить теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Ее основным понятием является диссонанс. Диссонанс - это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте.

Согласно данной теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, т. е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. При этом возникшее позитивное эмоциональное состояние может быть охарактеризовано как консонанс. Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, или диссонанс. Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Для этого у него есть два пути: во-первых, изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности; во-вторых, попытаться получить новые сведения, которые бы согласовывались с прежними ожиданиями. Таким образом, с позиции данной теории возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков.

Проблемы и решения:

В этом институте уголовного закона (за исключением ст. 267 УК) говориться о нарушении специальных правил на транспорте - движения и эксплуатации, ремонта и выпуска, а также строительства применительно к магистральным трубопроводам. Грамматическое толкование признаков преступного деяния состава преступления, предусмотренного ст. 263 УК, позволяет сделать вывод о наличии логического диссонанса между сущностью признаков преступного явления и ее текстуальным выражением. Движение и эксплуатация железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного видов транспорта, а также метрополитена поставлены в законе во взаимозависимое положение союзом «и». Буквально из этого следует, что совершение данного преступления по законодательной логике возможно только при наличии обоих видов нарушений. Однако, техническая, правоприменительная и судебная практика свидетельствуют об обратном. Причинение преступных последствий возможно как в результате нарушения правил безопасности движения на данных видах транспорта, так и нарушения правил их эксплуатации. Движение и эксплуатация - несколько разные сферы извлечения полезных свойств источника повышенной опасности. Они имеют, как правило, неодинаковую правовую природу и нормативное регулирование. Нарушение правил безопасности движения этих видов транспорта может представлять такую же опасность, как и нарушение правил их эксплуатации. Кроме того, законодатель в ст.ст. 264 и 268 УК, где речь ведется о нарушении аналогичных правил, указал между признаками преступного поведения союз «или», тем самым, показав их самостоятельное уголовно-правовое значение. Практика не лишена примеров, когда ущерб отношениям транспортной безопасности причинялся в результате нарушения обоих видов правил. Таким образом, является очевидной необходимость замены союза «и» на одновременное указание как союза «и», так и «или» между признаками преступного поведения, указанного в диспозиции ст. 263 УК.

Поэтому мы считаем, что недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями; разрушение, повреждение, приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние технических систем транспорта и блокирование транспортных коммуникаций как самостоятельные формы преступного поведения, необходимо закрепить в законе раздельно друг от друга, придав им самостоятельное уголовно-правовое выражение.

Верное лексическое отражение признаков преступного поведения в уголовном законе является залогом успеха в нормотворчестве. Как правоприменитель, так и потерпевший становятся «застрахованными» от неблагоприятных последствий расхождения сути общественно опасного явления и ее законодательного выражения.

Четкое обрамление признаков уголовно-правовой нормы в Уголовном кодексе стабилизирует законодательство, облегчает правоприменение и сужает возможные отрицательные аспекты уголовно-правового и криминологического прогнозирования.

Максимально доступное определение признаков состава преступления облегчает процесс квалификации преступлений и обеспечивает меньшее приложение усилий к познанию сути уголовно-правого запрета.

Язык статьи:

Транспорт

Уголовное право

Описание статьи / тезисов

Публикуются:

Тип статьи / тезисов:

Теоретическая

Article name /Название статьи (анг.):

Some aspects of the improvement of criminal responsibility for traffic crimes

Аннотация:

В работе рассматриваются некоторые вопросы совершенствования уголовного законодательства в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта, обусловленные логическим диссонансом между сущностью общественной вредности некоторых транспортных правонарушений и их текстуальным выражением в уголовном законодательстве. Автор предлагает ряд выводов по повышению эффективности уголовно-правовых запретов.

Annotation/ Аннотация (анг.):

In this paper examines some issues of improving criminal law in the area of traffic safety and operation of transport that caused by the logical dissonance between the essence of the social harm of some traffic crimes and their textual expression in the criminal legislation. The author offers some conclusions on the improve the efficiency of criminal law prohibitions.

