01.11.2023

«Лежачий небоскреб» на Варшавском шоссе. Тайны лежачего небоскреба Длинный дом на варшавке


Ольга Филина


В квартире Елены Ольшанской, председателя товарищества собственников жилья "Жургаз", кипит кофе и на кухне вместе с соседями в очередной раз решается, как спасать дом. Виктория Захаренко предлагает написать письмо в Москомнаследие, Валентин Ильвовский — в прокуратуру, сама Елена думает позвонить юристу... Или, может, взять дом в живое кольцо? И в это же время во дворе строители, укрывшись за забором с пророческой надписью "Интеко", роют котлован, ведут трубы в подвал дома, рубят деревья.

"Огонек" тоже сидит с Еленой Ольшанской и пьет кофе: здесь просят быть как дома, в конце концов всего каких-то 70 лет назад редакция журнала действительно жила здесь — в доме N 17 А по 1-му Самотечному переулку. Двумя этажами выше квартиры Елены в 30-е годы пил кофе главный редактор Михаил Кольцов со своей гражданской женой Марией Остен и приемным сыном — немецким мальчиком Губертом Л"Осте. Сюда к нему в гости приходили Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Ефим Зозуля, Михаил Зощенко, Сергей Эйзенштейн. Сам дом, кстати, под стать его посетителям: построен по проекту знаменитых архитекторов М. Барща (автора московского планетария) и Г. Зундблата.

Если выйти на балкон Елены, то напротив тоже увидишь "Огонек" — теперь уже типографию, которая печатала журнал во времена Кольцова, а заодно множество книг из серий "ЖЗЛ", "Литературное наследство". Но фокус даже не в этом. Дом N 17 — это не просто типография, а единственная реализованная постройка архитектора-фантаста, классика искусства XX века Эль Лисицкого. Это здание доказало, что Лисицкий — не только "бумажный архитектор", чьи "горизонтальные небоскребы" так и остались чертежами. Собственно, ценность типографии для мирового искусства ничуть не меньше, чем знаменитого плаката того же Лисицкого "Клином красным бей белых". Разница в том, что плакат видят все, а о типографии, окруженной забором и деревьями, все забыли.

— Пять лет назад я работала в Москомнаследии, и к нам на рецензию поступил проект, предусматривающий снос типографии и постройку на ее месте современного здания. Мы обнаружили чертежи Лисицкого и сообщили, что здание нужно сохранить,— рассказывает Марьяна Евстратова, главный хранитель Фонда "Русский авангард".— В конце концов в 2008 году, уже благодаря фонду, нам удалось добиться для типографии и дома "Жургаз" статусов выявленных объектов культурного наследия. Теперь их защищает закон, но, похоже, что только на бумаге.

"Огонек" под дождем


Действительно, похоже. На каждое из двух старых зданий — по своей напасти. "Жургаз" точит "Интеко", типография мертвеет без крыши. После ареста Кольцова в 1938-м типография стала режимным объектом и даже в 1990-е продолжала что-то печатать, будучи в ведении ФСБ. Накануне нового тысячелетия печать остановилась (как вредное производство), но и тогда типография стояла как новенькая. И вот звездный час, в 2008 году ее признают объектом культурного наследия (читай: снести уже нельзя). Наступает осень, 12 октября, льет дождь, а в здании — совершенно безлюдном, обнесенном забором — вспыхивает огонь. Горит так, что 18 пожарных расчетов не могут спасти той самой крыши. Пожарные уезжают, дождь продолжается, только теперь он барабанит по внутренностям "лежачего небоскреба".

— Пожары — это главный метод, с помощью которого московский девелопмент освобождается от ненужных домов,— резюмирует Давид Саркисян, директор Музея архитектуры им. Щусева.— Поврежденное здание не ремонтируется и доводится до аварийного состояния. И все: памятник не памятник — можно сносить и строить заново.

