23.04.2024

Ян Гус — национальный герой и идеолог Реформации. Гус Ян - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Ян гус интересные факты из жизни кратко


Люблю перечитывать биографии великих деятелей мировой истории. Сегодня решила углубится в историю Яна Гуса. Всегда хочется понять ключевые принципы, заглянуть в душу и услышать самое главное, все то что создавало самого человека и меняло окружающий мир. Ян Гус был и является символом веры и любви, борьбы и верности.

Если рассмотреть жизнь Яна Гуса с трех сторон, то получим ответы на ключевые вопросы:

1) Плод при жизни

2) Плод после жизни

3) Личная жизнь/ внутренняя гармония.

Ян Гус имеет богатую событиями биографию, и очень хотелось уйти от формальных фраз: родился, учился, проповедовал, умер.

История Яна Гуса

История Яна Гуса берет начало в бедной семье поселка Гусинец в 1372г. Большую роль в становлении личности будущего реформатора сыграла его мать, когда отвезла его в другой город – Прахатице в 13 лет для учебы. Дальше в 1386 году Ян Гус едет в Прагу и в 1390 становится там студентом одного из университетов.

Существует много поверий и легенд, создающих мифический образ Гуса. На самом деле – это был обычных мальчик, который озорничал, как и другие дети, а в свое время даже участвовал в проведении комической мессы. Студентом же он пел в церковном хоре.

Во время учебы Ян Гус увлекся трудами Джона Уиклифа, который первым раскрывал церковную лож папского правления. Он с радостью обсуждал новые идеи с друзьями поздними вечерами вплоть до утра при огне свечи. Дальше все было по нарастающей, Гус уже сам читал лекции для студентов каждый день, и подходит к этому делу с любовью друга и сердцем наставника. В этот период он нашел себя друзей до конца жизни.

В 1402 году начинается самый важный период жизни Яна Гуса – он становится пастором Вифлеемской церкви. Его ответственное отношение и желание донести истину народу были отражены во всем, он совмещал работу с преподаванием в университете и набирал обороты в своих трудах.

Гус понимал потребность народа в слушании истины и истины на родном чешском языке. Ян Гус имел мудрость и знал, как достучатся до человеческих душ. Он использовал картины со сводов в церкви для доходчивого донесения информации. В его соборе на стенах были переданы роскошь Папских нарядов в противовес скромность Христа. Его послание заключалось в том, что наивысшим приобретением человека является абсолютная любовь к Богу. В доказательство любви к людям Гус строил дома для бедных семей и студентов. Он считал, что наибольшая потребность человека есть абсолютная любовь к Богу. Благодаря своей искренности, посвященности Богу и людям, Гус имел очень большой успех в своих проповедях.

– Вифлеемскую церковь до Яна Гуса возглавлял Милич, один из реформаторов, который привел к покаянию порядка 200 проституток, построил им дом и сам умер во время выяснений обстоятельств по обвинениям в его деятельности.

– историческая личность Ян Жижка, ставший лидером гусинов (радикально настроенных последователей Гуса) – прежде был телохранителем жены короля Вацлава, Софии, которая имела дружеские отношения с Гусом и часто посещала его служения.

– Папа – Иоанн Павел II в 1999 году просил прощение за смерть Яна Гуса пред всеми народами, тем самым признавая истинность учения реформатора.

Цитаты:

«Истина все побеждает»

«Поэтому, верный христианин, ищи истину, слушай истину, изучай истину, говори истину, придерживайся истины, защищай истину даже перед лицом смерти; ибо истина избавит тебя от греха, дьявола, духовной смерти и наконец, от вечной смерти»

«Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью».

«Не „хлеб мой насущный “, а „хлеб наш насущный “говорится в Священном Писании, значит, несправедливо, чтобы одни жили в изобилии, а другие страдали от голода».


Борьба Яна Гуса

Основное видение Гуса было отстаивание истины и ее непогрешимости в Слове Божьем и выступление против надмерной роскоши духовенства, зарабатывание индульгенциями, ведение войн, аморальности и прочее. Он непоколебимо, а порой и резко высказывался в адрес традиций католической церкви. Гус делал ударение на внутренним мире и том что за модель управления церковью необходимо взять пример из прежних веков. Это высвечивало все острые углы- заблуждения в церкви того времени и открывало простому народу видение надежды и истины. Он заботливо и с любовью вел прихожан к искреннему глубокому покаянию не зависимо от присутствия священника рядом и учил покорятся священству, не смотря на должность, а только глядя на его нравственность. Сейчас нам не понятно уже как можно иначе, а тогда Ян Гус стремился дать возможность людям читать Библию на своем родном языке. Он был для паствы искренним мудрым учителем.

Католическая церковь не могла мирится с происходящим поэтому засылала своих шпионов для сбора информации во время служения – Гус всегда видел таковых и резко высмеивал. Гус был отлучен от церкви несколько раз всеми 4мя способами.

