14.03.2024

Сказка про двух братьев морозов. Русская народная сказка "Два Мороза" (в пересказе М


Поучительный сказочный рассказ, который особенно интересно читать деткам в зимние праздники. Поспорили два брата Мороза, кто заморозит людей: Синий нос принялся за мужика работящего, а Красный нос – за барина в шубах теплых. У кого получилось воплотить свою задумку, читайте в сказке.

Сказка Два мороза скачать:

Сказка Два мороза читать

Гуляли по чистому полю два Мороза, два родных брата, с ноги на ногу поскакивали, рукой об руку поколачивали. Говорит один Мороз другому:

Братец Мороз - Багровый нос! Как бы нам позабавиться - людей поморозить?

Отвечает ему другой:

Братец Мороз - Синий нос! Коль людей морозить - не по чистому нам полю гулять. Поле все снегом занесло, все проезжие дороги замело; никто не пройдет, не проедет. Побежим-ка лучше к чистому бору! Там хоть и меньше простору, да зато забавы будет больше. Все нет-нет да кто-нибудь и встретится по дороге.

Сказано - сделано. Побежали два Мороза, два родных брата, в чистый бор. Бегут, дорогой тешатся: с ноги на ногу попрыгивают, по елкам, по сосенкам пощелкивают. Старый ельник трещит, молодой сосняк поскрипывает. По рыхлому ль снегу пробегут - кора ледяная; былинка ль из-под снегу выглядывает - дунут, словно бисером ее всю унижут.

Послышали они с одной стороны колокольчик, а с другой бубенчик: с колокольчиком барин едет, с бубенчиком - мужичок.

Стали Морозы судить да рядить, кому за кем бежать, кому кого морозить.

Мороз - Синий нос, как был моложе, говорит:

Мне бы лучше за мужичком погнаться. Его скорее дойму: полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах, кроме лаптишек, ничего. Он же, никак дрова рубить едет... А уж ты, братец, как посильнее меня, за барином беги. Видишь, на нем шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи. Где уж мне с ним! Не совладаю.

Мороз - Багровый нос только подсмеивается.

Молод, говорит, ты еще братец!.. Ну, да уж быть по-твоему. Беги за мужичком, а я побегу за барином. Как сойдемся под вечер, узнаем, кому была легка работа, кому тяжела. Прощай покамест!

Прощай, братец!

Свистнули, щелкнули, побежали.

Только солнышко закатилось, сошлись они опять на чистом поле. Спрашивают друг друга:

То-то, я думаю, намаялся ты, братец, с барином-то, - говорит младший, - а толку, глядишь, не вышло никакого. Где его было пронять!

Старший посмеивается себе.

Эх, - говорит, - братец Мороз - Синий нос, молод ты и прост. Я его так уважил, что он час будет греться - не отогреется.

А как же шуба-то, да шапка-то, да сапоги-то?

Не помогли. Забрался я к нему и в шубу, и в шапку, и в сапоги да как зачал знобить! Он-то ежится, он-то жмется да кутается, думает: - дай-ка я ни одним суставом не шевельнусь, авось меня тут мороз не одолеет. Ан не тут-то было! Мне-то это и с руки. Как принялся я за него - чуть живого в городе из повозки выпустил. Ну, а ты что со своим мужичком сделал?

Эх, братец Мороз - Багровый нос! Плохую ты со мною шутку сшутил, что вовремя не образумил. Думал - заморожу мужика, а вышло - он же отломал мне бока.

Как так?

Да вот как. Ехал он, сам ты видел, дрова рубить. Дорогой, начал было я его пронимать: только он все не робеет - еще ругается: такой, говорит, сякой этот мороз! Совсем даже обидно стало; принялся я его ещё пуще щипать да колоть. Только ненадолго была мне эта забава. Приехал он на место, вылез из саней, принялся за топор. Я-то думаю: «Тут мне сломить его». Забрался к нему под полушубок, давай его язвить. А он-то топором машет, только щепки кругом летят. Стал даже пот его прошибать.