Кому строить и что строить — за этим уже дело не станет. Можно брать пример с площадки по соседству: "Интеко" в качестве соинвестора возводит жилой дом для Союза кинематографистов (от его лица действует жилищно-строительный кооператив "Кино-7").

Долгие руки и короткая память


У "Кино-7", как уверяет его председатель Рита Беляковская, есть вся разрешительная документация. Прежде всего множество постановлений правительства Москвы, на них ссылаются в первую очередь. Первое было еще в 1994 году, когда город решил выделить "Кино-7" участок под застройку. Потом последовало много мучений и попыток что-либо построить. Еще в 2000 году Никита Михалков, председатель правления Союза кинематографистов, писал в Москомприроду драматические просьбы "разобраться в сути длящейся полтора года (!) волокиты" ...Но волокита никак не кончалась до самого 2005 года, пока наконец кинематографисты не укрылись за заборами с надписью "Интеко". Тут все ведомства перестали вспоминать про близость охраняемых памятников, про археологические слои и парки и стали выписывать разрешения. Строительство началось, "жургазовцы" создали ТСЖ и приготовились к обороне.

— Тревога жителей более чем понятна: когда возле твоего дома появляется табличка крупнейшего московского строителя, жди беды,— считает Борис Пастернак, главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований Москвы.— Где гарантии, что инвестор удержится от соблазна занять и другие участки земли по соседству со стройплощадкой и развить достигнутый успех?

Оказаться этими "другими участками земли" — вот чего сегодня боятся "жургазовцы". Типография близится к аварийности, под дом ведут теплосеть, хотя нет никакой уверенности, что старый фундамент выдержит "прокол". Сейчас ТСЖ "Жургаз" судится с городом за подвал: чтобы не пустить туда трубы с паром, которые в случае любой "аварии" будут пострашнее тротила. Москонтроль поддержал жалобы жителей. Суд нескончаем, повсюду в квартире папки с бумагами. Пресс-служба "Интеко" успокаивает "Огонек": "В настоящий момент, с учетом пожеланий жильцов дома 17 А, ведется поиск альтернативных вариантов прокладки теплотрассы, не затрагивающих дом 17 А". Вот и гадай: найдут ли? Или, может, пойдут другим путем? Вполне вероятно, раз к Елене Ольшанской уже приходил представитель Мосжилинспекции, чтобы признать дом аварийным (хотя совсем недавно его состояние позволяло делать "прокол").

Расстрельная комиссия


Надежда на спасение, однако, еще остается, пока дома-огоньковцы на бумаге остаются памятниками. Но вот незадача, даже этого последнего щита они могут лишиться.

— Выявленный объект культурного наследия — это переходный охранный статус, он должен быть либо подтвержден, либо опровергнут московским правительством,— поясняет Борис Пастернак.— Делается это крайне неохотно. У нас где-то 1600 выявленных объектов, а в год подтверждается статус 60-70 из них. Особенно неудобны те памятники, которые "выявились" после того, как на их месте уже решили построить очередной офис или дом. Вот, например, типография Лисицкого: хотели уже сносить, а тут возьми да и найдись эти чертежи...

— Вот для таких случаев недавно и была создана Межведомственная комиссия по постановке памятников на охрану во главе с Ресиным,— рассказывает Давид Саркисян.— Она собирается до конца года рассмотреть все так называемые вновь выявленные памятники и принять по ним решение: подтверждать их статус или нет. Во-первых, за год внимательно рассмотреть такое число объектов невозможно. Во-вторых, комиссию возглавляет главный идеолог уничтожения Военторга. В-третьих, у него необычайно широкие полномочия. Это значит, что кризис заставил московские власти посмотреть на остатки городской недвижимости, которую можно быстро пустить в оборот.