В дальнейшем, король Вацлав – понимая, что теряет источник дохода яростно выступал против реформатора. Гусу приходится скрываться. В 1412 году он проживал в окрестностях Праги, но никто не знал, где. Здесь он продолжал трудится – писал письма своим последователям. Один из его трудов называется «О церкви».

Два короля – брата Сигизмунд и Вацлав устроили заговор против реформатора – пригласили на очередной собор в 1414 г. Друзья Гуса отговаривали, но он, получив гарантии от правителей поехал защищать истинность своих верований. Первоначально поездка была возможностью обратится к народу еще раз, потому что его встречали толпы с большой радостью. Позднее Гус был арестован, болел в тюрьме и чуть не умер. Ему не дали возможности свободно защищать свои работы, а бывший близкий друг Палец выдвинул ложные обвинения. Ключевая позиция Яна Гуса такова, что если кто-то найдет истину в Слове и донесет неправоту взглядов Гуса в отношении к Библии –то реформатор принял бы исправление, но такого доказательства не последовало.

Гус болел, в тюрьме постоянно склонялся духовенством к отречению от своих учений, но на все подобные предложения только утверждал истину Библии в учениях. Король Сигизмунд выдал реформатора на казнь, если учесть, что ранее он был благосклонен к Гусу, то новость в двойне ранила душу. Суд длился несколько месяцев.

Прощение

Даже с бывшим близким другом, а теперь предателем Палец – служителем церкви – Ян Гус поступил милосердно, простив и дойдя в разговоре до слез. С королем Сигизмундом ситуация имела туже цель – прощение и достигла своего, проникла в само сердце.

На последнем суде 6 июля 1415 г. услышав обвинения в следовании учению Уиклифа, он произнес: «Господь мой, Иисус Христос, я умоляю Тебя, что бы ты простил всех моих врагов ради Твоей великой милости».

В последний день, при прохождение всей процессии на место казни – Ян Гус еще раз опустился на колени и произнес: «Бог мне свидетель, я то главной целью моей проповеди, а так же всех моих действий и писаний было стремление отвратить людей от греха. И в свете той евангельской истины, о которой я писал, которой учил и которую проповедовал в соответствии с учением и толкованием святых докторов, я с радостью приму сметь сегодня.»

Яна Гуса сожгли живьем, с его уст слетали последние слова, слова гимна и молитвы, а Бог принимал душу мученика, который не постыдился Его даже до смерти.

Если ответить на главные вопросы, то:

– Плод при жизни

Это истина, донесенная в массы, начало реформации, пример искренности и веры для всех поколений, любовь, которая жила и действовала по отношению к народу

– Плод после жизни

Возможность учится из примера жизни, истине, донесенной в трудах

– Личная жизнь/ внутренняя гармония

Тот, кто может простить на пороге смерти предателей, однозначно говорит всем своим существом, что живет в Боге и Он в нем, исполняя величайший закон любви.

Эта история всколыхнула в сердце много эмоций… Явно понимаешь, что перед тобой личность, которая знала куда идти, и Божьи цели всегда ставила выше своих. Кто познает истину, тот будет свободен (Иоанна 8.32). Тот, кто отдает себя Богу и Его делу, не будет забыт. Только Бог дает любовь и силу, жизнь Яна Гуса тому яркий пример.

Подготовила Мила Медведь

последователи и сторонники учения Яна Гуса, участники широкого общественного и нац. движения в Чехии в первой пол. XV в. за реформу католич. церкви (в дальнейшем названного гуситским). Впервые заявили о себе весной 1419 г., когда начались их походы в горы, а также в период восстания, поднятого в Праге Яном Желивским (1419). Делились на два лагеря: умеренные - чашники (в основном пражане) и непримиримо настроенные - табориты. Поскольку разделение чеш. общества в гуситский период осуществлялось не по принципу «низы против верхов», а по принадлежности к религ. учению, среди г. (как и среди католиков) имелись представители всех слоев чеш. общества. Главные социальные силы г. - дворянство, горожане, духовные и светские интеллектуалы, крестьяне - выступали против католич. церкви и нем. патрициата городов.

Название «чашники» произошло от требований г. установить единый для духовенства и мирян обряд причащения - и хлебом и вином (до этого миряне причащались только хлебом). Г. потребовали «чашу для всех». Их символом стала чаша - сосуд для церк. вина. Последователи Гуса стали причащать вином из чаши и простой народ. Поэтому г. называют «подобоями», или «утраквистами» (от чеш. и лат. слов, означающих причащение под двумя видами).

Требования чашников были изложены в т.наз. «четырех пражских статьях»:

1) свободная проповедь слова Божьего в духе гусизма на чеш. языке;

2) право мирян на причащение под обоими видами;

3) секуляризация церк. земель, духовенство должно вернуться к евангельским правилам и апостольской жизни, какую вел Христос. Этим фактически утверждалась «дешевая» церковь;

4) искоренение «смертных грехов», противных закону Божию.

Среди чашников было много феодалов, зажиточных бюргеров, рыцарей.