Вижу: плохо - не усидеть мне под полушубком. Под конец инда пар от него повалил. Я прочь поскорее. Думаю: «Как быть?» А мужик все работает да работает. Ему бы зябнуть, а ему жарко стало. Гляжу - скидает с себя полушубок. Обрадовался я. «Погоди ж, говорю, вот я тебе покажу себя». Полушубок весь мокрехонек. Я в него - забрался везде, заморозил так, что он стал лубок лубком. Надевай-ка теперь, попробуй! Как покончил мужик свое дело да подошел к полушубку, у меня и сердце взыграло: то-то потешусь! Посмотрел мужик и принялся меня ругать - все слова перебрал, что нет их хуже.

«Ругайся! - думаю я себе, - ругайся! А меня все не выживешь!» Так он бранью не удовольствовался. Выбрал полено подлиннее да посучковатее, да как примется по полушубку бить! По полушубку бьет, а меня все ругает. Мне бы бежать поскорее, да уж больно я в шерсти-то завяз - выбраться не могу. А он-то колотит, он-то колотит! Насилу я ушел. Думал, костей не соберу. До сих пор бока ноют. Закаялся я мужиков морозить.

два мороза краткое содержание

Ответы:

Братья Морозы, Багровый и Синий нос,призадумались, что им такое сделать, чтобы людей заморозить? И решили пойти в бор, а вдруг кто по пути встретится. Услышали, что с разных сторон дороги едут мужик и барин. Синий мороз моложе брата оказался, поэтому погнался за мужиком. Багровый нос побежал за барином. Прошло время, встретились они в поле. Рассказал Багровый нос, как забрался в шубу к барину и давай его морозить. А Синий нос, как не старался, так и не смог заморозить мужика. В полушубок к нему залез, а всё без толку. Мужик то дрова рубил - грелся так, аж в пот бросило. Еле ноги унёс Синий нос и решил больше простого мужика не морозить.

Похожие вопросы

  • фермер иванов подсчитал, чтона а его ферме 360 копыт и 420 крыльев.Кого же больше на ферме кур или коров и на сколько
  • На гипотенузе AB прямоугольного треугольника ABC , выбрана точка K , для которой CK=BC. Отрезок CK пересекает биссектрису AL в ее середине. Найдите углы треугольника ABC.
  • Образуйте слова с помощью данных суффиксов. Переведите исходные и производные слова. а)существительные: ion: to construct, to express ance: import(ant), assist(ant), dist(ant) sion: to devid(e), to decid(e),to conver(t) б) прилагательные: ent: differ, insist ive: effect, act al: experiment, mathematic(s).
  • Петина мама связала для Пети шапку, варежки и шарф. Шапку она вязала 3 дня, варежки 7 дней, и еще 5 дней она вязала шарф. Сколько дней мама вязала все эти вещи?
  • найти 45%от числа 900
  • Велосипедист, имея скорость 2 М/с, спускается с горы в течение 8 с. Скорость у подножия горы стала равной 5,2 М/с. С каким средним ускорением двигался велосипедист на спуске?
  • Средняя кинетическая энергия частиц свинца при температуре его плавления 327° С равна 7,5 кДж 1,2·10-20 Дж 0,68·10-20 Дж 0,41·10-20 Дж