И этой комиссии доверено определять судьбу "Жургаза" и типографии. Уже сегодня со статусами домов стали происходить необъяснимые вещи. В официальном перечне объектов культурного наследия, который вывешен на сайте Москомнаследия, есть все московские памятники, но как-то случайно пропала типография. Еще в 2008 году она там значилась (правда, под N 15 А, а не 17 А), но в 2009-м ее убрали вовсе. На закономерную просьбу "Огонька" исправить ошибку пресс-секретарь Наталья Логинова, замявшись, сообщила, что пока ничего определенного о типографии сказать нельзя. Может, не пока, а уже?..

Что же в результате останется в защиту двух памятников? Кипы бумаг и горы слов. Например, последнее письмо перед смертью знаменитого карикатуриста, народного художника СССР Бориса Ефимова. Он лично просил Шевчука, председателя Москомнаследия, спасти дом, в котором жил его брат, Михаил Кольцов. Или вот еще — письмо директора Парижского музея современной истории к московским властям. Госпожу Комб интересует, что делается для спасения типографии и "Жургаза". Останется еще эта статья в "Огоньке", а также десятки писем жителей дома N 17 А и независимых экспертов — защитников московских памятников. Возможно, конечно, что "бумага" защитников победит "камень" инвесторов, как в старой доброй детской считалочке. Не помешали бы "ножницы" московских властей.

Самые необычные здания Москвы. Вид сверху February 24th, 2016

В Москве полным-полно необычных и красивых изданий. Взять хотя бы Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как Собор Василия Блаженного.

Не все необычные здания столь красивы, а не все красивые - столь необычны. Как бы то ни было, обычно мы оцениваем архитектуру и планировку с высоты человеческого роста. В этом ракурсе очень впечатляют два известных дома «на ножках»

Дом авиаторов на Беговой у Третьего кольца


Дом на «курногах» на ВДНХ

Но самая обычная, скучная домина может повернуться неожиданной стороной, если посмотреть на нее с высоты полета спутника.

Самые длинные дома
Так выглядит сверху «лежачий небоскреб» на Варшавском шоссе.

Эта бетонная дуга длиной 736 метров построена в 1972 году для научно-исследовательского центра электронно-вычислительной техники.

Сейчас часть помещений здания сдается под офисы, и если вдруг там окажется нужная вам контора, можете готовиться к часовому поиску. Чтобы миновать этот дом, придется проехать на автобусе 3 остановки! Еще .

А это жилой дом работников завода «Трансмаш» на ул. Римского-Корсакова

Он известен в народе как «Бастилия» или «Китайская стена». Протяженность по фасаду 1300 метров! Впрочем, формально это несколько домов, строившихся поочередно под разными адресами. На снимке видна едва ли половина дома.

Старожилы района рассказывают, что в конце 1970-х годов этот дом строился для защиты всего жилого массива от вредного воздействия, которое якобы оказывалось расположенным в районе Институтом высоковольтных испытаний. Впрочем, документального подтверждения этому нет.

Длинный дом-волна есть на проспекте Академика Сахарова.

Это здание служит приютом для кучи финансистов - Альфа-банка, ВЭБа, Росбанка. Интересно, что часть здания имеет адреса по проспекту Сахарова, а часть по ул. Маши Порываевой.

Дома-бублики
Это известный круглый дом на Нежинской улице, возведенный в 1972-м.

Своей формой дом обязан Олимпиаде-80: по задумке архитекторов, в Москве должна была появиться олимпийская деревня в виде пяти домов-колец. Но этот проект оказался дороговат, в итоге было построено всего два дома. Брат-близнец первого дома-«бублика» появился в 1979 году по адресу ул. Довженко, 6.

Да, это два разных дома. Как найдете 10 отличий, можете почитать про них .

Впрочем, задумку с 5-ю олимпийскими кольцами, пусть в упрощенном виде, но все-таки удалось осуществить на улице Академика Анохина на юго-западе Москвы.

Астрономические мотивы
Одно из самых красивых сверху зданий Москвы имеет формы пятиконечной звезды.