Табориты - сторонники радикальных действий - получили свое название по месту сбора на горе Табор, где затем они основали город (Табор). Табор возник как община «воен. коммунизма», каждый, приходивший в Табор, отдавал все свое имущество в общий фонд и вступал в «общину равных», предметы первой необходимости в которой распределялись поровну. Признавая программные положения чашников, табориты трактовали их шире и радикальнее: уничтожение феод, сословий, имущественных различий, раздел секуляризированных земель, полная свобода проповеди, уничтожение феодалов и их собственности. Табориты избирали своих священников, их главной целью была вооруженная борьба, недаром они назвали себя «Божьими воинами». Возглавлял таборитов Ян Жижка. Таборитский «коммунизм» продержался недолго: со временем «Божьи воины», разорявшие монастыри, храмы, замки, стали применять принцип дележа награбленного, значительную часть которого оставляли себе их командиры. Табор наложил повинности на окрестное крестьянство, став, таким образом, как бы коллективным феодалом. Табориты разоряли лишь владения панов-католиков, дворяне-гуситы продолжали эксплуатировать своих крестьян, как и раньше. Среди таборитов было больше представителей крестьянства, гор. плебса, но были и рыцари, бюргеры и т.д. Выделялись крайне левые - хилиасты (ожидавшие второго пришествия Христа и наступления 1000-летнего царства Божьего на земле; см. Хилиазм), а также группа экстремистов - пикартов. Действия таборитских войск отличались особой даже для Средневековья жестокостью.

Лит.: Гуситское движение в освещении современников / Сост. и пер. Л.П. Лаптева. М., 1992; Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. М., 1962; Лаптева Л.П. Гуситское движение в Чехии XV века. М., 1990.

  • - последователи и сторонники учения Яна Гуса, участники широкого общественного и нац. движения в Чехии в первой пол. XV в. за реформу католич. церкви...

    Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • - участники национально-освободительного движения/незаконных бандформирований под командованием Яна Жижки в Чехии в начале XV века, разработчик идеологии, критик церковных злоупотреблений - Ян Гус: ஐ ".....

    Мир Лема - словарь и путеводитель

  • - Сторонники Реформации в Чехии и Словении в 1-й половине XV века. Участники Гуситского движения и последователи Яна Гуса и других народных проповедников...

    Религиозные термины

  • - см....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - сторонники Реформации в Чехии в 1-й половине 15 в., участники так называемых гуситских войн 1419 - 37 против католической церкви, феодального гнета и немецкого засилья...

    Современная энциклопедия

  • - последователи чешского религиозного реформатора Яна Гуса; гуситская революция привела к созданию первой национальной реформированной церкви, не находившейся в зависимости от Римско-католической церкви...

    Энциклопедия Кольера

  • - мн., Р. гуси/тов...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ГУСИ́ТЫ, гуситов, ед. гусит, гусита, муж. ...

    Толковый словарь Ушакова

  • - гуси́ты мн. Участники борьбы народных масс Чехии в 1-й половине XV в. против католической церкви, феодальной эксплуатации и немецкого засилья...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - гус"иты, -ов, ед. ч. гус"...

    Русский орфографический словарь

  • - Последователи Иоанна Гуса, реформатора католической церкви, жившего в начале XV в. в Чехии...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Гуситы" в книгах

Гуситы

Из книги Идишская цивилизация: становление и упадок забытой нации автора Кривачек Пол

Гуситы Достигнув Праги, идеи Уиклифа были сочувственно восприняты народом, среди которого давно существовал конфликт между говорившими по-немецки и по-чешски и отношения которого с Католической церковью были так же двойственны, как и в Англии. В конце XIV века в Пражском

Новые еретики: уиклифиты и гуситы

Из книги Рождение Европы автора Ле Гофф Жак

Новые еретики: уиклифиты и гуситы В XIV и XV веках происходит ослабление главных еретических течений предыдущего периода. Движение катаров потихоньку сходит на нет, вальденсы сохраняются лишь в изоляции, в частности в долинах Альп и в некоторых отдаленных районах Северной

Глава 8. ГУСИТЫ

Из книги История инквизиции. том 2 автора Ли Генри Чарльз

Глава 8. ГУСИТЫ Пороки духовенства были признанной причиной и оправданием альбигойского и вальденского восстания в XIII в., безжалостно подавленного; но зло, вызвавшее его, даже не попытались уничтожить. Это и во второй раз породило восстание, и снова злоупотребления,

Гуситы, табориты и чешские братья. XV век

Из книги Мистические ордена автора Андреев Александр Радьевич

Гуситы, табориты и чешские братья. XV век Духовная жизнь средневековой Европы в начале XV века перенесла потрясение, которое через сто лет вызвало реформацию всесильной тогда католической церкви, с трудом отстоявшей чуть ли не само свое право на существование. В начале XV

ГУСИТЫ: РЕВОЛЮЦИЯ СНИЗУ

Из книги От империй - к империализму [Государство и возникновение буржуазной цивилизации] автора Кагарлицкий Борис Юльевич