Гуляли по чистому полю два Мороза, два родные брата, с ноги на ногу поскакивали, рукой об руку поколачивали.Говорит один Мороз другому:- Братец Мороз - Багровый нос! как бы нам позабавиться - людей поморозить?Отвечает ему другой:- Братец Мороз - Синий нос! коль людей морозить - не по чистому нам полю гулять. Поле все снегом занесло, все проезжие дороги замело; никто не пройдет, не проедет. Побежим-ка лучше к чистому бору! Там хоть и меньше простору, да зато забавы будет больше. Все нет-нет да кто-нибудь и встретится по дороге.Сказано - сделано. Побежали два Мороза, два родные брата, в чистый бор. Бегут, дорогой тешатся: с ноги на ногу попрыгивают, по елкам, по сосенкам пощелкивают. Старый ельник трещит, молодой сосняк поскрипывает. По рыхлому ль снегу пробегут - кора ледяная; былинка ль из-под снегу выглядывает - дунут, словно бисером ее всю унижут.Послышали они с одной стороны колокольчик, а с другой бубенчик: с колокольчиком барин едет, с бубенчиком - мужичок.Стали Морозы судить да рядить, кому за кем бежать, кому кого морозить.Мороз - Синий нос, как был моложе, говорит:- Мне бы лучше за мужичком погнаться. Его скорее дойму: полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах, кроме лаптишек, ничего. Он же, никак дрова рубить едет... А уж ты, братец, как посильнее меня, за барином беги. Видишь, на нем шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи. Где уж мне с ним! Не совладаю.Мороз - Багровый нос только подсмеивается.- Молод еще ты, - говорит, - братец!.. Ну, да уж быть по-твоему. Беги за мужичком, а я побегу за барином. Как сойдемся под вечер, узнаем, кому была легка работа, кому тяжела. Прощай покамест!- Прощай, братец!Свистнули, щелкнули, побежали.Только солнышко закатилось, сошлись они опять на чистом поле. Спрашивают друг друга:- Что?- То-то, я думаю, намаялся ты, братец, с барином-то, - говорит младший, - а толку, глядишь, не вышло никакого. Где его было пронять!Старший посмеивается себе.- Эх, - говорит, - братец Мороз - Синий нос, молод ты и прост. Я его так уважил, что он час будет греться - не отогреется.- А как же шуба-то, да шапка-то, да сапоги-то?- Не помогли. Забрался я к нему и в шубу, и в шапку, и в сапоги да как зачал знобить!.. Он-то ежится, он-то жмется да кутается; думает: дай-ка я ни одним суставом не шевельнусь, авось меня тут мороз не одолеет. Ан не тут-то было! Мне-то это и с руки. Как принялся я за него - чуть живого в городе из повозки выпустил. Ну, а ты что со своим мужичком сделал?- Эх, братец Мороз - Багровый нос! Плохую ты со мною шутку сшутил, что вовремя не образумил. Думал - заморожу мужика, а вышло - он же отломал мне бока.- Как так?- Да вот как. Ехал он, сам ты видел, дрова рубить. Дорогой начал было я его пронимать: только он все не робеет - еще ругается: такой, говорит, сякой этот мороз! Совсем даже обидно стало; принялся я его пуще щипать да колоть. Только ненадолго была мне эта забава. Приехал он на место, вылез из саней, принялся за топор. Я-то думаю: «Тут мне сломить его». Забрался к нему под полушубок, давай его язвить. А он-то топором машет, только щепки кругом летят. Стал даже пот его прошибать. Вижу: плохо - не усидеть мне под полушубком. Под конец инда пар от него повалил. Я прочь поскорее. Думаю: «Как быть?» А мужик все работает да работает. Чем бы зябнуть, а ему жарко стало. Гляжу - скидает с себя полушубок. Обрадовался я. «Погоди ж, говорю, вот я тебе покажу себя». Полушубок весь мокрехонек. Я в него - забрался везде, заморозил так, что он стал лубок лубком. Надевай-ка теперь, попробуй! Как покончил мужик свое дело да подошел к полушубку, у меня и сердце взыграло: то-то потешусь! Посмотрел мужик и принялся меня ругать - все слова перебрал, что нет их хуже. «Ругайся! - думаю я себе, - ругайся! А меня все не выживешь!» Так он бранью не удовольствовался. Выбрал полено подлиннее да посучковатее да как примется по полушубку бить! По полушубку бьет, а меня все ругает. Мне бы бежать поскорее, да уж больно я в шерсти-то завяз - выбраться не могу. А он-то колотит, он-то колотит! Насилу я ушел. Думал, костей не соберу. До сих пор бока ноют. Закаялся я мужиков морозить.- То-то!

