15.04.2024

Экскурсионный метод. Методика подготовки и проведения экскурсии Экскурсионная методика и пути ее совершенствования


В главе рассматриваются экскурсионные методики, технология подготовки новой экскурсии, подготовка текстов экскурсии и комплектование «портфеля экскурсовода», прием (сдача) и утверждение экскурсии

ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ЭКСКУРСИОННЫЕ МЕТОДИКИ

Методика как совокупность способов целесообразного проведения работы направлена на достижение поставленной цели и решение задач, представляет совокупность конкретных методических приемов проведения экскурсий на определенную тему и для определенной группы.

Общая методика охватывает способы обучения и требования, которые служат основой при проведении экскурсий (последовательность и четкость изложения материала, его доступность для аудитории).

Частная методика определяет способы и приемы обучения и воспитания, приемы наблюдения и исследования объектов. Частная методика связана с конкретной экскурсией, служит основой определенного вида экскурсионной деятельности.

Экскурсионная методика как частная методика связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы с совокупностью требований и правил, предъявляемых к экскурсии, сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий на различные темы и для различных групп людей.

Экскурсионную методику рассматривают: 1) как основу профессионального мастерства экскурсоводов; 2) как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Экскурсионная методика помогает экскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объем знаний, она помогает увидеть, запомнить и понять больше, чем на лекции.

Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с объектами, на анализе, зрительных сравнениях с учетом использования органов чувств экскурсантов. Экскурсионная методика опирается на философию, систему идей, взглядов на окружающий нас мир и места в нем человека. Методика основывается на диалектике, теории познания и логике. Диалектика позволяет освещать материал в экскурсии с необходимой глубиной, правильно оценивать исторические события, явления и факты, делать обоснованные выводы по теме. Теория познания помогает глубже разобраться в сложных процессах, происходящих в природе, обществе, руководствоваться научными знаниями в практической деятельности.

Экскурсионная методика исходит из того, что экскурсия - это диалектическое единство содержания, средств, форм и специфического метода воздействия на аудиторию. Воздействие производится с учетом особенностей, запросов и интересов различных групп населения.

Предмет экскурсионной методики - целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приемов, при помощи которых работники экскурсионных бюро осуществляют свою деятельность.

Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсии, разрабатывает и предлагает такие методические приемы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают эффективность раскрытия и восприятия темы. Экскурсионная методика взаимосвязана с методическими приемами экскурсий, при проведении которых используются такие принципы, как наглядность, научность, систематичность, доступность, убедительность. Экскурсионная методика сложна в таких вопросах, как определение и практическое использование приемов показа объектов. Методика показа носит оригинальный характер. Рассказ на экскурсии - это формы устной речи: справка, беседа, описание, объяснение, комментирование и литературный монтаж. Методические приемы в рассказе экскурсовода заимствуются из арсенала лекторского искусства.

Методика экскурсионной работы включает: 1) цель и задачи проведения экскурсии; 2) содержание экскурсии; 3) методические приемы экскурсии; 4) обеспечение интереса экскурсантов.

Экскурсионная методика состоит из ряда методик, касающихся разработки новой темы, разработки экскурсоводом новой для него темы, подготовки экскурсовода к проведению экскурсии, проведения экскурсии; методики послеэкскурсионной работы.

В свою очередь, методика проведения экскурсии состоит из методики показа и методики рассказа. В методике показа выделяют использование «портфеля экскурсовода» и технических средств пропаганды; наблюдение, изучение и исследование объектов. Экскурсионная методика как совокупность названных частей имеет свои особенности применительно к видам экскурсий (городской, загородной, производственной, музейной) и каждой теме. Эти особенности определяются задачами, которые поставлены перед экскурсией, а также целевой установкой (например, расширение культурного кругозора взрослых или профессиональная ориентация подростков). Особенности определяются также видом экскурсии, ее темой, составом группы. Имеются различия в методике проведения экскурсий для обычной аудитории, а также для пешеходных и автобусных экскурсий.

Экскурсионная методика связана с такими понятиями, как показ и рассказ - основными элементами экскурсии, видами деятельности экскурсовода. Методика показа - большая часть экскурсионной методики по объему и сложности подготовки и осуществления. Методика рассказа - меньшая часть методики - подчинена методике показа, которая сложна, оригинальна.