ГУСИТЫ: РЕВОЛЮЦИЯ СНИЗУ Английская армия, разгромившая французских рыцарей под Креси и Пуатье, была не единственным примером новой военной организации в Европе XV века. Точно так же не была Англия и единственной страной, где происходили социальные и политические

28. Как гуситы взорвали Европу

Из книги Начало России автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

28. Как гуситы взорвали Европу Константинополь несколько лет прожил в блокаде. Император Мануил II торчал за границей и ждал – его столица вот-вот падет, а он останется в Европе изображать жертву османов. Делал вид, будто пытается организовать помощь, но это было

Гуситы, табориты и чешские братья

Из книги Террористы автора Андреев Александр Радьевич

Гуситы, табориты и чешские братья Человек не должен отягощать свою совесть ложью, не отрицать и не утверждать ничего вопреки правде. В начале XV века Ян Гус из Гусинца, Иероним Пражский, Станислав из Зноймо, Штепан из Палче, Ян из Есенице вызвали в Чехии народное потрясение,

В первой половине XV века (1419 - 1434 гг.) центральную Европу потрясла кровавая ожесточенная гражданская война между силами немецкой аристократии (Священной Римской империи германской нации), поддерживаемой католическим духовенством, и восставшим чешским Эти события вошли в историю как «Гуситские войны».

Причиной, спровоцировавшей народное восстание чехов, стала казнь профессора Пражского университета, проповедника, философа и религиозного реформатора - Яна Гуса. Эти события навсегда вошли в историю. Имя Яна Гуса и "Гуситские войны" стали не только знаменем военных событий тех лет, но и символом национальной освободительной борьбы чешского народа. Сам проповедник был признан одним из главных народных героев Чехии. Краткая биография Яна Гуса будет поведана читателю в статье.

Биография

Как свидетельствует краткая биография, Ян Гус родился предположительно в 1369 году на Юге Чехии, в местечке Гусинец (откуда и получил свою фамилию) в бедной крестьянской семье. Родители Гуса хотели обеспечить своим детям достойное существование, а в те времена крестьянам такую возможность давала только карьера в духовенстве. Маленького Яна отдали в школу в городе Прохатицы, в часе ходьбы от Гусинец, где он изучал грамматику, риторику, диалектику и некоторые естественные науки. В 18 лет Ян отправляется с матерью в Прагу и поступает в Пражский университет на факультет свободных искусств (факультет богословия был значительно дороже).

В 1396 году Гус получает степень магистра и остается на должности преподавателя. Главной темой своей преподавательской деятельности он избирает труды Джона Уиклифа - английского богослова и праотца движения лоллардов и протестантизма, обвиняемого Римской церковью в ереси. В учении Яна Гуса содержится критика богатства церкви и абсолютной власти Папы. Творчество Уиклифа, дискуссии о котором разворачивались на семинарах, оказало ключевое влияние на ум Гуса, переориентировав его взгляд в сторону реформаторства и критики пороков церковного руководства и клириков. В 1402 году Гус становится ректором Пражского университета и деканом факультета искусств при короле Вацлаве IV.

Начало проповедования

Как рассказывает краткая биография, Ян Гус в 1401 году получил возможность проповедовать в известной капелле - Вифлеемской часовне в Праге, вмещавшей до трех тысяч человек. Там он начал вести свои довольно резкие проповеди с критикой церкви, привлекшие внимание как толп сочувствующих прихожан, так и лидеров церковных учреждений, видевших в нем все более и более опасного оппонента.

Ян Гус, будучи человеком глубоко верующим, никогда не отрекался от лона католической церкви, считал себя ее членом и преданным служителем, но также считал своим долгом и критиковать духовенство за отход от истинного учения Христа - за ложь, разврат, привилегированность, великолепие и дистанцированность от простого народа, называя единственным источником истины только Святое Писание, ставя, таким образом, разделение между Богом и институтом церкви, незащищенной от пороков ее служителей. Он обличал прелюбодеяние, творившееся в высших архиерейских кругах, ставил под вопрос подлинность реликвий, являвшихся опорой влияния церкви. Так, он сделал смелое заявление, что «если собрать все берцовые кости святой Бригитты, то получится, что она была сороконожкой». Следуя примеру Уиклифа, Гус критиковал идею транссубстанцинации - обряда причастия, при котором хлеб и вино, употребляемые прихожанами, превращались в плоть и кровь Христа.

Идеи Гуса

Ян Гус (Jan Hus) был ярким и харизматичным проповедником, умевшим заполнять слушателями всю Вифлеемскую капеллу и проникать в сознание каждого человека до такой степени, что некоторые сбрасывали с себя украшения от стыда богатства. Индульгенции - продаваемые церковью документы об отпущении грехов, он считал пороком симонии и явным свидетельством алчности клириков (хотя сам, в студенческие годы, приобрел на последние деньги индульгенцию, что свидетельствует о глубокой последующей трансформации убеждений).

Также Ян Гус (краткая биография тому подтверждение) боролся против засилья немецкого языка, науки и богословия, выступая за превалирование чешской культуры и ведение проповедей на чешском языке, тем самым поддерживая национальное самосознание чехов и предвосхищая идею независимости от немецкой аристократии.