Это театр Российской армии на Суворовской площади, среди прочего знаменитый тем, что в его труппе с 1945 года участвует старейший актер мира Владимир Зельдин, недавно отметивший свое 101-летие.

Вид звезды имеет и павильон станции метро Абратская, что на Арбатской площади.



Но одиночными объектами дело не ограничивается: кое-где дома образуют настоящую астромоническую симфонию: пара звезд, пара полумесяцев и «солнышко» в центре.

Этот планировочный изыск воплощен в одном из самых непростых районов столицы – в Бирюлеве-Западном. К сожалению, с земли его никак не оценить, да и внешний вид зданий оставляет желать лучшего.

"Складные" дома
Всем известны дома-книжки на Новом Арбате

Похожие здания на Варшавском шоссе таких ассоциаций не вызывают. Возможно потому, что они повернуты другой стороной к дороге?

А эти дома на Ходынском поле сверху похожи на женский гребень.

Впрочем, гребенки могут выглядеть по-разному.

Дома – «зверьки»
В планировке домов у метро «Универстет» видится веселый череп улыбающегося пришельца.

Десяток зданий в Крылатском образуют фигуру на то ли жука, то ли таракана.

На ВДНХ живет бабочка. Большая.

Ну а Вешняки явно облюбовали симпатичные дождевые червяки (или колония бактерий? ;))

Аэро-обман
Взгляните на лосиноостровский лес. Ничего необычного не замечаете в центре снимка?

Нет, это не самолет, а всего лишь ЦНИИ туберкулеза.

А тут уже никакого обмана: экраноплан «Орлёнок» действительно приводнен в Северном Тушино.

Торгово-спортивная геометрия
Очень любопытно выглядят с воздуха многие торговые и спортивные объекты.

Ледовый дворец "Мегаспорт" на Ходынке.

Торговый центр "Мари" в Марьино.

Неподалеку еще одна «круговая» доминанта: самое большое круговое движение в Москве, площадь Артема Боровика.

Впрочем, фантазия архитекторов не ограничена овалами и кругами. Вот так сверху выглядит торговый центр на Тишинке. А с земли – барак бараком. :)

А какие забавные московские дома и планировки знаете вы? Если наберется материал, возможно сделаю вторую часть. Также рекомендую близкие

Самое длинное здание в Москве, которое занимает Научно-исследовательский центр электронно-вычислительной техники (НИЦЭВТ), расположено по адресу: Варшавское шоссе, д. 125.

Длина этого "лежачего небоскреба" составляет почти 736 метров

Во времена СССР для передовых институтов создавали выдающиеся здания, в которых архитекторы сумели отразить неповторимый дух времени, монументальность и все величие Союза Советских Социалистических Республик. Таким уникальным сооружением стал и дом на Варшавке.

В годы советской власти в НИЦЭВТ занимались разработкой бортовых цифровых вычислительных машин (ЦВМ) для космических кораблей (комплекс «Аргон»). Также на него была возложена координация всей деятельности по разработке единой системы электронных вычислительных машин (ЭВМ) на предприятиях Советского Союза. В середине 1990-х годов здесь были разработаны последние модели российских ЭВМ: ЕС-1181 и супер-ЭВМ ЕС-1195.

История строительства здания относится к 1969 году, когда для возведения комплекса зданий на Варшавском шоссе выделили 76 гектаров земли. Уже в 1970 году здесь в необычайно короткие сроки были построены котельная, снабжающая теплом всю промышленную зону «Чертаново», и два стандартных школьных здания. Спустя два года был возведен корпус опытного производства, а позднее введены в эксплуатацию энергоблок и корпус столовой. В конце 1975 года состоялся пуск двух первых секций основного лабораторного корпуса.