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Какие изобразительные средства используются в стихе: Феина дочь утонула в росинке, ночью, играя с влюбленным жучком. Поздно

спасли... На сквозной паутинке

тихо лежит. Голубым лепестком

божьи коровки ей ноги покрыли,

пять светляков засияли кругом,

ладаном синим ей звезды кадили,

плакала мать, заслонившись крылом.

А на заре пробудилась поляна:

бабочка скорбную весть разнесла...

Что ей -- до смерти? Бела и румяна,

пляшет в луче и совсем весела.

Все оживляются... "Верьте не верьте,--

шепчут друзьям два нескромных цветка,--

феина дочь на мгновенье до смерти

здесь, при луне, целовала жучка!"

Мимо идет муравей деловитый.

Мошки не поняли, думают -- бал.

Глупый кузнечик, под лютиком скрытый,

звонко твердит: так и знал, так и знал...

Каждый спешит, кто -- беспечно, кто мрачно.

Два паука, всех пугая, бегут.

Феина дочь холодна и прозрачна,

и на челе чуть горит изумруд.

Как хороша! Этот тоненький локон,

плечики эти -- кто б мог описать?

Чуткий червяк, уж закутанный в кокон,

просто не вытерпел, вылез опять.

Смотрят, толкаются... Бледная фея

плачет, склонившись на венчик цветка.

День разгорается, ясно алея...

Вдруг спохватились: "Не видно жучка!"

Феина дочь утонула в росинке,

и на заре, незаметен и тих,

красному блику на мокрой былинке

молится маленький черный жених...

Гуляли по чистому полю два Мороза, два родные брата, с ноги на ногу поскакивали, рукой об руку поколачивали.

Говорит один Мороз другому:

— Братец Мороз — Багровый нос! как бы нам позабавиться — людей поморозить?

Отвечает ему другой:

— Братец Мороз — Синий нос! коль людей морозить — не по чистому нам полю гулять. Поле все снегом занесло, все проезжие дороги замело; никто не пройдет, не проедет. Побежим-ка лучше к чистому бору! Там хоть и меньше простору, да зато забавы будет больше. Все нет-нет да кто-нибудь и встретится по дороге.

Сказано — сделано. Побежали два Мороза, два родные брата, в чистый бор. Бегут, дорогой тешатся: с ноги на ногу попрыгивают, по елкам, по сосенкам пощелкивают. Старый ельник трещит, молодой сосняк поскрипывает. По рыхлому ль снегу пробегут — кора ледяная; былинка ль из-под снегу выглядывает — дунут, словно бисером ее всю унижут.

Послышали они с одной стороны колокольчик, а с другой бубенчик: с колокольчиком барин едет, с бубенчиком — мужичок.

Стали Морозы судить да рядить, кому за кем бежать, кому кого морозить.

Мороз — Синий нос, как был моложе, говорит:

— Мне бы лучше за мужичком погнаться. Его скорее дойму: полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах, кроме лаптишек, ничего. Он же, никак дрова рубить едет... А уж ты, братец, как посильнее меня, за барином беги. Видишь, на нем шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи. Где уж мне с ним! Не совладаю.

Мороз — Багровый нос только подсмеивается.

— Молод еще ты, — говорит, — братец!.. Ну, да уж быть по-твоему. Беги за мужичком, а я побегу за барином. Как сойдемся под вечер, узнаем, кому была легка работа, кому тяжела. Прощай покамест!

— Прощай, братец!

Свистнули, щелкнули, побежали.

Только солнышко закатилось, сошлись они опять на чистом поле. Спрашивают друг друга:

— То-то, я думаю, намаялся ты, братец, с барином-то, — говорит младший, — а толку, глядишь, не вышло никакого. Где его было пронять!

Старший посмеивается себе.

— Эх, — говорит, — братец Мороз — Синий нос, молод ты и прост. Я его так уважил, что он час будет греться — не отогреется.