Статус статьи/тезисов:

Публикуется впервые

Журнал

Название журнала:

Правовые технологии

2011

Сборник

2011

Необходимо обратить внимание законодателя также на то, что закрепление в одной диспозиции закона (например, в ст.ст.266 и 267 УК) нескольких самостоятельных составов преступления отрицательно сказывается на выяснении действительной картины состояния преступности, не способствует выявлению ее действительных тенденций.Это влечет за собой перверсионную латентность.Между тем, очевидно, что в процессе законотворчества необходимо стремиться к тому, чтобы диссонанс между уголовным правом и криминологическим знанием был минимальным.

Предупреждение преступлений является той задачей, которую можно решать, прикладывая все усилия, как физические, так и нормотворческие.

Поэтому мы считаем, что недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями; разрушение, повреждение, приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние технических систем транспорта и блокирование транспортных коммуникаций как самостоятельные формы преступного поведения, необходимо закрепить в законе раздельно друг от друга, придав им самостоятельное уголовно-правовое выражение.

Верное лексическое отражение признаков преступного поведения в уголовном законе является залогом успеха в нормотворчестве.Как правоприменитель, так и потерпевший становятся «застрахованными» от неблагоприятных последствий расхождения сути общественно опасного явления и ее законодательного выражения.

Четкое обрамление признаков уголовно-правовой нормы в Уголовном кодексе стабилизирует законодательство, облегчает правоприменение и сужает возможные отрицательные аспекты уголовно-правового и криминологического прогнозирования.

Максимально доступное определение признаков состава преступления облегчает процесс квалификации преступлений и обеспечивает меньшее приложение усилий к познанию сути уголовно-правого запрета.

Когда реальность вызывает слишком много вопросов, в мозгу нарастает дискомфорт. Или по-научному: возникает когнитивный диссонанс. Чтобы не напрягаться и восстановить гармонию, мозг изобретает уловки восприятия: блокирует невыгодную информацию, находит нужные доказательства, успокаивает, убаюкивает. Этим свойством нашего мозга без зазрения совести пользуются окружающие. Так что знание уловок поможет не просто понять себя получше, но и противостоять манипуляции.

Что такое когнитивный диссонанс

Когнитивный диссонанс - это состояние мысленного или психологического дискомфорта, вызванное столкновением конфликтующих идей, поступков, убеждений, эмоций или чувств. Возникает, когда человек получает неожиданную информацию, отличную от его прошлого опыта . Или когда становится свидетелем непредсказуемых действий, необъяснимых событий. В основе механизма когнитивного диссонанса лежит простая, но частая ситуация: наличие двух взаимоисключающих желаний.

Диссонанс является противоположностью баланса, к которому стремится наш мозг. Согласно теории баланса люди предпочитают гармонию и последовательность в своих знаниях о мире. Психике тяжело находиться в состоянии тревожного несоответствия. Поэтому, чтобы уменьшить психологический дискомфорт от внутреннего конфликта, человек меняет свое мнение, придумывает оправдание изменению, а впоследствии изменяет и поведение. Так он сохраняет свое душевное равновесие.

Парадокс состоит в том, что чем больше человек отстаивает свое поведение, тем более охотно меняет свои убеждения при смене обстоятельств . Например, в минуты опасности, после катастроф атеисты становятся истовыми верующими. Поговорка «в окопах атеистов нет» как раз об этом. Что еще? Непримиримые мачо-женоненавистники после женитьбы становятся заботливыми мужьями, а патриоты после эмиграции в другую страну активно перестают любить бывших соседей.

Как наш мозг уменьшает дискомфорт при когнитивном диссонансе

Допустим, вы курите и получаете информацию о вреде курения. Существует 4 способа сохранить душевное равновесие.

  1. Изменить поведение: «Я бросаю курить, чтобы сохранить здоровье свое и своих близких».
  2. Обосновать свою привычку, добавить новые факты: «Я буду выкуривать меньше сигарет или заменю их менее вредными».
  3. Изменить самооценку или важность принятия решения: «Если я брошу курить, поправлюсь (стану обозленным). От этого мне и моим родным будет еще хуже».
  4. Игнорировать данные, которые противоречат убеждениям: «Я знаю курильщиков, доживших до 90 лет. Так что сигареты не такие уж вредные».