Методика предъявляет требования к экскурсионному процессу, его организации и содержанию. Работа по подготовке и проведению экскурсий строится в соответствии с требованиями экскурсионной методики к отбору экскурсионных объектов. Для наблюдения отбирают объекты, имеющие отношение к теме. Методика требует логической последовательности в показе объектов на маршруте, выделения и использования пауз между объектами, нейтрализации отвлекающих раздражителей (уличного шума, посторонних разговоров, второстепенных объектов).

При построении маршрута обеспечивается экономия времени в передвижении экскурсионной группы между объектами. Одно из требований методики - обеспечение непрерывности экскурсии как процесса усвоения знаний, воздействие материала на экскурсантов в течение 180 мин, отведенных на ее проведение (четырехчасовая тематическая экскурсия на автобусе):

Построение экскурсии по схеме повышает познавательность экскурсионного материала. По методике показ и рассказ предусматривают в одном случае их сочетание, в другом - чередование, в третьем отсутствие обоих элементов. На практике используются четыре варианта показа и рассказа, они зависят от темы, расположения объектов на маршруте, состава экскурсантов.

  • 1 вариант - показ и рассказ - экскурсанты наблюдают объекты.
  • 2 вариант - рассказ - экскурсовод излагает материал.
  • 3 вариант - показ - экскурсанты изучают объекты под руководством экскурсовода.
  • 4 вариант - экскурсанты самостоятельно усваивают полученные знания.

Практика показывает, что монолог экскурсовода не способствует эффективному восприятию материала. Экскурсантам необходимо осмыслить увиденное, сравнить наблюдаемый объект с ранее виденным, лучше усвоить увиденное и услышанное. Паузы необходимы и экскурсоводу для кратковременного отдыха. Не следует использовать время перерывов для обмена впечатлениями об экскурсии, обсуждения увиденного и услышанного, что разрушает «ткань» экскурсии, возбуждает аудиторию, снижает уровень восприятия материала.

Когда внимание к рассказу ослабевает, экскурсоводу надо вводить новый объект показа или сообщить о подробностях исторического события, сократить на несколько минут пребывание на остановке и продолжить движение по маршруту. Если внимание экскурсантов ослабевает, надо остановить движение, выйти из автобуса и осмотреть, например, памятник. Чтобы сохранить внимание экскурсантов, им можно предложить прослушивание звукозаписи, показ слайдов из «портфеля экскурсовода». В первые минуты внимание экскурсантов обеспечивается их интересом к теме. Затем оно поддерживается увлекательным рассказом об экзотичности объектов. Чтобы повысить внимание экскурсантов, экскурсовод может предложить, например, выявить интересные детали в памятнике, переключить обзор на другой объект.

Важным является эмоциональность экскурсовода, его жесты и мимика, расстановка группы у объекта, использование звуковых устройств, использование пауз между объектами, логики в изложении содержания темы экскурсии, продолжительность, форма, связь рассказа с показом. Задача рассказа - подготовить экскурсантов к наблюдению объекта. Один объект экскурсанты будут наблюдать 10-15 мин, другой - 2-3 мин. Продолжительность пояснений, справок, цитат, литературного монтажа не должна быть длительной.

Начинают экскурсию с показа, со зрительных или иных впечатлений, затем идет рассказ. Показ опережает рассказ. Иногда экскурсовод предлагает экскурсантам смотреть объект, что является началом показа. Логический переход - это так называемый словеснозрительный мостик. Форма и структура рассказа зависит от значимости и места расположения объекта. В начале, например, дается анализ картины, затем характеристика художника, эпохи, когда он жил и творил. Однако на экскурсии рассказ сопровождается показом. Надо добиться того, чтобы экскурсант и познакомился с объектами, и правильно их воспринял, дал им объективную оценку. Надо воздействовать на эмоции участников, вызывая у них радость, восхищение, гордость, возмущение, гнев.