По материалам stroi.mos.ru

Здание на Варшавском шоссе, 125 – самый длинный дом в Москве в настоящее время Построили его для Научно-исследовательского центра электронно-вычислительной техники (НИЦЭВТ) еще в Советское время. Его длина составляет порядка 735 метров и на пути следования вдоль Варшавского шоссе здесь устроены 3 остановки общественного транспорта. Впечатляет? За свои размеры и ведомственную принадлежность дом получил неофициальное название «лежачий небоскреб» и уж совсем шуточное – «километр бездельников», что, конечно же, не соответствовало истине. История строительства Во времена Советского Союза для передовых научных учреждений старались строить приметные во всех смыслах здания, в архитектуре которых старались показать величие достижений страны. Именно таким зданием стал и этот самый длинный дом на Варшавке в Москве. История строительства НИЦЭВТ началась еще в 1969 году, когда в районе «Чертаново» был выделен участок под 76 гектаров. Первые строения появились здесь уже на следующий год, а к 1975 году возвели и первые секции главного корпуса. Именно здесь занимались во времена СССР проектированием бортовых вычислительных комплексов для космических аппаратов, создавали единую систему ЭВМ для нужд промышленности советской державы, в этих корпусах были созданы последние модели вычислительных машин российского производства ЕС-1181 и ЕС-1195, которая на тот момент обозначалась приставкой «супер». В наши дни в доме на Варшавском шоссе, 125 размещаются IT-компании, которые подхватили эстафету советского прошлого. Да это и неудивительно, если знать, что с самого начала в помещениях были созданы идеальные условия по электрическому и тепловому режимам, с которыми, до сей поры, проблем не было. Что касается самого длинного жилого дома в Москве, то определиться здесь крайне сложно из-за архитектурного фактора. И все же попробуем ответить на этот вопрос. Первый в нашем списке – жилой дом на Гризодубовой, 4 с протяженностью под 700 метров, который включен в ЖК «Грандъ-Парк». И хотя он строился, как единое целое, почтовое ведомство разделило его на 4 корпуса, что не соответствует общепризнанной системе нумерации домов, когда строение обозначают номером корпуса лишь в случае отсутствия у него прямого выхода к красной линии улицы. В некоторых источниках самым длинным домом считают комплекс по улице Римского-Корсакова, где в один возле другого расположены здания с обозначением номеров с 8 по 18. Общая протяженность фасадов шести жилых зданий – порядка 1100 метров, но отнести его к нашему списку проблематично, т.к. дома эти строились в разное время, да и почтовые адреса у них разнятся. Вот такая сегодня ситуация в Москве с самым длинным зданием и самым длинным жилым домом. Время идет и возможно в скором времени столица перекроет эти рекорды, как это происходит с самыми высокими строениями города.

Дизайнеры White Square Journal безумно любят Москву. Тем не менее, даже их тонкое чувство вкуса иногда испытывает конвульсии, когда они гуляют по улицам и районам, где встречаются 30 следующих героев данной статьи.

Топ-30 уродливых зданий Москвы по версии White Square Journal.

    1. Театр «Et Cetera» под руководством А. А. Калягина

      Здание театра открылось в 2005 году и сразу стало причиной скандала: все кому не лень успели назвать его самым ужасным домом Москвы. Архитектор А. Великанов, начинавший работать над зданием, устал от постоянных правок заказчика, обвинил Калягина в безвкусице и отказался от своего авторства в проекте.
    2. Дом авиаторов на Беговой улице


      Известное в народе как «Дом на курьих ножках» здание представляет собой панельный дом, поставленный на гигантскую бетонную сороконожку. К такой архитектуре привела странная идея о необходимости проветривания дома снизу.
    3. Здание Центросоюза

      Офисное здание эпохи СССР — главный прародитель всех самых уродливых офисных центров Москвы. Безрадостное серо-грязное здание заклеймили в Союзе архитекторов еще до финала постройки, в 1934 году.
    4. «Дома-книжки» на Новом Арбате

      Книга — это друг человека и неисчерпаемый источник знаний. «Дома-книжки» на Новом Арбате пугают своими размерами и безобразностью формы. Книг должно быть много, но не в таком устрашающем размере!
    5. Библиотека МГУ