Трагический исход деятельности Гуса

Таким образом, идеи Гуса об отсутствии у церкви роли единоличного представителя воли Бога на земле, о развращенности и алчности духовенства, погрязшего в роскоши и не подпускающего к себе народ, в том числе и посредством непонятного для людей языка и таинства мистерий, о порочности и ложности ряда духовных практик и реликвий и культурном угнетении чешского народа сделали его одним из главных врагов Ватикана за всю историю существования Римской Католической церкви и, несмотря на лояльное к нему отношение со стороны короля Вацлава, привели к трагическому исходу.

Преследование

Начиная с 1408 года, против Гуса применяется ряд карательных мер со стороны пражского архиепископа, поддерживаемого Папой Александром V: несколько друзей Гуса были арестованы за ересь, его проповеди были запрещены, книги сжигались (в том числе был издан указ о сожжении книг Джона Уиклифа). Однако за Гуса заступились простые люди, просившие снова разрешить его проповеди, и даже часть аристократии Богемии (Южной Чехии), направлявшая в адрес Папы просьбы позволить ему и дальше оставаться проповедником. Однако эти попытки не увенчались успехом. Два года ему пришлось странствовать по Чехии, где он продолжал отстаивать идеи реформации церкви и написал свой знаменитый труд «О Церкви», в котором критиковал абсолютную власть Папы и склонность Церкви к накоплению богатств.

Суд над Яном Гусом

Трактат стал последней каплей в чаше терпения клириков, и он был вызван на церковный суд в немецкий город Констанц. Но, даже имея он не смог добраться до суда и был заточен в темницу Готлибен, откуда его вызволили только через два с половиной месяца. В конце 1414 года Ян Гус предстал перед судом, где не стал отрекаться от своих слов, даже не смотря на просьбы императора Сигизмунда I и угрозу смертной казни.

Казнь героя

6 июля 1415 года приговор был приведен в исполнение. Ян Гус был сожжен как еретик на костре на Констанцской площади вместе с Библией, которую он перевел на чешский язык. Перед собравшейся на площади толпой он запел «Иисус, сын Давидов, помилуй меня», а на попытки стражников его остановить ответил: «Я - Гусь, а после меня придет Лебедь» (предрекая тем самым приход Мартина Лютера). Позже были сожжены и вынутые мощи Джона Уиклифа.

Последствия

Смерть национального героя вызвала многочисленные акции протестов против католической церкви по всей Чехии. Люди собирались на проповеди последователей Гуса и число их сторонников повсеместно росло. В 1419 году в Праге вспыхнуло восстание гуситов: они громили монастыри и убивали священников и город оказался в их власти. Восстания вспыхнули во всех городах Чехии, что послужило началом гуситских войн. Центром восставших стал город Табор, заложенный у одноименной горы, где гуситы проводили свои проповеди.

Против еретиков-гуситов Церковь объявила крестовый поход. В 1420 году первый крестовый поход на Прагу был разгромлен армией таборитов, возглавляемой опытным воином и полководцем, национальным героем чешского народа - Яном Жижкой и вся Чехия оказалась во власти гуситов. Однако среди них начался раскол на несколько партий - таборитов, не признававших церковь вообще; сирот (последователей Жижки), признававших церковь, но отрицавших всякие компромиссы с немцами, и чашников, боровшихся за православие.

Всего против гуситов было направлено пять крестовых походов, не увенчавшихся успехом. Однако бесчисленные войны против сил всей Европы (за исключением Англии и Франции) и «межпартийные» столкновения истощили Чехию, и в 1436 году она приняла мирное соглашение на условиях императора Сигизмунда. Гуситские войны закончились.

Память и наследие

Ян Гус остался в истории как человек, под знаменами которого маленькая незаметная Чехия вошла в центральную Европу, противостоя всем силам католического истеблишмента, а сам Гус стал одной из ключевых, предшествующих церковной реформации фигур.

По сей день в Чехии его чтят как одного из главных национальных героев, способствовавших борьбе за права и идентичность чешского народа против немецкого гнета. В его честь называют музеи и улицы. А 6 июля 1915 года, на Староместской площади Праги, ему был установлен памятник, приуроченный к 500-летию со дня казни. Кроме того, с 1918 года в Чехии действует «Чехословацкая гуситская церковь», насчитывающая на сегодняшний день около 100 000 приверженцев. День сожжения Яна Гуса объявлен государственным праздником Чехии как день памяти магистра.

В 1999 году Папа Иоан Павел II выразил глубокие сожаления в связи с казнью Гуса, однако отказался канонизировать его, так как тот придерживался взглядов еретика Уиклифа.

Помимо политического, религиозного и идеологического наследия его имя почетно в филологических кругах за вклад в развитие чешского национального литературного языка, в частности, за авторство труда «Чешская орфография».

«Я-то - Гусь, а за мной придёт Лебедь!»


«Я-то - Гусь, а за мной придёт Лебедь!»