Пути повышения качества методической работы с экскурсантами:

  • 1) систематическое обновление знаний методистами и экскурсоводами, участие в теоретических, методических и научно-практических конференциях, семинарах;
  • 2) разработка контрольного текста, «портфеля экскурсовода» как основы высокого качества ведения экскурсий;
  • 3) разработка технологии использования методических приемов показа и рассказа с учетом особенностей экскурсионных тем и экскурсантов;
  • 4) эффективное использование методических приемов проведения экскурсий;
  • 5) высокопрофессиональная техника ведения экскурсий;
  • 6) установление и сохранение контактов между экскурсоводом и экскурсантами, владение основами психологии и логики.

При подготовке и проведении экскурсии надо умело сочетать показ, рассказ и организацию экскурсионного процесса.

Методика в широком смысле слова - это совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, достижение поставленной цели с наибольшей эффективностью наименьшими трудовыми затратами. Методика в узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения какого-либо мероприятия.

Методику разделяют на общую и частную. Общая методика охватывает способы обучения и требования, которые служат основой изучения многих наук. Частная методика связана с конкретной наукой и служит основой определенного вида деятельности.

Экскурсионная методика представляет собой частную методику, которая связана с процессом распространения разного рода знаний (научных, культурных, политических и др.) на основе такой активной формы культурно-просветительной работы, как экскурсия. Таким образом, экскурсионная методика - это совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для разных групп людей.

Поскольку любая методика заключается в умении производить определенную деятельность в четком соответствии с утвержденными правилами, требованиями и рекомендациями, то на практике применение экскурсионной методики - это сумма определенных умений и навыков вести экскурсионную работу: разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, проводить экскурсию по рекомендованной технологии и др. На основании этого экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, однако связанных друг с другом частей:

Методика разработки экскурсоводом новой для него, но уже разработанной в данном экскурсионном учреждении темы;
. методика разработки новой для данного экскурсионного учреждения темы;
. методика подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии;
. методика послеэкскурсионной работы.

Экскурсионная методика как совокупность названных частей имеет свои особенности, которые обусловлены темой, целью, видом экскурсии, составом группы экскурсантов, средством передвижения на экскурсии и многими другими факторами.

К настоящему времени наиболее глубоко и полно разработана методика подготовки и проведения экскурсии. Методика подготовки экскурсии состоит из ряда этапов, расположенных в определенной последовательности, и будет рассмотрена ниже. Методика проведения экскурсии складывается из методики показа и методики рассказа. Методика показа - это большая по объему и сложности подготовки осуществления часть экскурсионной методики. Методика рассказа - это меньшая часть, носящая по отношению к первой части подчиненный характер.

В своей деятельности работники экскурсионного учреждения должны руководствоваться требованиями экскурсионной методики. Помимо требований, предъявляемых к конкретным этапам подготовки и проведения экскурсии (к отбору экскурсионных объектов, к необходимости учитывать особенности восприятия материала на экскурсии и т. п.), предъявляются требования к экскурсионному процессу в целом: 1) объединить подтемы экскурсии в единое, логически связанное целое; 2) обеспечить непрерывность экскурсии, то есть непрерывность воздействия экскурсионного материала на экскурсантов; 3) обеспечить формирование интереса экскурсантов к теме экскурсии до начала показа и рассказа и поддержание интереса в процессе экскурсии; 4) правильно сочетать экскурсионный показ и рассказ, обеспечив преобладание показа в экскурсии; 5) выполнить все рекомендации, изложенные в методических документах; 6) тщательно отбирать и выверять приемы показа и рассказа и добиваться того, чтобы они применялись свободно и естественно, чтобы экскурсанты не «видели» самого приема, воспринимая только информацию, передаваемую с помощью этих приемов.

В заключение отметим, что экскурсионная методика в целом выступает как основа профессионального мастерства экскурсовода; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода.

Методика проведения экскурсии - это совокупность, как заведено, используемых при ведении экскурсии приемов, которые призваны отыскать путь более обычного и совместно с тем, как всем известно, действенного заслуги цели экскурсии, посодействовать экскурсантам легче и прочнее наконец-то усвоить содержание экскурсии.