— А как же шуба-то, да шапка-то, да сапоги-то?

— Не помогли. Забрался я к нему и в шубу, и в шапку, и в сапоги да как зачал знобить!.. Он-то ежится, он-то жмется да кутается; думает: дай-ка я ни одним суставом не шевельнусь, авось меня тут мороз не одолеет. Ан не тут-то было! Мне-то это и с руки. Как принялся я за него — чуть живого в городе из повозки выпустил. Ну, а ты что со своим мужичком сделал?

— Эх, братец Мороз — Багровый нос! Плохую ты со мною шутку сшутил, что вовремя не образумил. Думал — заморожу мужика, а вышло — он же отломал мне бока.

— Как так?

— Да вот как. Ехал он, сам ты видел, дрова рубить. Дорогой начал было я его пронимать: только он все не робеет — еще ругается: такой, говорит, сякой этот мороз! Совсем даже обидно стало; принялся я его пуще щипать да колоть. Только ненадолго была мне эта забава. Приехал он на место, вылез из саней, принялся за топор. Я-то думаю: «Тут мне сломить его». Забрался к нему под полушубок, давай его язвить. А он-то топором машет, только щепки кругом летят. Стал даже пот его прошибать. Вижу: плохо — не усидеть мне под полушубком. Под конец инда пар от него повалил. Я прочь поскорее. Думаю: «Как быть?» А мужик все работает да работает. Чем бы зябнуть, а ему жарко стало. Гляжу — скидает с себя полушубок. Обрадовался я. «Погоди ж, говорю, вот я тебе покажу себя». Полушубок весь мокрехонек. Я в него — забрался везде, заморозил так, что он стал лубок лубком. Надевай-ка теперь, попробуй! Как покончил мужик свое дело да подошел к полушубку, у меня и сердце взыграло: то-то потешусь! Посмотрел мужик и принялся меня ругать — все слова перебрал, что нет их хуже. «Ругайся! — думаю я себе, — ругайся! А меня все не выживешь!» Так он бранью не удовольствовался. Выбрал полено подлиннее да посучковатее да как примется по полушубку бить! По полушубку бьет, а меня все ругает. Мне бы бежать поскорее, да уж больно я в шерсти-то завяз — выбраться не могу. А он-то колотит, он-то колотит! Насилу я ушел. Думал, костей не соберу. До сих пор бока ноют. Закаялся я мужиков морозить.

Цели урока: знакомство с русской народной сказкой “Два Мороза”.

Формировать коммуникативные компетенции обучающихся через работу с текстом, отрабатывать умение анализировать поступки героев, давать сравнительную характеристику главным персонажам;

Совершенствовать умения и навыки правильного, беглого чтения; развивать речь, память, воображение, мышление, творческие способности;

Воспитывать позитивное отношение к труду.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран для показа электронной презентации, фонограмма “Завывание вьюги”, карточки с текстом пословиц.

Ход урока

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Ребята, у нас сегодня на уроке чтения очень много интересной работы.

Девизом нашего урока станет пословица, которая записана на доске, прочитаем её Упустишь минутку – потеряешь час”.

Так давайте же не потеряем ни одной минутки нашего драгоценного времени!

2. Речевая разминка (чтение скороговорки)

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре…
В январе, в январе
Много снега на дворе…

3. Проверка домашнего задания. (Звучит музыка “Завывание вьюги”)

О чем вам эта музыка говорит? (О суровой зиме, метели)

2-3 ученика читают выразительно стихи стр.195, 196.

Поэты говорят о зиме как о живом существе. Пока не придёт могучий мороз - зима не настанет. Явится зима - наведёт мосты на реках, загонит птиц и зверей по гнёздам и норам. Человека заставит быстрее идти, укутываться потеплее и приговаривать: “Ай, да мороз!”

Лесом частым
Полем вьюжным
Зимний праздник к вам идёт.
Что за праздник?

Скажем дружно:
Это праздник - Новый год!

А какой Новый год без сказки?