Ян Гус был сожжён на костре 6 июля 1415 года. Сожгли за ересь. Если кратко описать идеи Гуса, то можно сказать, что он лишь хотел, чтобы церковь поступала так, как она сама же учит.

Его проповеди против зла, причиняемого католическим духовенством, завоевали народное сердце. Сейчас Ян Гус является одним из самых популярных исторических героев Чехии.

Он запомнился как ярый критик церкви и защитник национальной самобытности. Неудивительно, что его казнь, в итоге, привела к Гуситским войнам.



Ян Гус был выдающимся человеком не только в религиозном плане. Он также сделал многое для науки. Ректор Пражского университета, мастер свободных искусств, он написал множество научных работ по лингвистике.

В частности, именно он придумал диакритические знаки над буквами (как тут: ž), которые позволили передавать каждый звук речи отдельной буквой. Он провёл реформу чешского правописания: книги стали более понятны народу.



Ян Гус



Критика церкви и императора

С 1402 года Ян Гус проповедует в Вифлеемской часовне при Пражском университете, где он с 1398 года преподавал богословие. В том же 1402 году он впервые становится на год ректором университета.

Итак, как можно догадаться, центром вольнодумства в Праге становится Вифлеемская часовня. В это время друг Гуса Иероним Пражский привозит в Прагу сочинения Джона Уиклифа, которые были запрещены церковью.

Гус восхищён Уиклифом до такой степени, что открыто называет себя его сторонником. Надо сказать, что Уиклифа чуть не ждала участь Яна Гуса. Первого тоже вызывали на собор для дачи показаний, однако тот остался в Оксфорде под защитой короля Англии.

Итак, будучи под влиянием английского богослова, Ян Гус начинает открыто осуждать развращённые нравы духовенства и призывает лишить церковь собственности. Кроме того, он выступал за чешскую самобытность против немецкого засилья в Чехии.



Интерьер Вифлеемской часовни в Праге


Эта часть критических проповедей Гуса очень импонировала шляхте, желавшей получить в свои руки церковные земли. Бюргерам, в свою очередь, нравилась идея бедной церкви.

Бедной и «дешёвой» - Гус также выступал против платы за таинства. По его мнению, церкви хватило бы небольшой доли дохода богачей.

Критические проповеди Гуса нравились дворянам и бюргерам
Ян Гус проповедовал то, что собственность должна принадлежать справедливым. А несправедливый богач то же, что и вор. Христиане же должны искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.

Гус также говорил, что нельзя слепо подчиняться церкви. Здесь он апеллировал к Библии: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».

Явный намёк на то, что священники такие же люди. Впрочем, слово «намёк» можно и убрать, если учесть истории Гуса о студенческих похождениях по баням, которые, как известно, были центрами разврата.

В 1409 году король Богемии Вацлав IV подписал Кутнагорский декрет, превративший Пражский университет в чешское учебное заведение. Руководство университетом перешло в руки чехов, немецкие магистры его покинули. Это был явный знак поддержки Яна Гуса.



Приготовления к казни Яна Гуса



Изгнание Яна Гуса из Праги

С 1409 года проповеди Яна Гуса становятся всё более радикальными. Как и Уиклиф, Гус поставил Библию выше папы, церковных соборов и папских постановлений, противоречивших Библии.

В этом плане Ян Гус был фундаменталистом: его идеалом была раннехристианская церковь. К 1412 году положение Яна Гуса ухудшилось настолько, насколько это возможно.

В это время Ян Гус выступил против продажи папских индульгенций, после чего Вацлав IV отказался дальше поддерживать опасного еретика, так как это наносило удар по его и без того слабому международному престижу.

В 1413 году Яна Гуса отлучили от церкви и наложили интердикт, то есть запрет вести службы, на Прагу и другие города, которые предоставят ему убежище. Гус бежит и в течение двух лет живёт в замках дворян, покровительствовавших ему.



Картина Владислава Муттиха «Ян Гус на костре в Констанце», 1415


В изгнании Ян Гус написал опус «О церкви» (1413) с критикой всей организации католической церкви и церковных порядков. Гус отрицал особое положение папы, но не отвергал католические догматы и не призывал к уничтожению феодальной собственности насильственным путем.

Вместе с тем Ян Гус беспощадно критиковал практику причастия, по которой священнослужители причащались хлебом и вином, а миряне довольствовались только хлебом. Гус доказывал, что в раннем христианстве все верующие причащались одинаково.

Этот тезис имел особое общественное значение, поскольку уравнивал служителей церкви с другими слоями населения. В дальнейшем ученики и последователи Яна Гуса начали причащать простой народ и вином.

«Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил»

В 1414 году Гус был вызван на Констанцский собор. В Констанце пытались объединить Римско-католическую церковь, переживавшую тогда Великий западный раскол, который привёл к троепапству. То есть сразу три человека объявили себя понтификами.

Ян Гус согласился поехать на собор только после того, как брат чешского короля, император Священной Римской империи Сигизмунд I, лично пообещал Гусу, что с ним ничего не случится.