Методические приемы проведения экскурсии разделяются на общие, личные и единичные. Вообразите себе один факт о том, что общие приемы являются, как заведено, основой проведения, как всем известно, хоть какой экскурсии независимо от ее темы, состава, как заведено, экскурсионной группы. Надо сказать то, что личными, в конце концов, числятся те приемы, которые употребляются в экскурсиях, как большинство из нас привыкло говорить, определенного вида (производственных, музейных, природоведческих, транспортных, пешеходных), либо в экскурсиях, проводимых для определенной, как люди привыкли выражаться, экскурсионной аудитории (малышей, молодежи, взрослых). Не для кого не секрет то, что личные методики, делая упор на главные требования экскурсионной методики, развивают и конкретизируют более, как многие выражаются, действенные приемы проведения экскурсий данного вида. Все знают то, что в конце концов, единичные приемы являются, как мы с вами постоянно говорим, неповторимыми методами наблюдения какого-нибудь, как многие выражаются, 1-го объекта либо рассказа о нем, к примеру показ строения, стоящего на берегу водоема, которое в летний погожий день, наконец, отражается на его поверхности. И даже не надо и говорить о том, что такие приемы, обычно, являются интеллектуальной собственностью 1-го экскурсовода не, наконец, используются всеми, кто, стало быть, проводит подобные экскурсии. И действительно, к единичным приемам относятся и те, внедрение которых ограничено, как мы выражаемся, определенным временем года либо дня.

Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Так происходит потому, что методика лектора в значительной своей части основана на разного рода сообщениях и описаниях, лекционный рассказ ведётся в отрыве от объектов описания.

Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, связанных друг с другом частей:

  • - методики разработки новой для данного бюро темы;
  • - методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;
  • - методики подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии;
  • - методики проведения экскурсии;
  • - методики послеэкскурсионной работы.

Аспекты экскурсионной методики: основа профессионального мастерства экскурсовода, механизм подачи материала, процесс упорядочения деятельности экскурсовода в ходе подготовки и проведения экскурсии.

Экскурсионная методика связана с такими понятиями как рассказ и показ. На вопрос о соотношении показа и рассказа в экскурсии методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следует с показа, со зрительных или иных (осязательных, обонятельных) впечатлений, а затем уже вводить рассказ. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание, использует различные средства усиления внимания экскурсантов.

Еще одна задача методики - подсказать наиболее эффективное использование методических приемов ведения экскурсии. Экскурсионная методика учитывает вопросы эмоционального воздействия на экскурсантов.

Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приёмов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает и предлагает такие методические приёмы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы.

Этапы подготовки и проведения экскурсий. Составление документации к экскурсиям.

Этапы подготовки экскурсий:
Определение темы экскурсии, ознакомление с её содержанием (для этого необходимо освоить минимум литературы и музейную экспозицию на поставленную тему).
Составление плана экскурсии (он проходит несколько ступеней, на каждой из которых он уточняется).
Разработка структуры экскурсии, выделение тем, под тем, установление их "порядка".
Наметка объектов экскурсионного показа - экспозиционных материалов.
Этапы проведения экскурсий:
Вступительная беседа (введение в экскурсию, общий обзор). Основная часть экскурсии (раскрытие материала, его подробности и анализ). Заключительная беседа (подведение итогов, выслушивание вопросов, и т.д.).
Рекомендации к проведению экскурсии: а) экскурсия разделяется на элементы, каждый из которых заканчивается выводом. б) по окончании экскурсии даётся общий вывод. в) переход от одной под темы к другой, от одного экспоната к другому должен быть обоснован логически или эмоционально.

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ

Экскурсоводу необходимо постоянно пополнять и совершенствовать свои политические и специальные знания, обладать чувством нового, изучать запросы и интересы аудитории; проявлять воспитанность, высокую культуру в работе; быть вежливым, тактичным в общении с экскурсантами; владеть методикой проведения экскурсии; любить свое дело.

Важное условие успешного проведения экскурсии – владение экскурсоводом искусством слова, свободное изложение материала. Это предъявляет определенные требования к культуре речи экскурсовода: во-первых, речь должна быть построена грамотно, логично; во-вторых, чтобы дать наиболее полное представление об объектах, исторических событиях, конкретных лицах, речь должна быть точной и в то же время образной, что достигается умелым использованием сравнений, цитат, ярких эпитетов, метафор, пословиц, поговорок. Речь должна быть экономной. Экскурсоводу следует заранее тщательно продумать свою речь, найти нужные слова и точные формулировки для анализа экскурсионных объектов и рассказа о связанных с ними событиях.