Перечисленные механизмы помогают не только избежать внутреннего напряжения, но и уйти от межличностных осложнений. Так, например, мы жалуемся незнакомым людям на супругов, тем самым снимает внутреннее напряжение. Поступив плохо, ищем союзников. Придумываем оправдания измены супругов, не замечаем некрасивые поступки детей. Или наоборот – преуменьшаем карьерные достижения конкурентов, объясняя их банальным везением, лицемерием, блатом.

Теория когнитивного диссонанса и ее доказательства

Определение когнитивного диссонанса – одно из базовых понятий в психологии. Автором теории и множества экспериментов стал американский психолог Леон Фестингер (1919-1989). Он сформулировал определение и две основные гипотезы:

  • Гипотеза 1: испытанный человеком в определенной ситуации мысленный дискомфорт будет мотивировать его в дальнейшем избегать подобных ситуаций.
  • Гипотеза 2: испытывающий психологический дискомфорт человек любыми способами будет стремиться к уменьшению мысленного дискомфорта.

По мнению автора теории причинами когнитивного диссонанса могут быть логически несовместимые вещи, культурные обычаи, противостояние мнения одного человека общественному мнению и болезненный прошлый опыт. То есть пословица «обжегся на молоке, дует на воду» как раз описывает нежелание человека повторить негативный или болезненный прошлый опыт.

Теорию Леона Фестингера подтверждают эксперименты и исследования активности мозга, проведенные на томографе. Во время эксперимента испытуемому создавали условия для простейшего когнитивного диссонанса (показывали листок красного цвета и называли другой цвет) и сканировали активность мозга на томографе. Результаты томографии показали, что при внутреннем конфликте активизируется цингулярная кора головного мозга, отвечающая за контроль определенной деятельности, выявление ошибок, мониторинг конфликтов, переключение внимания. Потом условия эксперимента усложнялись, испытуемому давались все более противоречивые задания. Исследования показали: чем меньше оправданий для своего действия находит испытуемый, тем большее напряжение испытывает, тем больше возбуждается эта область мозга.

Когнитивный диссонанс: примеры из жизни

Когнитивный диссонанс возникает каждый раз, когда возникает необходимость сделать выбор или высказать мнение. То есть диссонанс – это обыденное, ежеминутное явление. Любые решения: выпить утром чай или кофе, выбрать в магазине товары того или иного бренда, заключить брак с достойным претендентом, будут провоцировать дискомфорт. Степень неудобства зависит от значимости его составляющих для человека. Чем значимость выше, тем сильнее человек стремится к нейтрализации диссонанса.

Например, наиболее болезненный когнитивный диссонанс возникает тогда, когда кто-то попадает в иную культурную среду. Например, у женщин, уехавших с мужем мусульманином на его родину. Отличия в менталитете, одежде, поведении, кухне, традициях с самого начала вызывают сильный дискомфорт. Для уменьшения напряжения женщинам приходится изменять представления о собственных традициях и принимать новые правила игры, диктуемые местным социумом.

Зная такую особенность человеческой психики, политики, духовные лидеры, рекламщики, продавцы используют ее для манипуляций . Как это работает? Когнитивный диссонанс вызывает не только дискомфорт, но и сильные эмоции. А эмоции являются мотиваторами, вынуждающими человека совершить определенный поступок: купить, проголосовать, вступить в организацию, пожертвовать. Поэтому социальные агенты из нашего окружения постоянно провоцируют когнитивный диссонанс в нашем мозгу, чтобы повлиять на наше мнение и поведение.

Самые показательные примеры можно увидеть в рекламе:

  • Купите наш продукт, ведь вы этого достойны.
  • Любящие родители покупают своим детям шоколад/воду/игрушки/сметану нашего бренда.
  • Настоящие лидеры уже подписались на наш канал/прочитали новую книгу.
  • Хорошие хозяйки пользуются нашим средством для мытья полов/печки/стекол.
  • Эта книга настоящий бестселлер, неужели вы еще ее не читали.

Итак, диссонанс свершился. Мозг закипает от напряжения и ищет способы уменьшить неприятные ощущения, выйти из сложившейся ситуации, погрузиться в состояние спокойствия. Если нужное решение не находится или ситуация решается деструктивно, напряжение не уходит. А в состоянии постоянной тревожности можно дойти до невроза или вполне реальных психосоматических заболеваний. Поэтому проявление диссонанса игнорировать нельзя, но стоит поискать пути его ослабления.