      В2005 году к 250-летию главного университета России возвели два вычурных, поставленных друг на друга сундука. Библиотека МГУ – это собрание надоевшего сочетания богатства и ненужности.
    6. «Корабль» на Тульской

      Еще один пример абсурдной брежневской архитектуры: серая громадина длиной в 400 метров на 980 квартир прямо напротив метро «Тульская». Потрепанный жизнью внешний вид здания не приятен взгляду.
    7. «Чайка-плаза» на Новослободской

      Это здание появилось на свет в 2000 году. Не сочетаемое количество колонн, порталов и куполов создает впечатление замусоренного нечто, наваленного кучей.
    8. ТЦ «Наутилус»

      Выстроенный в конце 90-х по проекту архитектурного бюро Алексея Воронцова, «Наутилус» сочетает в себе модерн и хай-тек и выглядит откровенно смешно. Разнобокое здание должно было быть похоже на корабль, что в итоге повторить категорически не удалось.
    9. Школа телевизионного мастерства Владимира Познера

      В 1999 году Лужков передал два дома на Малой Дмитровке телеведущему, что стало началом многолетнего скандала. В качестве странного компромисса у здания сохранили фасад, а вокруг него выстроили современное здание. Это здание главный пример неуважительного отношения к архитектуре разных эпох.
    10. Государственный Кремлевский дворец (бывший Кремлевский дворец съездов)

      Дворец съездов, прозванный «аквариумом», своей формой испортил общий архитектурный ансамбль Кремля.
    11. «Лежачий небоскреб» на Варшавском шоссе

      Одно из самых длинных зданий Москвы выглядит, как глубокий туннель или бетонный червь. Длина гигантского лежачего небоскреба составляет 736 метров.
    12. Онкоцентр на Каширке

      Самый уродливый и внушающий страх пример советского брутализма. Рубленное и массивное здание больницы выглядит очень угнетающе и откровенно не эстетично.
    13. ТЦ «Европейский»
      Огромное сооружение Торгового Центра напрочь испортило живописный вид Ростовской набережной.
    14. ТЦ «Атриум»

      Торговый Центр, детский домик «Лего», занял ранее находящуюся на его месте площадь и затруднил проезд к вокзалу.
    15. «Ереван Плаза»
      Еще одно брутальное чудовище. К счастью, оно построено в районе не столь живописном.
    16. «Каждое второе» здание на Ленинградском проспекте
      Ленинградский проспект является одним из самых ярких примеров, того что может произойти с архитектурой прекрасного европейского города под властью рабочих и крестьян.
    17. Панельные жилые дома

      Образ панельных новостроек быстро приходит в непрезентабельный вид. Поэтому данную архитектуру можно смело назвать «ужасом серых будней».
    18. «Каждое второе» здание на Ленинском проспекте
      Ленинский проспект — ещёодна живая демонстрация того, чторабочим и крестьянам лучше забивать гвозди и доить коров, нежели принимать градостроительные решения в столице огромного государства.
    19. МИД
      Иосиф Сталин приказал установить шпиль на высотку, чтобы она не напоминала своим видом знаменитые небоскребы Нью-Йорка. Данное решение (впрочем как и большинство других связанных с искусством решений этого грузинского сына сапожника) стало роковым для архитектурного облика Третьего Рима.
    20. Афимолл сити
    21. Дом музыки на Таганке
    22. Дом культуры имени Русакова
    23. Торговый комплекс «Охотный Ряд»
    24. Здание редакции Известия
    25. Башня 2000 и Мост «Багратион»
    26. «Дом-Парус»
    27. Налоговая на Тульской
    28. Центральный офис Лукойла
    29. Инфекционная больница на Соколиной горе
    30. ДК имени Зуева

Фото: Google, РиаНовости, TimeOut, livejournal


© 2024
zko-pricep.ru - Полезные новости для автомобилистов