Однако по прибытии в Константц выяснилось, что император его обманул. Вместо охранной, он дал ему обыкновенную подорожную грамоту.



Ян Гус на костре - рисунок Яничека Змилелы в Йенском кодексе.
Ян Гус изображён в образе Христа


В присутствии папы (впоследствии признанного антипапой) Иоанна XXIII и членов Собора против Гуса выдвинули обвинение в ереси и организации изгнания немцев из Пражского университета. Ян Гус прибыл в Констанц в ноябре 1414 года, а в декабре он был арестован и заключён в одной из комнат дворца.

Гуса сожгли, нарушив императорскую клятву о безопасности

Когда некоторые друзья Гуса обвинили Собор в нарушении закона и императорской клятвы о безопасности Гуса, папа ответил, что он лично ничего никому не обещал и не связан обещанием, которое дал император.

Когда же императору Сигизмунду напомнили о данном им слове, он отказался вмешиваться и защищать Гуса. Это принесло ему много неприятностей впоследствии, когда в 1419 году он стал королём Чехии и был вовлечён в опустошительные Гуситские войны.

Поначалу Гус отказывался говорить на допросах, и чтобы он стал словоохотнее, ему зачитали смертный приговор, который можно было сразу же привести в исполнение, если Гус не будет защищаться.

Вскоре Иоанн XXIII бежал из Констанца, так как собор потребовал его отречения. Это ещё сильнее ухудшило положение Гуса, который раньше содержался относительно почётно как пленник папы, а теперь был передан констанцскому архиепископу, посадившему его на хлеб и воду.



Памятник Яну Гусу на Староместской площади в Праге,
возведен в 1915 году по проекту Ладислава Шалоуна



Ян Гус - предтеча Мартина Лютера

8 мая 1415 года моравская шляхта направила Сигизмунду петицию с требованием освободить Гуса и дать ему слово на соборе. 12 мая такой же протест выразил сейм Чехии и Моравии, а позже чешское и польское дворянство, находившееся в Констанце.

Чтобы удовлетворить их, Сигизмунд организовал слушание дела Гуса на соборе, которое проходило с 5 по 8 июня. После вынесения смертного приговора Гусу, Сигизмунд и архиепископы много раз приходили к Гусу с просьбой, чтобы он отрёкся от своих убеждений, но он этого не делал:

«Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил».

1 июля Ян Гус направил собору послание, в котором окончательно отказался отречься от своих убеждений. 6 июля 1415 года Ян Гус по приговору собора был сожжён на костре.

Говорят, на костре он предсказал появление через сто лет Мартина Лютера, великого реформатора, чьи труды не будут уничтожены:

«Я-то - Гусь, а за мной придёт Лебедь!».



Сергей Алумов

Удивительно, но Ян Гус, никогда не бравший в руки оружие, сам того не подозревая, стал вдохновителем освободительного движения чешского народа, которое получило его имя – Гуситские войны. Более того, Гуситские войны наложили огромный отпечаток на жизнь Европы в целом.


Ян Гус

Приблизительно в 1370 году около г. Прахатице (Чехия) в деревне Гусинец в крестьянской семье родился сын Ян. Позже из название родного местечка сложится его фамилия. Единственной возможностью выбиться из бедности для крестьянского отпрыска в то время было поступление в школу с перспективой стать в будущем священником.

В конце XIV века Прахатице, где находилась школа, в которую родители определили Яна, одного их троих сыновей, был достаточно большим городом. Через него проходила дорога в южную Германию и Прагу, производились стеклянные и серебряные изделия, а также был собор.

К 18 годам Ян из Гусинца освоил обязательные науки: риторику, грамматику, диалектику, астрономию, арифметику. Школьная программа не удовлетворила пытливого юношу, а лишь больше разожгла в нем желание учиться дальше. Поэтому он отправился поступать в Пражский университет, основанный за 40 лет до этого, а на сегодняшний день – один из старейших в Европе.

Яна Гуса зачислили на факультет свободных искусств, где в 1393 году он получил степень бакалавра богословия, а тремя годами позднее – магистра искусств. В годы учебы определилась его склонность к теологии, поэтому сразу же после получения степени магистра Яну предложили должность преподавателя в том же Пражском университете.

С самого начала молодой преподаватель выказал свободомыслие, начав изучать со студентами труды Джона Виклефа, английского богослова, заподозренного в ереси. Однако Ян Гус не только не боялся излагать перед студентами учение Виклифа, но и стал его развивать.

Например, он признавал истинным главой католической церкви не Папу Римского, а Иисуса Христа, тем самым фактически отвергая безграничную духовную власть римского понтифика. Помимо этого, Ян Гус более категорично, чем Виклиф, обличал богатство Церкви.

Спустя несколько лет архиепископ Праги Збынек публично сожжет сочинения Виклифа. Тем не менее вольнодумство Яна Гуса не помешает ему быть избранным деканом факультета в 1401 году, а в 1409 – ректором университета в Праге. Кстати, ранее эту должность занимали исключительно немцы, таким образом, Гус стал первым ректором-чехом. Удивительная карьера для крестьянского сына к тому же не отличавшегося благонадежностью.