Экскурсовод должен тщательно отбирать специальные термины и иностранные слова и в совершенстве владеть техникой речи: четкостью дикции, правильным произношением звуков. Следует избегать монотонности рассказа, так как эмоциональное изложение материала содействует повышению внимания экскурсантов, более глубокому восприятию темы в целом.

Немаловажное значение имеет правильно выбранный темп рассказа. Скорость речи экскурсовода зависит от содержания экскурсии (например, медленнее излагаются выводы, обобщения) и скорости движения автобуса. Объект находится в поле зрения экскурсантов считанные секунды, и экскурсовод должен дать основной материал, ускоряя темп речи. Торопливость речи в течение экскурсии недопустима, поскольку у экскурсантов может создаться впечатление о безразличии экскурсовода к теме экскурсии.

Экскурсовод не должен говорить непрерывно в течение всей экскурсии. Короткие паузы необходимы для подчеркивания фразы, перед изложением выводов, обобщений. Более длительные паузы допускаются при переездах от объекта к объекту. В городских экскурсиях они, ккак правило, не превышают 1-2 мин., в загородных – 15-20 мин.

На аудиторию оказывают сильное воздействие интонация, эмоциональность рассказа экскурсовода , которая придает своеобразную окраску рассказу, показывает отношение экскурсовода к событиям, объектам, о которых идет речь. Тон рассказа в экскурсии должен меняться в зависимости от событий, о которых идет рассказ, от чувств, которые пытается выразить экскурсовод.

Экскурсовод должен находиться в приподнятом рабочем настроении и каждый раз заново переживать события и факты, излагаемые в экскурсии. Увлеченность темой, умение подняться над обыденностью, эмоциональность в изложении материала – эти качества экскурсовода вызывают ответную реакцию у слушателей. В этом случае обеспечен контакт даже с самой неподготовленной аудиторией.

Экскурсовод в начале экскурсии должен установить контакт с группой, определить её интересы, уровень знаний, и исходя из этого вести рассказ и показ по теме. Например, если группа состоит из местных жителей, которые все здания, памятники и другие объекты видят каждый день, задача экскурсовода сводиться к показу деталей объектов и рассказу о малоизвестных фактах.

Иногда экскурсоводу необходимо снять напряжение с экскурсантов, появляющееся обычно не по его вине (не пришел вовремя автобус, не работает микрофон, испортилась погода и т.п.). Уместная шутка, улыбка, приподнятое настроение способствует установлению хорошего "психолог7ического климата" на все время экскурсии. Однако юмор должен быть тактичным, ненавязчивым. Стремление во что бы то ни стало развеселить экскурсантов показывает, что экскурсовод недостаточно серьезно относится к экскурсии, что приводит к утрате контроля над группой.

Общее впечатление об экскурсии во многом определяет личность экскурсовода. Экскурсовода должна отличать доброжелательность, уважение к личности экскурсантов; чуткость, внимательность к их психологическому состоянию; ровность, выдержка в отношениях с экскурсантами. Экскурсовод должен быть точен, являться к месту приема экскурсионной группы заблаговременно, за 10-15 мин. до начала экскурсии. Следует помнить, что немаловажное значение в установлении контакта с группой имеет внешний вид экскурсовода – скромность в одежде, прическе, выражение лица, походка, жесты.

Однако главное в экскурсии – это её высокая идейность и убедительность содержания, яркая эмоциональная форма проведения, широкий культурный диапазон экскурсовода. От этого зависит авторитет экскурсовода, и завоевывается он каждый раз заново в процессе экскурсии.

Подготовка экскурсии

Методика экскурсионной работы

Методика экскурсионной работы состоит из двух главных частей – методики подготовки экскурсии и методики ее проведения. Подготовка экскурсии включает разработку новой темы экскурсии и подготовку экскурсовода к новой для него темы. В методике проведения экскурсий можно выделить общую и частные методики. Общая методика представляет собой систему приемов показа и рассказа, применяемых в любой экскурсии, частные же объединяют приемы проведения экскурсий в зависимости от их классификации.

Этапы подготовки экскурсии

1. Определение цели и задачи экскурсии.

2. Выбор темы.