Как ослабить когнитивный диссонанс

Когнитивный диссонанс заложен в нашей подкорке на генетическом уровне. Более того, дискомфорт при принятии решений испытывают даже приматы. Поэтому полностью избавиться от него получится только одним путем – полностью закрыться от социума. Но тогда исчезнет радость отношений, общения, познания нового.

Но не все так категорично. Игра на эмоциях, искусственное создание дискомфорта, мотивация, влияние – все это не природные явления, а придуманные людьми технологии. А то, что придумал один человек, может разгадать другой. Несколько полезных советов помогут подправить психологические «установки по умолчанию», чтобы не попадать в ловушки мозга так часто.

Поменять установки, мешающие нам жить

Установки – это утверждения, которые мы переняли у значимых для нас людей. Причем переняли только на веру, без доказательств. Например, родители говорили: «уважения достойны только те, кто отлично учится. Все троечники или двоечники – просто неудачники». Когда с такой установкой мы приходим на встречу выпускников, испытываем настоящий «взрыв мозга». Троечник владеет собственным бизнесом, а отличник довольствуется скромной должностью в офисе.

Что делать с неправильными установками? Научиться менять на нейтральные. Выписать на листке бумаги все установки, которые мешают жить, и зачеркнуть их жирной линией. Ведь жизнь непредсказуема.

Подключить здравый смысл

Опытные рекламщики знают, что люди готовы автоматически следовать за авторитетом, поэтому в рекламе задействуют популярных личностей: певцов, актеров, футболистов. В жизни мы также охотно подчиняемся авторитетам: родителям, учителям, полицейским, политикам. Диссонанс ощущается наиболее болезненно, когда мы сталкиваемся с несимпатичными поступками таких людей. Как только мы начинаем искать оправдания таким поступкам, еще более усугубляем ситуацию.

Как не искать оправдания другим? Не доверять всему сказанному или увиденному. Почаще задавать вопросы: почему? кому это выгодно? что творится на самом деле? Ведь авторитеты – люди со своими недостатками и слабостями.

Добавить каплю цинизма

В жизни существуют истины, которые мы отказываемся признавать и постоянно наступаем на одни и те же грабли. Например, постоянно помогая взрослым детям, мы не даем им повзрослеть. Или: мы нужны окружающим только тогда, когда приносим им выгоды. Или: человек, которого мы считаем идеалом, может совершать некрасивые поступки. Или: хотя деньги счастья не обеспечат, но с ними намного проще развиваться, реализовываться, помогать родным, путешествовать.

Разве цинизм помогает быть счастливее? Дозированный цинизм, критичность, чувство юмора вряд ли сделают человека циником. Зато они помогут снять розовые очки доверия.

Когда мозг очищается от старых программ и установок, перестает верить всему сказанному и обучается критически мыслить, в жизни начинаются трансформации. Без лишнего напряжения уходит физическая боль, исчезает преувеличенная эмоциональная реакция на раздражители, возникает желание самостоятельно оценить происходящее. Но главное – мы перестаем бояться ошибок неправильного выбора. Ведь не все в жизни можно измерить с помощью знаков «больше», «меньше» или «равно».

Выводы

  • Когнитивный диссонанс – это психологическое напряжение при несоответствии ожиданий и реальной жизни.
  • Единственного правильного решения не существует. Чтобы избавиться от постоянных мук выбора и связанного с ним напряжения, стоит разработать собственные правила игры и получить уникальную способность быть самим собой.
  • Любое неприятное напряжение вызывает желание нейтрализовать дисбаланс наиболее комфортным или простым способом. Это самооправдание, изменение убеждений, смена поведения.
  • Социальное окружение целенаправленно вызывает в нас дисбаланс, чтобы вынудить поступить нужным образом. То есть манипулирует.
  • Наша природа базируется на том, чтобы быть любознательными и образованными. Немного критики, цинизма и чувства юмора помогут выжить.

© 2024
zko-pricep.ru - Полезные новости для автомобилистов