С одной стороны, это объясняется бесспорными талантами и широкой образованностью Гуса, а, с другой, – его популярностью как оратора. Послушать его проповеди в Вифлеемской часовне, начиная с 1401 года, приходило множество народа. Эта часовня, основанная в 1391 году, была знаменита тем, что богослужение в ней проводилось не на латыни, а на чешском языке. В своих проповедях Ян Гус смело бичевал нравы церковнослужителей и говорил правду о состоянии Церкви в целом.

Безусловно, магистр Гус был человеком искренне верующим, именно поэтому он так болезненно относился к тому, что происходило в среде Католической церкви. В отличие от многих других, которые так же видели цинизм, мздоимство и разврат духовных пастырей, но предпочитали молчать, Ян Гус решил бороться.

Без сомнения он понимал, на какую опасную стезю вступает, ведь еретики на кострах инквизиции полыхали по всей Европе. Тем не менее Гус смело выступил против продажи грамот об отпущении грехов – индульгенций, платы за церковные обряды, продажи церковных должностей – симонии. Вот краткая выдержка из его проповеди:

«Клир не учит, а портит народ своим развратом, связанным с богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа должны быть бедны, как апостолы. А они, наоборот, только о том и думают, как бы еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые... устраивают никому не известные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ...»

Однако антиклерикальные высказывания были не единственной темой выступлений Яна Гуса. Помимо этого, он был известен как патриот Чехии. Например, он перевел Библию на чешский язык, лишив тем самым священников эксклюзивного права на ее толкование. Но главное – Ян Гус выступал против немецкого засилья.

Хотя в 1212 году император Фридрих II Штауфен юридически признал независимость Чехии, к середине XIV века ключевые позиции в основных сферах занимали немцы. Да и сами чешские короли имели статус курфюрстов, подданных императора Священной Римской империи. Подобная ситуация не могла не вызывать недовольства чехов.

Поэтому патриотические выступления Яна Гуса нашли в народе большой отклик:

«Я говорил и говорю, что чехи в королевстве Чешском по закону... и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же, как французы во Франции...»

С 1409 по 1412 годы Ян Гус развивает свое учение, опираясь на труды Джона Виклифа, и призывает к пересмотру некоторых католических догматов. По сути, его радикальные взгляды во многом предвосхитили европейскую Реформацию и учение Мартина Лютера.

Осенью 1414 года терпение Папы Римского иссякло. По его инициативе Гуса вызвали на Вселенский собор в г. Констанц, якобы для того, чтобы высшие церковные иерархи могли выслушать его лично и разобраться в его учении. На соборе присутствовал также император Сигизмунд, которому Чехия была подчинена юридически.

Ян Гус перед церковным собором

Сигизмунд выдал Яну Гусу охранную грамоту, гарантировавшую чешскому магистру свободное возвращение в Прагу. Император не только вероломно нарушил данную гарантию, но и в своем выступлении на Констанском соборе потребовал для проповедника-реформатора смертной казни на костре.

Итак, Ян Гус в октябре 1414 года отправился в южную Германию, в Констанц. По дороге его восторженно приветствовал простой народ, в отличие от семисот церковных иерархов, заседавших на соборе, включая Папу Иоанна XXIII. Ему не позволили изложить свои взгляды, единственное чего от него хотели – отречения от своих «еретических заблуждений» и покаяния.

От Яна Гуса требуют отречения

«Эти епископы уговаривают меня всенародно отречься, – нет! Не могу изменить своей совести и посрамить веру Христа. Если отрекусь от истины, то каким глазами воззрю на небо? Как дерзну посмотреть в глаза народу, если по моей вине поколеблются вековые убеждения? Никогда! Спасение стольких душ народа для меня дороже моего бренного тела.»

Через три недели после приезда в Констанц Гус был арестован и заточен в темном и сыром подвале доминиканского монастыря, где он содержался до дня казни 6 июля 1415 г.

Казнь Яна Гуса

«Итак, в субботу, в 6 день месяца июля, магистр Иоанн Гус, утвержденный бакалавр священной теологии, муж славной жизни и чистых нравов, верный проповедник Евангелия Христова по ложному показанию свидетелей.., а также по настоянию короля.., Констанским собором был приговорен к смерти, после того, как ему даже не было предоставлено никакой аудиенции для оправдания себя...Будучи осужден несправедливо, он был на общем собрании самого собора лишен священнического сана и передан в руки светских властей. Он был выведен из города Констанца и на некоем лугу привязан цепями и веревками к столбу, сделанному наподобие острого кола, воткнутому в землю, и обложен вязанками соломы и дров; он был поглощен пучиной огня, радостно возглашая: «Иисусе, сын Бога живого, помилуй мя...» После его сожжения, чтобы не сохранилось на земле никаких от него останков, даже самый прах его брошен был для унижения богемцев (чехов – авт.) в поток Рейна...»


© 2024
zko-pricep.ru - Полезные новости для автомобилистов