3. Отбор литературы.

4. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев.

5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

6. Составление маршрута экскурсии.

7. Подготовка текста экскурсии.

8. Комплектование "портфеля экскурсовода".

9. Составление методической разработки.

10. Проведение пробной экскурсии и ее утверждение.

В процессе подготовки экскурсии при отборе объектов проводится их оценка по следующим показателям (критериям):

1. познавательная ценность;

2. известность (популярность);

3. необычность (экзотичность), неповторимость;

4. выразительность (внешняя выразительность самого объекта или взаимодействие экскурсионного объекта с окружающей его средой);

5. сохранность (состояние объекта в данный момент, его подготовленность к показу);

6. месторасположение (расстояние до объекта, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, наличие места для удобного расположения группы возле объекта).

Изучение объектов экскурсоводами не должно ограничиваться знакомством с литературными источниками. Обязателен непосредственный тщательный осмотр объекта на месте, в естественной обстановке, что поможет экскурсоводу в будущем свободно ориентироваться у объекта, квалифицированно вести показ.

1. наименование объекта (первоначальное и современное);

2. историческое событие, с которым связан объект, дата события;

3. местонахождение объекта и на чьей территории он расположен (город, поселок, промышленное предприятие, совхоз, колхоз);

5. источники сведений об объекте: литературные и архивные данные, устные предания (указываются основные печатные работы и место хранения неопубликованных работ);

6. сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата реставрации);

7. охрана памятника (на кого возложена, каким решением);

8. в каких экскурсиях памятник используется в качестве объекта показа;

9. дата составления карточки, фамилия и должность составителя.

В педагогике методикой обучения называют систему правил и методов преподавания наук, передачи учащимся знаний, а также систему приемов обучения и воспитания молодежи. Свое название методика получила от греческого слова «метод», что в буквальном переводе означает «путь к чему-либо», а также путь исследования или познания; теория; учение. Методика в широком смысле слова – совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы.

Методику разделяют на общую и частную. Общая методика охватывает способы обучения и требования, которые служат основой при изучении многих наук (последовательность и четкость изложения учебного материала, его доступность для аудитории). Частная методика, исходя из установок общей методики, определяет способы и приемы обучения и воспитания детей и взрослых, приемы наблюдения, изучения и исследования тех или иных объектов. Таким образом, каждая частная методика связана с конкретной наукой и вытекает из самой сущности предмета, служит основой определенного вида деятельности.

Экскурсионная методика является частной методикой, так как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы. Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.

Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм , совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода.

Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с объектами, различных видах анализа, зрительных сравнениях, с учетом возможности использования всех органов чувств экскурсантов. Экскурсионная методика опирается на философию, которая представляет собой систему идей, взглядов на окружающий нас мир и место в нем человека.

Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приемов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает и предлагает такие методические приемы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы.


Экскурсионная методика является более сложной в таких вопросах, как определение и практическое использование приемов показа объектов. Методика показа в большинстве своих средств и приемов носит оригинальный характер. Используется эта методика только в экскурсионной пропаганде.

Что касается рассказа на экскурсии, то в нем экскурсоводы используют обычные формы устной речи – справку, беседу, описание, объяснение, комментирование, литературный монтаж. Значительная часть методических приемов в рассказе экскурсовода заимствуется из арсенала лекторского искусства.

Любая методика – это умение производить определенную работу в четком соответствии с наиболее оптимальными правилами, рекомендациями и обеспечивать ее высокую действенность. На практике – это сумма определенных умений и навыков проводить работу – разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, проводить экскурсию по рекомендованной технологии, закреплять полученные экскурсантами знания, совершенствовать свои знания.

Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, связанных друг с другом частей:

– методики разработки новой для данного бюро темы;

– методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;

– методики подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии;

– методики проведения экскурсии;

– методики послеэкскурсионной работы.

Наиболее глубоко разработана методика проведения экскурсий. Эта методика делится на две части: методику показа и методику рассказа . В методике показа могут быть выделены в качестве самостоятельных частей следующие методики: использования «портфеля экскурсовода»; использования технических средств пропаганды; наблюдения; изучения и исследования объектов.


© 2024
zko-pricep.ru - Полезные новости для автомобилистов