И вот сегодня мы познакомимся с одной очень интересной и поучительной сказкой, а как она называется, вы узнаете, когда прочитаете тему нашего урока.

(Дети читают название сказки, которое записано на доске)

Русская народная сказка “Два Мороза”.

4. Чтение текста учителем.

Понравилась ли сказка?

Какой момент сказки самый интересный?

Почему это сказка, а не рассказ?

5. Словарная работа.

В этой сказке встретятся новые слова, значение которых, как мне кажется, не все из вас знают. Давайте прочитаем эти слова.

КОЛОКОЛЬЧИК, БУБЕНЧИК металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.

КУПЕЦ богатый человек, владелец лавки или магазина.

КРЕСТЬЯНИН- живёт в деревне, занимается обработкой земли, беден. живёт в деревне.

ДРОВОСЕК – человек, который рубит дрова.

ПОЛУШУБОК – короткая зимняя одежда.

ЁЖИТЬСЯ - сутулясь, сжиматься всем телом при ощущении холода.

Ребята, в сказке встретятся несколько “трудных” слов. Давайте потренируемся в чтении этих слов.

ПРО-ЕЗ-ЖАЯ ДО-РО-ГА

СВИСТ-НУ-ЛИ

КО-ЛО-КОЛЬ-ЧИК

БУ-БЕН-ЧИК

ВЫ-КО-ЛА-ЧИ-ВАТЬ

ПО-ЗА-БА-ВИТЬ-СЯ

6. Физминутка.

Дровосеками мы стали,
Дружно топоры подняли.
По полену – бах! бах!

7. Работа с произведением.

Чтение текста учащимися самостоятельно:

8. Беседа после прочтения

Куда ехал купец? (Купец едет в город)

А крестьянин? (В лес по дрова)

Как одет купец? (Шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи)

А как одет крестьянин? (Полушубок старый да рваный, шапка худая, рукавицы дырявые)

Какую забаву придумали морозы? (Людей поморозить)

Почему младший брат решил, что проще всего ему будет заморозить крестьянина? (Полушубок старый, шапка дырявая….)

Удалось ли братьям Морозам осуществить задуманное?

Для чего крестьянин бил полушубок поленом?

Кто и почему выиграл спор? (Мороз - Синий нос)

9. Характеристика героев

Давайте попробуем охарактеризовать каждого героя.

МОРОЗ СИНИЙ НОС - каков он?

(Старый, мудрый, много пожил, у него большой жизненный опыт)

МОРОЗ КРАСНЫЙ НОС– (молод и глуп, мало опыта, не умеет предвидеть)

КАКОВ КУПЕЦбогатый, ленивый, даже ради себя не может сделать ничего, ни похлопать руками…

КРЕСТЬЯНИН трудолюбивый, любит животных – бережет их, догадливый, не унывающий.

Так какая же основная мысль сказки?

(Топор лучше шубы греет)

10. Чтение сказки учащимися по “ролям”

(Сидоров К. Артемов С. Вахрушев С. – 1 часть)

(Козловский В. Филимонов К. Лизун Вл. – 2 часть)

Сказка обязательно чему-то учит, а выдуманный мир всегда несёт с собой мудрую мысль, ведь многие русские народные сказки заканчиваются словами “СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК”.

Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)

11. Итог урока.

Групповая работа (соберите пословицы, объясните смысл).

12. Домашнее задание

Ребята, дома ещё раз перечитаете сказку и нарисуете рисунки к понравившемуся эпизоду.

Молодцы. Спасибо за урок.

Литература

1. Кутявина С.В.

Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. - М.: ВАКО, 2012.

Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 2 класс / Сост. С.В. Кутявина. – М.: ВАКО, 2012.

2. Ресурсы Интернета.

3. Словарь русского языка: В 4 т./АН СССР, Ин-т Рус. Яз.: Под ред. А.П.Евгеньевой. - 3-е изд. - М.: Русский язык, 1985-1988.


© 2024
zko-pricep.ru - Полезные новости для автомобилистов